Найти в Дзене

Презумпция виновности: почему петербуржцы платят штрафы за сбои парковочного сервиса

Оглавление

Не тот результат

О причинах подобных сбоев организаторы платной парковки пользователям, как правило, не рассказывают. А они могут быть самыми разными — от отказа техники и ошибок персонала до уязвимос­тей ­программного продукта и хакерских атак. Добавляют проб­лем и периодически случающиеся перебои со связью. Но для автовладельцев причина и не важна, поскольку результат для них будет один: не оплатишь за 15 минут — заработаешь штраф автоматом. И никакие, даже самые уважительные, причины тут не имеют значения — все, что автоматически зафиксировано и оформлено, обжалованию не подлежит.

Нет, теоретически оспорить штраф за неоплату стоянки, конечно, можно, но вот практически… Отмена постановления об административном нарушении самим комитетом по транспорту на первой ступени обжалования — явление редкое. Их не отменяют даже в тех случаях, когда обеим сторонам известна причина неоплаты, и причина эта — технический сбой в работе сервиса.

«Комитет не отменяет практически ничего, вынуждая самых принципиальных водителей обращаться в суд, — пишет петербурженка Софья. — Но не все идут в суд, потому что там нужен адвокат, иначе совсем шансов нет. Большинство платят штраф, будучи с ним не согласными, и заканчивают это «бодание». Сами понимаете, с каким осадком в душе. Лишняя работа судам — отсюда длительность рассмотрения, расходы на юридическую помощь, нервы и неизвестный результат… Не очень похоже на тот результат, который прогнозировался при введении автофиксации нарушений».

Презумпция виновности?

Однажды вечером гражданин Л. поехал на Васильевский остров в театр. Оставил машину на парковке и в 18.52 отправил платежное SMS из расчета двух часов оплаченного времени. Уже в театре на всякий случай посмотрел, прошел ли платеж. Обнаружил, что ответа нет (при этом средств на счету телефона было более чем достаточно). Дозвониться по телефону 417-50-00 ему не удалось — было много звонков на очереди, а спектакль уже начался. Поэтому на всякий случай он отправил второе SMS, в 19.24. И опять без ответа. Дозвониться человек сумел только из дома — в 22.59. Диспетчер ответила, что оба его SMS видит, что они «в обработке», и больше ничего сообщить не смогла. Уже получив постановление об административном нарушении, днями позже, Л. звонил в техподдержку, и оператор ответил, что эти два SMS до сих пор видны, но у них статус «отменен». «Считаю вынесенное постановление неправомерным, поскольку факт неоплаты имел место не по моей вине», — написал горожанин в жалобе в управление административной практики комитета по транспорту. Потом просил о восстановлении пропущенного в переписках срока рассмотрения по делу… На свои обращения он получал многословные ответы (составленные, судя по всему, также автоматически), но результат был нулевым. Точнее, отрицательным: штраф, испорченное настроение, потраченные время и нервы.

И недоумение: как получилось, что в ситуации, когда ошибку (сбой) совершает техника, в отношении человека срабатывает презумпция его, человеческой, виновности? Ведь и платежные SMS были видны операторам, и все разговоры записываются, и о случившемся сбое принимающие решения ответственные товарищи ну никак не могли не знать… Почему же отмена ошибочного наказания с учетом всех этих факторов не происходит так же легко и автоматически, внут­ри самой системы, как и вынесение штрафа?

Подобных историй (со своими нюансами) петербуржцы могут рассказать множество. Большинство оштрафованных, как и Л., отступаются — и в суд отстаивать свою правду не идут.

Фото вне контекста

Помимо курсирующих по центральным улицам машин с буквой «Р» на борту и оборудованием для фотовидеофиксации за обочинами наблюдают также стационарные камеры, особенно в зонах действия знака 3.27 «Остановка запрещена» (коих в процессе организации ЗПП в четырех районах исторического центра стало очень много).

Вообще этих камер в городе установлено около 15 тысяч, а скоро станет еще больше. Такая фиксация нарушений в принципе здравый и современный подход. Однако пока наши «умные» камеры, судя по всему, недостаточно умны, и порой из инструмента контроля за порядком они превращаются в ловушку для автомобилистов. Водители зачастую штрафуются за стояние в пробке, при ожидании зеленого света на светофоре или возможности повернуть — камеры просто не видят разницы между нарушением ПДД и необходимостью остановки.

На недавнем заседании постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры городского парламента обсуждали проблемные вопросы автоматической фиксации нарушений в зоне действия дорожного знака 3.27. Пригласили к разговору и заинтересованные стороны — представителей таксомоторного бизнеса, автомобилистов-общест­венников, чиновников.

«Ключевая проблема — техническая невозможность для действующих алгоритмов отличить вынужденную остановку в потоке транспорта от преднамеренного нарушения, — обрисовал проблему председатель комиссии Алексей Цивилев. — Водители массово получают штрафы за остановки, которые не являются административным правонарушением по смыслу Правил дорожного движения. Согласно ПДД, остановка — это преднамеренное прекращение движения. Между тем камеры фиксируют случаи, когда водитель останавливается в заторе, ждет поворота налево, стоит на красный свет или не может въехать на платную парковку… Такие ситуации — следствие объективной дорожной обстановки, а не умысла нарушить правила. Тем не менее из‑за слишком коротких временных интервалов между снимками система автоматически выписывает штрафы, не учитывая контекста».

На автоматическую фиксацию в зоне знаков 3.27 жалуются и водители социального такси. Они даже предложили создать отдельный реестр машин, осуществляющих перевозку инвалидов, что позволило бы исключить их из системы автоматической фиксации. Обычные таксисты тоже нередко получают штрафы за высадку пассажиров у социальных объектов, хотя порой также перевозят людей с ограниченными возможностями, для которых долгий путь от машины — проб­лема. «Таксисты нам говорят: люди заказывают поездку в конкретное место, а высадить пассажира в радиусе 500 – 700 метров невозможно — зоны высадки не организованы, — подчеркнул Цивилев. — Особенно остро проблема стоит для социального такси, которое перевозит инвалидов, детей, участников СВО в поликлиники и больницы. Эти водители тоже получают штрафы».

По мнению председателя транспортной комиссии, система автоматической фиксации должна учитывать и реальную дорожную обстановку, ведь эта система создана для безопасности, а не для того, чтобы наказывать водителей за пробки. «Автоматизация должна помогать, а не создавать ловушки для добросовестных водителей. Мы, как комиссия Законодательного собрания, едины во мнении: невиновные граждане не должны нести бремя штрафов. Учитывая, что штраф за остановку в неположенном месте вырос до 4,5 тысячи рублей, это значительная сумма. Он должен приходить только тем, кто действительно нарушил. Система должна быть справедливой», — считает Алексей Цивилев.

Лекарства от «детских болезней»

Как лечить «детские болезни» этой все еще новой для нас системы автофиксации нарушений? По мнению экспертов-транспортников, решения есть. Например, отличать вынужденные остановки в пробках от преднамеренных нарушений помогают обзорные камеры, позволяющие анализировать общую дорожную обстановку и фиксировать наличие заторов (к слову, такие камеры в Петербурге уже начали внедрять).

По итогам этого заседания комиссия ЗакСа рекомендовала организаторам движения увеличить интервалы фотофиксации на подходах к перекресткам до длительности полного светофорного цикла. При такой настройке водителей в зоне знака 3.27 уже не будут штрафовать за ожидание зеленого света или возможности повернуть.

Комиссия ЗакСа также рекомендовала комитету по транспорту ­обустроить легальные зоны для такси у станций метро и социальных объектов с установкой знаков 5.18 («Место стоянки легковых такси») и соответствующей разметки, как того требуют ПДД. А при невозможности обустройства таких зон — рассмотреть вариант замены знака 3.27 («Остановка запрещена») на 3.28 («Стоянка запрещена») с увеличением интервала фиксации до 5 минут, что дало бы водителям необходимое для безопасной высадки пассажиров время. И, как сообщили депутатам в комитете по транспорту, в порядке эксперимента это будет сделано в ближайшее время на пяти самых востребованных адресах. Выводы последуют по итогам «пилота»: поможет ли это решение работе такси, как повлияет на движение транспорта и стоит ли продолжать замену далее.

«Мы определили ключевые точки вмешательства, но очевидно, что тут работы больше, чем на одно заседание, — отметил Цивилев. — Однако для начала мы направим официальный запрос в Главное управление ГИБДД в Москве для разъяснения спорных ситуаций по порядку действия дорожного знака «Остановка запрещена».

Если конкретнее, петербургские депутаты надеются получить внятный ответ на вопрос, можно ли «пересмотреть пресловутые 6 секунд для высадки пассажиров у знака 3.27» — ведь если раньше камеры делали снимки в зоне знака с минутным интервалом, то теперь их перенастроили всего на эти малые 6 секунд…

Оспорить штраф без бюрократии

Обсуждали в ЗакСе и необходимость упрощенного онлайн-механизма обжалования автоматических штрафов. Этот вопрос автомобильная общественность поднимает уже не первый год. Пишет письма в комтранс и даже иногда получает обнадеживающие ответы. Например, в конце лета глава комитета проинформировал, что срок решения вопроса — третий квартал 2025 года. Правда, он уже истек…

«Комитет по транспорту говорит горожанам: обжалуйте штрафы, в том числе через суд, но многие граждане не могут себе позволить нанимать дорогих адвокатов ради одного штрафа, — отмечает глава транспортной комиссии городского парламента. — Выявить эту системную проблему — как раз наша задача. Систему необходимо контролировать. Это вопрос обратной связи: если есть механизмы фиксации, должны быть и механизмы контроля за этой фиксацией. Автоматический контроль за дорожным движением будет только усиливаться: камер станет больше, Петербург уже начал проверять ОСАГО через них… Поэтому нам нужны действенные механизмы защиты невиновных. Главный принцип: люди, которые ничего не нарушили, не должны погружаться в бюрократические процедуры для оспаривания».

МЕЖДУ ТЕМ

Группа депутатов одной из фракций Госдумы направила запрос в Минтранс с предложением предоставить россиянам возможность оплачивать парковку в течение суток. И получила ответ: «Минтранс России осуществляет подготовку проекта федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «Об организации дорожного движения в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в рамках которой прорабатывается вопрос внедрения механизма постоплаты парковочных сессий». Такая мера, по мнению министерства, «позволит повысить платежную дисциплину пользователей платных парковок и снизить число штрафных санкций, применяемых к добросовестным пользователям».

Читайте также:

Октябрьские новеллы. В нашей стране в силу вступили важные законодательные изменения

Переквалифицироваться в пешеходы придётся тем, кого привлекут за нетрезвую езду