Стремясь развить отрасль региональных самолётов, бразильское правительство в 1940–50-х годах инвестирует в эту область. Несмотря на это, результат — создание компании Embraer — появился только к 1969 году. Она основана как компания, контролируемая государством.
Созданная по замыслу бразильского правительства и контролировавшаяся государством с самого момента создания и впоследствии. Embraer начала процесс приватизации во время правления И Тамара Франку. Embraer была продана 7 декабря 1994 года, что позволило избежать назревающего банкротства. При этом компания продолжила выигрывать контракты с государством.
У правительства осталась лишь «золотая акция», дающая возможность права вето в вопросах поставок военных самолётов.
В 2000 году Embraer выставил свои акции на бразильскую биржу B3 и Нью-Йоркскую фондовую биржу. Компания использует модель, согласно которой голоса крупных акционеров не превосходят голоса миноритариев вне зависимости от размера участия. Ключевыми акционерами Embraer является инвестиционный фонд Brandes (14,4%), Mondrian (10,1%) и Blackrock (5%). Бразильский национальный банк развития довольствуется 5,4 %. Оставшиеся 65,1% находятся в руках индивидуальных инвесторов или инвестиционных групп, каждый из которых имеет менее 5% акций. Все вышеупомянутые участники владеют обычными акциями с правом голоса. На сегодня крупнейший акционер - инвест.фонд Оппенгеймеров[возможно ошибаюсь, информация по инвесторам отличается в разных источниках].
С приходом капитала инвесторов[западных] дела Embraer резко пошли вверх[может просто совпадение-шутка].
Судьба компании находится в руках бразильских акционеров, которые находятся под защитой устава Embraer, согласно положениям которого большинство голосов на общем собрании принадлежит именно им. Доля иностранных акционеров не может превышать 40% от общего количества голосов на собрании. Что же касается стратегических решений, то все они принимаются через совет директоров, состоящий из 11 человек, 8 из которых являются независимыми лицами, один человек назначается правительством и двое – сотрудниками. После этого проект отправляется на рассмотрение акционерами на общем собрании.
Если же Boeing все же захочет приобрести 35% акций или больше для получения контроля над компанией, то ему необходимо будет получить одобрение со стороны правительства Бразилии, а так же определить цену покупки акций и получить согласие акционеров. Однако существует и другой вариант: Boeing может приобрести акции всех миноритариев, каждый из которых сам решает продавать свою долю или нет.
А теперь, из чего состоит Эмбрайер-190 и потом сравним с SSJ-100.
Дизайн
- Priestman Goode (Великобритания) - дизайн интерьера и стилистика кабины
Материалы:
- Daher (Франция) — композитные части
- Hexcel Composites (США) — препреги, композиты, включая углеродные волокна, панели, спойлеры, люки шасси, «соты», конструкционные клеи, рули и прочее
- SLCA (Safran, Aircelle, Франция) — композиты, компоненты кокпита
- Alcoa Aluminio (США) — алюминивые панели для фюзеляжа
- Aleris Aluminium Koblenz GmbH (Германия) — алюминий, ультра-толстые алюминевые части и экстра-широкие полированные алюминивые листы
- Advanced Chemistry & Technology, Inc. (США) — герметики для топливного бака и специальные химикаты
- Lamart Corporation (США) — ламинаты: APK-пленки для тепловой и акустической изоляции
Активные электронные компоненты
- Woodward MPC (США) высокопроизводительные электромеханические системы контроля движения
Компоненты / Приводы
- GE Aviation (США) — линейные приводы, системы срабатывания реверса тяги
- Microtecnica S.r.l. (Италия) — механические и горизонтальные приводы
- Parker Aerospace (США) — система управления полетом
- Rockwell Collins ElectroMechanical Systems (США) — механические приводы стабилизатора
Компоненты / Электрика
- Crane Aerospace & Electronics (США) — трансформаторы
Компоненты / крепежные изделия
- Ateliers De La Hte. Garonne (Франция) — заклёпки
- Avibank Mfg. Inc. (США) — Pins, болты, крепёжные детали и аксесуары
Компоненты / светотехника
- C & D Aerospace (США) — освещение кабины
- Goodrich Interiors (США) — все светильники и лампы.
- Honeywell Aerospace (США) — внутренняя и внешная светотехника
Компоненты / механические компоненты
- CanRep Inc. (Канада) антивибрационная изоляция
- Electromech Technologies(США) — воздуховоды и вентиляторы
- GE Aviation Systems (США) — нагреватели лобового стекла
- Goodrich (США) — система лобового стекла и дворники
- LORD Corporation (США) — антивибрационная изоляция
- Rockwell Collins (США) — модули управления дросселем двигателя
Компоненты / датчики
- Crane Aerospace (США) — датчики приближения: указатели положения и контрольные датчики на дверях, шасси и спойлерах
Компоненты / структурные части
- Asco Industries N.V (Бельгия) — Flap/Slat Mechanisms
- California Drop Forge (США) — штамповка деталей шасси
- Otto Fuchs KG (Германия) — точная ковка для пассажирских окон
- Patricomp Oy (Финляндия) — горизонтальные передние кромки
- Precimecan (Франция) — структурные детали
- TITAL GmbH (Германия) — алюминивые и титановые детали
Компоненты / переключатели
- Electro-Mech Components (США) — механические переключатели и «линзы»
Компоненты / краны
- Nichols Airborne Division (США) — топливные краны
- Woodward Aircraft Turbine Systems (США) — краны и клапаны для CF34-10
Компоненты / стекла и окна
- GKN Aerospace Transparency Systems Inc. (США) — ламинированные ламинированные акриловой окна пассажирского салона
- PPG Aerospace Transparencies (США) — окна кабины пилотов
Сборка планера
- AERnnova (Испания) — части фюзеляжа: хвостовая часть фюзеляжа и гермошпангоут; Empennages, Horizontal & vertical empennages, including rudders & elevators
- Aero Vodochody a.s. (Чехия) — сборка дверей для Latecoere (Франция)
- Ducommun AeroStructures, Inc. (США) — части фюзеляжа: фюзеляж и покрытие дверей
- ECE (США) — рулевая система
- Kawasaki Aerospace (Япония) — крыло
- Korean Air Aerospace (Корея) — части фюзеляжа
- Latecoere (Франция) — все двери и люки, носовой конус, нижняя нововая часть, части «бочки» фюзеляжа
- Patricomp Oy(Финляндия) — Assembly of pressure bulkhead (for AERnnova)
- Saint-Gobain Performance Plastics (США) — прочее
- SK3000 Aeronautica (Испания) - винглеты
- Socata SAS (Франция) — задняя часть фюзеляжа
- Sonaca SA (Франция) — крыло: кромки и панели крыла, панели фюзеляжа и киль
- Vought Aircraft Industries (Contour Aerospace) (Франция) — крыло: панели крыла и компоненты крыла
Интерьер кабины
- Airsigna GmbH (Германия) — сигналы, туалеты и прочее
- C & D Aerospace (США) — пол, оборудование туалетов, кресла, и прочее
- DeCrane Aircraft (США) — эксклюзивные кресла
- Fischer Advanced Composite Components AG (Австрия) — интерьер кабины
- PATS Aircraft Systems (США) — интерьеры люкс
- Sell GmbH (Германия) — кухни
- C & D Aerospace (США) — кресла пилотов, стюардов и контрелеров
«Экологические» системы
- Allied International (США) — акустическая изоляция
- C & D Aerospace (США) — удаление грязной воды, акустическая изоляция, водяные системы
- Goodrich (США) — подогреватели воды, система пиьевой воды
- Hamilton Sundstrand (США) — кондиционирование и давление в кабине
- Monogram Systems (США) — мусор и грязные воды
- Nord-Micro AG & Co. OHG (Германия) — система контроля давления кабины, система вентиляции
Гидросистемы
- Parker Aerospace(США/Европейский филиал) — гидравлические системы
- PTI Technologies Inc. (США) — фильтры
Шасси
- Dunlop Aircraft (Франция) — шины
- ECE (США) — управление шасси
- Liebherr-Aerospace Lindenberg GmbH (Германия) — шасси
- Meggitt (США) — тормозная система
Кислородное оборудование
- B/E Aerospace (США)
Системы безопасности
- Airsigna GmbH (Германия) — система аварийной посадки (и аварийного освещения)
- Artex Aircraft (США) — аварийные передатчики
- BaseWest (США) — аварийное освещение, освещение трапов и связанная проводка
- C & D Aerospace (США) — аварийное освещение, детекторы дыма и огня, пожаротушение, аварийные трапы
- Pacific Scientific Aerospace (США) — пожарные датчики и пожаротушение
Авионика
- AMETEK Aerospace & Defense (США) — многоосевые акселерометры
- Sagem Défense Sécurité (Франция) — акселерометры и резервные модули для системы fly-by-wire, «чувствительность педалей» и прочее
- International Communications Group (Швеция) — системы коммуникации
- Honeywell Aerospace (США) — система управления авоникой: Primus Epic integrated avionics suite
- Sagem Défense Sécurité (франция) — система мониторинга состояния самолета
- Kollsman Inc, (США) — Enhanced Vision Systems (EVS): Kollsman EVS II (Lineage 1000)
- Air Precision Clocks (США) — электронные часы
- AMETEK Aerospace & Defense (США) — индикаторы кокпита и дисплейные системы
- Goodrich (США) — компьютеры, система обнаружения обледенения, все температурные сенсоры, SmartProbe multi-function air data systems
- Rockwell Collins (США) — дисплеи и head up guidance system
- Thales Avionics (Франция) — электронная система управления полетом
- ACSS (США) — система предотвращения столкновений TCAS 3000SP
ВСУ
- Barry Controls Aerospace (США) — части ВСУ, вибрация, изоляция, шум
Батареи и аксуссуары
- Crane Aerospace (США) — зарядные устройства и анализаторы батарей
- Saft America Inc.(США) — никель-кадмиевые батареи
Электрика
- ECE (США) — первичная система распределения энергии, распределительные коробки, контакторы
- Judd Wire Inc. (США) — электрические провода и кабели
Двигатели
- GE Aviation (США) — двигатели CF34-10E
Компоненты двигателя
- Aircelle (Франция) — реверс
- Meggitt Sensing Systems (США) — мониторинг состояния двигателя, интерфейс и управление питанием (EIPM); вибрации и балансировки вентиляторов
- Techspace Aero S.A. (Бельгия) — компрессоры
- Vought Aircraft Industries (США) — пилоны двигателя
Топливная система
- Argo-Tech Corporation (США) — топливные помпы для главных двигателей
- Crane Aerospace & Electronics (США) — масляные фильтры
- Goodrich Corporation (США) — компоненты двигателя и топливные форсунки
- Parker Aerospace (США) — топливная система
- Woodward Aircraft Turbine Systems (США) — дозаторы топлива
Системы питания / передача
- BMT Aerospace International (Бельгия) — шасси и другие системы, стойки и шестерни, а так же механизм slat-slat/track
Production / Machining
- M. Torres Disenos Industriales S.A.(Испания) — фрезерные гибкие системы
- Kahn Industries Inc./Kahn & Co (США) — динамометры и гидравлический динамометр для испытания ВСУ
- Omega Technologies, Inc.(США) — все инструменты для сборки планера
Тестирование
- CTA — Aeronautical Technologies Centre (Испания) — ресурсные и статические испытания самолета
Как видим Эмбрайер-190 (да и прочие модели) напичкан импортом. 4 из 6 секций фюзеляжа, крыло и оперение — иностранные. Все компоненты, от шасси до заклёпок, от дверей до стекол, от кресел до двигателей и от авионики до алюминия — в общем всё, ПОЛНОСТЬЮ, из импортных частей, причём от лучших мировых производителей (нет ни одной бразильской компании, только сборка). Даже статические и ресурсные испытания — и то импорт. Бразилия номинальна.
- Однако Бразилия субсидирует фирму Embraer, даже несмотря на санкции ВТО. Почему бы?
- Где эти бразильские Эмбраеро-фобы, поливающие гордость их промышленности?
На фоне Embraer 190 наш SSJ просто суперроссийский. Подумайте: ВСЁ проектирование и ВСЕ испытания (статика, ресурс и пр) велись в РФ. У Эмбрайера это импорт. ВЕСЬ фюзеляж и крыло SSJ делают в России. У Эмбрайера это импорт, 4 из 6 "бочек", крыло, оперение - делают за рубежом. Композиты для SSJ делают на ВАСО, у Эмбрайера всё импорт. Двигатели для Суперджета делают в Рыбинске, у Эмбрайера всё импорт. Метал для Суперджета - российский, у Эмбрайера и заклёпки и металл - импорт. Дизайн кабины пилотов Суперджета делала жуковская фирма, у Эмбрайера всё импорт. В создании Суперджета принимают участие и фирмы из Нижнего Новгорода (Гидромаш, Теплообменник, Скат) и Ульяновские, у Эмбрайера всё импорт.
Фирма ГСС принадлежит на 75% России (через 100% российский ОАК), Эмбрайер же принадлежит правительству Бразилии на 0.3%.
Однако Эмбрайер все считают бразильским самолетом, сделанным бразильской же фирмой. Что мешает нам по этой логике считать SSJ российским самолетом?
Я сторонник того, чтобы комплектующие были отечественными, но начало 2000-х авиапром РФ был в плачевном состоянии. Отечественные производители комплектующих много чего не могли предложить. Скажем так, даже провода вместо того же BaseWest(США). Даже якобы «наш» Ан-148 — тоже имеет импортную проводку. И где же наши производители проводов? А ОАК хотела продавать самолёты в товарных количествах за рубежом[хотет-не вредно, вредно-не хотеть].
Выводы: говорим Embraer, подразумеваем США, и говорим США, подразумеваем Embraer. Бразилия и городок Гавиро-Пейшоту в частности больше выглядят как цех окончательной сборки современных Е-Jets, а вся начинка, технологии, и, самое главное, дешевый капитал родом тянутся из США, в этом смысле E-Jets гораздо более импортный, чем SSJ. И явление "Эмбраер покупают" объясняется тем, что причина этому демпинговый лизинговый капитал хозяев как самого Embraer, так и поставщиков систем. А так сам самолет по поколениям систем, надежности (да-да, именно надежности!), запасу прочности и адаптированности к нашим суровым условиям напрочь проигрывает SSJ, да и по части комфорта тоже. Т.е. если его разбирают за дешевый лизинг, то это вовсе не означает, что сама матчасть является выдающейся и на острие прогресса.
Об заниженном расходе топлива в презентационных буклетах Embraer-190 поговорим в следующей статье.
Р.С. Советую всем посмотреть фильм "Жуковский" 1950 года[сам недавно нашел]. Фильм актуален и сегодня, как и больше 100 лет назад: такие же чиновники, и такое же отношение к отечественной авиации.
А что вы думаете по этому поводу, дорогие читатели. Выскажите свое мнение в комментариях.
Другие мои публикации можно посмотреть на канале: сергей СМИРНОВ