Найти в Дзене
Книжная комната

О книге: Тынянов Ю.Н. "История литературы. Критика"

Здравствуйте! Сегодня поговорим о книге: Тынянов Ю.Н. История литературы. Критика. - СПб.: Азбука-классика, 2001. Многим любителям чтения Юрий Тынянов (1894-1943) известен как автор художественных текстов. Романы Тынянова "Кюхля" и "Смерть Вазир-Мухтара" некоторые читают ещё в старших классах, другие - позже, но главное - читают (благо, эти и другие его художественные произведения хорошо издавались). Менее известен Ю. Тынянов как литературовед и литературный критик, а ведь были ещё и художественные переводы (не случайным, но скорее закономерным воспринимается тот факт, что дочь писателя - Инна Тынянова - стала блестящим переводчиком с испанского). Интересно, что "эти два начала - научное и художественное - в работе Тынянова взаимодействовали. Литературоведение помогло ему найти уникальные темы для писательской работы, а понимание писательства изнутри помогало постигать литературу" (В. Новиков). Во всех своих начинаниях, в том числе в теории и литературной критике, Ю. Тынянов, как прави

Здравствуйте!

Сегодня поговорим о книге: Тынянов Ю.Н. История литературы. Критика. - СПб.: Азбука-классика, 2001.

Многим любителям чтения Юрий Тынянов (1894-1943) известен как автор художественных текстов. Романы Тынянова "Кюхля" и "Смерть Вазир-Мухтара" некоторые читают ещё в старших классах, другие - позже, но главное - читают (благо, эти и другие его художественные произведения хорошо издавались).

Менее известен Ю. Тынянов как литературовед и литературный критик, а ведь были ещё и художественные переводы (не случайным, но скорее закономерным воспринимается тот факт, что дочь писателя - Инна Тынянова - стала блестящим переводчиком с испанского).

Интересно, что

"эти два начала - научное и художественное - в работе Тынянова взаимодействовали. Литературоведение помогло ему найти уникальные темы для писательской работы, а понимание писательства изнутри помогало постигать литературу" (В. Новиков).
-2

Во всех своих начинаниях, в том числе в теории и литературной критике, Ю. Тынянов, как правило, был первопроходцем, открывавшим новые горизонты в восприятии и понимании литературных фактов. Интуиция и недюжинный ум "обеспечивали" самостоятельный и точный характер предметного анализа и итоговых выводов. По прочтении рассматриваемого издания справедливость этого утверждения становится очевидной.

-3

Сборник статей "История литературы. Критика" (2001) состоит из двух разделов, из заглавий которых ("История литературы" и "Критика") составлено название всей книги.

В первом разделе - 8 статей, посвящённых знаковым и значимым именам русской поэзии и драматургии XIX века: Пушкину, Кюхельбекеру, Грибоедову, Тютчеву. Причём пять статей "адресованы" Пушкину.

-4

В данном обзоре не ставится задача исчерпывающе высказаться о столь объёмном материале; возможно, это будет сделано позже.

-5

Второй раздел (в разы меньше по объёму) посвящён современной автору поэзии и состоит из четырёх статей. Ярких и искромётных.

Вот авторитетное мнение современного исследователя творчества Ю. Тынянова, одного из авторов его биографии:

"...Тынянов совсем немного успел поработать в литературной критике, но оставил там неизгладимый след. И прежде всего это его гениальная статья-эссе <...> "Промежуток" 1924 года" (В. Новиков).

Именно эта "поэма" открывает заключительный раздел книги. Остановимся на ней чуть подробнее.

В статье "Промежуток" речь идёт о первом ряде русской поэзии начала XX века: Есенине и Ходасевиче, Ахматовой и Маяковском, Хлебникове и Пастернаке. В завершение говорится о Мандельштаме и Тихонове. Обо всех этих не раз и не два прочитанных (по крайней мере, филологами) поэтах Тынянов умеет высказаться оригинально, необычно, порой парадоксально, но всегда захватывающе интересно. "Высокая простота" и лапидарность слога Тынянова обеспечивают указанный интерес, делают филологию, по слову учёного, подлинно "весёлой".

-6

В статье "Литературное сегодня" (1924) Ю. Тынянов саркастически и очень остроумно пишет о тотальном подпадении отдельных писателей под литературную тему, однажды счастливо найденную и бесконечно теперь эксплуатируемую. Борьба с шаблонами и ожидание новой крупной формы в литературе - содержание и пафос этой работы. Иногда Тынянов становится "безжалостным", отмечая, что

"современная Россия - либо 60-е годы, либо Брынский лес, в зависимости от того, в какой тип романа она попадает" (С. 440).

Если говорить персонально, то "под раздачу" попадают Эренбург, А. Толстой, Пильняк и другие, менее даровитые прозаики. Положительно оценивается творчество Замятина, говорится о возможной "счастливой" писательской судьбе Л. Леонова, отмечаются отдельные положительные стороны в писаниях Вс. Иванова. Но в целом говорить о будущности отечественной романной прозы - дело бесперспективное, о чём в остроумной форме сообщается в последних строках статьи:

"Много заказов было сделано русской литературе. Но заказывать ей бесполезно: ей закажут Индию, а она откроет Америку" (С. 458).

Завершают этот раздел две статьи о поэзии: "О Хлебникове" и "Валерий Брюсов".

Основной корпус книги заключает статья "История жизни и история литературы" С. Коробейникова, выполняющая роль Послесловия с комментированием.

-7

P.S. Глубоко прав современный исследователь, утверждая, что

"Тынянов - это открытие. <...> Он никогда не пересказывал, только искал и находил, переходя от наблюдений к описанию закономерностей" (Е. Тростин).

Для постижения этих "закономерностей", характерно отличающих русскую литературу в целом и творчество отдельных художников слова в частности, рассмотренное издание рекомендуется к прочтению.

***

Благодарим за внимание! До встречи.