Найти в Дзене
Андрей Райтер

Как правильно читать стихотворения в школе?

Мой малыш - учащийся начальной школы не любит учить стихотворения, заданные на дом, в отличие от меня, когда я тоже учился в школе, - а было это более 25 лет назад. Он старается выбрать самые простые, короткие, лёгкие стихи, наверное, как и любой другой ребёнок. Я сразу спрашиваю его: "Ты выбрал самое эмоциональное?" Потому что именно такое стихотворение можно прочитать красиво, ярко, со смыслом, что любит учитель и за это ставит отличные оценки, и не задаёт вопросы о том, как понял ты то, что прочитал, что понял из прочитанного тобой. Потому что если ты сделал это так, то значит тебе понятно всё. Проверено на личном школьном опыте, да и не только так. Я много где выступал, моими зрителями, слушателями были разные люди. Так вот. Когда ты читаешь стихотворения эмоционально, как на театральной сцене, волнообразно, передаёшь смысл фраз, а иногда и каждого слова, получается так, что твоё чтение становится похоже на выступление артиста. Эти навыки я стараюсь передать и сыну, хотя он продо

Мой малыш - учащийся начальной школы не любит учить стихотворения, заданные на дом, в отличие от меня, когда я тоже учился в школе, - а было это более 25 лет назад.

Он старается выбрать самые простые, короткие, лёгкие стихи, наверное, как и любой другой ребёнок.

Я сразу спрашиваю его: "Ты выбрал самое эмоциональное?"

Потому что именно такое стихотворение можно прочитать красиво, ярко, со смыслом, что любит учитель и за это ставит отличные оценки, и не задаёт вопросы о том, как понял ты то, что прочитал, что понял из прочитанного тобой. Потому что если ты сделал это так, то значит тебе понятно всё.

Проверено на личном школьном опыте, да и не только так.

Я много где выступал, моими зрителями, слушателями были разные люди.

Так вот.

Когда ты читаешь стихотворения эмоционально, как на театральной сцене, волнообразно, передаёшь смысл фраз, а иногда и каждого слова, получается так, что твоё чтение становится похоже на выступление артиста.

Эти навыки я стараюсь передать и сыну, хотя он продолжает сопротивляться этому и показывает мне, как будет смирно стоять у доски, руки по швам.

К счастью, у меня получается убедить его, несмотря на все его нервы, психозы, возмущения и мы с ним разбираем каждые строчку, фразу, а иногда и слово стихотворения по полочкам, я объясняю ему какой смысл автор мог заложить в них, стараюсь сделать так, чтобы он понял это.

Я говорю ему: "Вот увидишь, учитель поставит сразу "5" без вопросов, потому что ты передал смысл произведения, а значит понял его, что для учителя самое главное, ведь он учит тебя именно этому - пониманию.

Пусть твои одноклассники смеются над тобой, как обычно, привычно (надо мной тоже смеялись), потому что ты прочитал по-другому, как не умеют, не хотят, не делают другие, потому что они читают не так, проще, стесняются выступить у доски перед классом.

В одном из последних стихотворений, которое учил малыш начало было таким: "Мама! Глянь-ка из окошка! Знать, вчера недаром кошка умывала нос!"

Я сказал сыну, чтобы он с этими словами обратился к учителю и показал в окно. Ведь она тоже мама и ей понравится такое прочтение стихотворения, такая передача его смысла, потому что это скажет о том, что ты понял то, что прочитал.

И что Вы думаете?

Всё получилось в точности также, как и у меня, когда я сам когда-то читал стихотворения у школьной доски.

Учитель поставил малышу "5" без вопросов и добавил, что он прочитал стихотворение как на театральной сцене.

Самое главное, важное - читать стихотворения, да и не только их со смыслом, а не просто, как это принято называть, с выражением, то есть - буквально рассказывать, показывать сюжет, чтобы слушатели погружались в него.

Причём передавать это не только голосом, а и телом, эмоциями, правильными жестикуляциями.

Какие-то слова, выражения, фразы читать ярче, громче, другие тише. Другими словами - волнообразно, гармонично, как по нотам - как артисты на театральной сцене