8 ноября в нашей стране отмечается День ветеранов спорта. Этот праздник посвящен людям, которые внесли значительный вклад в развитие отечественного спорта, воспитали не одно поколение молодых спортсменов и оставили яркий след в истории спортивных побед. О преданности спорту, секретах тренерского мастерства и судьбоносных поворотах жизни рассказывает заслуженный тренер России, легенда тюменского хоккея Александр Кузьмин.
С хоккеем по жизни
— Александр Константинович, ваше имя прочно ассоциируется с ХК «Рубин», которым вы руководили без малого двадцать лет. Именно с вами тюменский хоккейный клуб смог добиться наивысших результатов в своей истории. Кульминацией этого успеха стал выход команды в полуфинал Межнациональной хоккейной лиги в 1996 году. Поделитесь секретами вашего тренерского успеха.
— Как сказал патриарх отечественного хоккея Анатолий Тарасов: «Быть тренером — это талант». И это действительно так. Тренер должен быть компетентным: обладать знаниями и опытом, постоянно учиться и развиваться, чтобы разбираться в своем деле досконально и быть для своих воспитанников примером. Еще одно важное тренерское качество — коммуникабельность: тренеру важно иметь пробивные способности.
Хоккей — это не только физические тренировки, это воспитание силы духа, морально-волевых качеств. В тренерской работе огромную роль играют психология и педагогика, личный пример. Каждому игроку нужно суметь сказать такие слова, которые он услышит, осознает и примет. Общаться с людьми и находить подход к команде я научился в Высшей школе тренеров в Москве, где я учился два года. Мне в жизни выпала по-настоящему уникальная возможность перенимать опыт у великих мастеров: Анатолия Владимировича Тарасова и Виктора Васильевича Тихонова — грандов советского тренерского искусства. У Тарасова я учился в Москве, у Тихонова проходил практику в ЦСКА. У этих выдающихся людей, настоящих легенд, я почерпнул массу полезных знаний.
Большую любовь к хоккею мне привил мой первый наставник, тренер-преподаватель, изумительный человек Марк Исаакович Судат. Он сказал мне очень мудрые слова: «Будь ты хоть семи пядей во лбу, но если не подкреплять это желанием трудиться, ответственностью и дисциплиной, больших успехов в спорте не добьешься». Я считаю его вторым отцом, потому что он меня наставил на путь истинный, научил уважительно относиться к хоккею, объяснил, что без дисциплины и большого труда в жизни ничего не получится, за что я благодарен ему до глубины души.
— Вы всегда говорите, что ваша любовь к хоккею родом из детства. Расскажите, как проходили ваши дворовые хоккейные баталии.
— Формы и экипировки у нас поначалу не было, поэтому всё снаряжение мы чаще всего мастерили своими руками. Вместо хоккейных щитков использовали старые книги или деревяшки, которые вставляли в валенки. Вратарскую клюшку я делал из березы, обивал деревянную заготовку жестью и обматывал изолентой, чтобы ее хватило на подольше. В результате она весила три килограмма! Шайбой служила пустая консервная банка, внутрь которой для утяжеления вкладывали мокрую тряпку. Кто больше банок забил в ворота соперника, тот и победил. А когда такая самодельная шайба прилетала вратарю в лоб, то ссадин и порезов было не избежать, ведь защитных масок у нас не было, но нас это нисколько не пугало. За свою жизнь я получил семнадцать шрамов на лице и первый из них приобрел еще в детстве как раз от консервной банки.
Как сказал первый вратарь сборной команды Советского Союза по хоккею Николай Пучков, «вратари — ненормальные люди: ну какой нормальный человек встанет в ворота, чтобы в него камни бросали?..» Вратарский труд — один из самых тяжелых в спорте. Хоккейный вратарь — центральная фигура в команде. От его вклада во многом зависит результат игры, успех всей команды. Надежная игра вратаря вселяет в товарищей спокойствие и уверенность, тогда как слабая игра вносит в игру нервозность и хаотичность и, как правило, приводит к поражению команды.
— Какие случаи из детства помнятся особо?
— Таких историй очень много. Помню, как мне посоветовали тренировать необходимое для вратаря физическое качество — растяжку, и я учился садиться на шпагат в валенках, которые сначала опускал в кадушку с водой, а потом выставлял на мороз. Обледеневшие валенки хорошо скользили по накатанной дорожке и помогали мне разрабатывать растяжку. Я освоил и продольный, и поперечный шпагат. И это умение здорово пригодилось мне при сдаче вступительных экзаменов в институт.
— Вы пробовали себя и в футболе, и в хоккее. Почему решили стать именно хоккейным вратарем?
— В СССР очень активно развивали массовый спорт. В каждом советском городе и поселке первым делом открывали спортивный клуб и строили стадион. В школу мы шли через стадион, домой возвращались тем же путем. Можно сказать, росли на стадионе. Позже стали появляться спортивные секции, но тренеры были не профессионалы, а любители — увлеченные своим делом энтузиасты. Я попробовал себя в разных видах спорта, в том числе в акробатике и в боксе, но больше всего мне нравились футбол и хоккей, причем с самого начала меня манили ворота, я всегда выступал в амплуа вратаря. Но для футбольного голкипера моего роста, метр семьдесят два, было недостаточно. Вот почему в Омском институте физической культуры, куда я в 1965 году поступил после окончания школы, мне посоветовали остановиться на хоккее с шайбой. Так я и начал свою карьеру хоккейного вратаря.
— В какой момент начали заниматься хоккеем на профессиональном уровне?
— К четырнадцати годам я понял, что своей жизни без хоккея не представляю, а в шестнадцать лет начал выступать за взрослую команду нашего города «Шахтер». Энтузиасты привезли нам из Новокузнецка старенькую форму, и мы начали культивировать в Белово хоккей с шайбой. Я защищал ворота, был очень воодушевлен и увлечен игрой, а старшие товарищи называли меня «вратарь-кошка». Я очень гордился тем, что играю за взрослую команду и тем, что мне дали такое почетное имя. Вратарскому мастерству тогда никто не учил, я был вратарем-самоучкой. Это сейчас есть тренеры по каждому игровому амплуа. С голкиперами работают отдельно, воспитывают, ставят технику, обучают тактике. Я же старался сам набираться знаний, перенимать опыт старших коллег, примечать моменты, которые пригодились мне и в тренерской работе.
— Вопрос «кем стать» перед вами не стоял — вы твердо знали, в какой вуз поступать?
— Совершенно верно. Окончив одиннадцать классов, я поступил в Омский институт физической культуры, единственный в Сибири спортивный вуз на тот момент. В школе я учился неплохо и вступительные испытания по физике, химии и русскому языку выдержал нормально. Предстояло сдать нормативы: бег, толчок ядра и другие. И вот тут произошла еще одна история. На перекладине надо было подтянуться минимум восемь раз, а я смог только три. Комиссия, понятно, разочарована, а я беру, отпускаюсь и сажусь на поперечный шпагат. Все охнули от испуга, а я целёхонек.
Тренер-преподаватель и мой первый наставник Марк Исаакович Судат организовал в Омске команду мастеров класса «Б», которая выступала в чемпионате РСФСР. Он и пригласил меня в 1967 году там играть вместе с другими студентами. В 1969 году мы стали чемпионами РСФСР. На финальном турнире я был признан лучшим вратарем, а лучшим защитником стал Геннадий Цыганков из хабаровского СКА — будущий игрок ЦСКА и сборной Советского Союза. Через год меня призвали в армию. Я выступал в Новосибирске за армейскую команду. В одном из матчей с «Шахтером» из Прокопьевска мы выиграли со счетом 4:0. После игры к нам в раздевалку зашел генерал, командующий Сибирским военным округом, снял со своей руки «Командирские» часы и в качестве награды за мой вклад в общую победу сделал мне такой памятный подарок.
Путь от играющего вратаря к заслуженному тренеру
— Расскажите о вашей супруге: вы вместе уже 55 лет, воспитали пятерых детей, награждены медалями «За отцовскую доблесть» и «Материнская слава». Как вас свела судьба?
— Мы встретились в Омском институте физкультуры. Моя супруга тоже спортсменка, конькобежка, кандидат в мастера спорта. Мы виделись в институте, но по-настоящему разглядели друг друга, когда случайно встретились на вокзале, где ждали своих поездов, которые запаздывали. Жена моя — уралочка, из Миасса, и ехала домой на каникулы, а я — в Кузбасс. Помню, какой тогда увидел Валентину: на ней было голубое пальто джерси, белая пушистая заячья шапочка, а глаза — голубые-голубые... У нас было две свадьбы. Одна — студенческая, в Омске, для друзей по институту, а вторую нам устроили родители в Белово — с ряжеными цыганами и с лошадьми. Гуляли три дня!
— У вас родилось пятеро детей. Как совмещали семейную жизнь и спортивную карьеру?
— Спортивная жизнь — это большой труд и ответственность. Работа тренера предполагает частые отъезды, командировки, выездные сборы, матчи. Когда я два года учился в Высшей школе тренеров в Москве, у жены на руках было трое сыновей, она работала учителем физкультуры в школе, занималась детьми, а я прилетал домой раз в месяц, привозил семье из столицы гостинцы и подарки. Порой было нелегко, но вместе мы со всем справились. Я очень благодарен жене за всё. Она мой надежный тыл.
— Как развивалась ваша спортивная карьера в качестве вратаря?
— После службы в армии в 1971 году меня пригласили в Тюмень играть за «Водник». Я показал себя с хорошей стороны, и вскоре на меня обратили внимание клубы высшей лиги. В следующем сезоне я перешел в челябинский «Трактор», который играл с ЦСКА и с другими топовыми командами. Это был важный жизненный этап и момент, когда поменялось мое мировоззрение. Я понял, что проявить себя на таком уровне мне сложно, не хватает мастерства, поэтому нужно учиться, повышать свой профессионализм. У меня была отменная реакция, координированность, но недоставало вратарской школы. Отыграв один сезон за челябинский «Трактор», я в 1973 году вернулся в Тюмень и начал выступать уже не за «Водник», а за «Рубин», который к тому времени стал главной хоккейной дружиной города. Команда была хорошая, в 1979 году мы вышли в первую лигу. Для тюменского хоккея это было серьезное достижение.
Как игрок я достиг определенных высот, но в полной мере раскрылся как тренер. Не люблю хвастаться, особенно когда речь идет о личных заслугах, но в 2012 году Николай Федоренко издал книгу, где были названы лучшие тренеры России. В их когорту вошел и я наряду с такими великими людьми, как Виктор Тихонов, Вячеслав Быков, Владимир Юрзинов, Сергей Михалев, Валерий Белоусов, Геннадий Цыгуров и многие другие выдающиеся тренеры. Безусловно, это очень почетно. Также я попал в число десяти лучших спортсменов двадцатого века родного города Белово. Первым в рейтинге, который был составлен в начале двухтысячных годов, стал Олимпийский чемпион по тяжелой атлетике, многократный чемпион мира и Европы Алексей Вахонин, а вместе с ним в эту десятку вошел и я, хоккеист, заслуженный тренер России.
Хоккей — это не игра, а образ жизни
— А где и у кого учились тренерским премудростям?
— После института учился много и всегда старался впитывать знания, как губка, перенимать опыт у мастеров своего дела. Многие советы наставников пригодились мне в тренерской работе. Так, заслуженный тренер Анатолий Васильевич Муравьев, посоветовал мне наблюдать, как работают другие тренеры, и всё фиксировать. Так я и делал. Прошла тренировка, все отдыхать, а я за стол — писать свои заметки: что мы сегодня делали, какие приемы можно взять на вооружение, а как тренеру делать не надо. Это стало ежедневной привычкой.
За годы накопилось много записей с афоризмами и цитатами. Приведу несколько о хоккее. «Хоккей не терпит слабых и дохлых в моральном плане. Если эти вещи не понимать, то незачем брать в руки клюшку». «Хоккей — игра командная, и больших успехов может добиться только дружный коллектив единомышленников». «Через тяжелые, изнурительные, а порой невыносимые тренировки мы тренируем не только физические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость, но мы тренируем еще волю, характер победителя и чемпиона». «Какая бы у тебя ни была отличная команда, с плохим вратарем никогда не добиться результата». «Шансы — это еще не гарантия успеха». «В спорте, как и в жизни, важно сконцентрировать всё: силы, волю, умение, никогда не сдаваться и всегда стремиться к победе».
— Под вашим руководством тюменский «Рубин» одерживал самые знаковые победы и вышел в полуфинал Межнациональной хоккейной лиги. В чем секрет вашего успеха как тренера?
— Есть такое выражение: удача — это постоянная готовность использовать случай. Это значит, чтобы достичь результата, нужно использовать тот единственный шанс, который тебе дается. И в моей жизни получалось именно так. Это не означает, что всё давалось легко и просто, были разные периоды, но путеводная звезда мне всегда светила и продолжает светить.
— Александр Константинович, есть ли место спорту в вашей жизни сегодня? Как проводите свободное время? Какое у вас хобби?
— Мое любимое хобби — хоккей. Это моя жизнь, и даже больше! Я смотрю все хоккейные трансляции, хожу на матчи, вожу пятилетнего внука на занятия хоккеем. Мое утро до сих пор начинается с зарядки. Не зря говорят, что дисциплина — это необходимость делать то, чего очень не хочется, чтобы достичь того, что очень хочется. Позанимаешься — и сразу чувствуешь себя лучше. А еще я тренирую команду любителей «Самозванцы», где играют взрослые состоявшиеся люди, которые в детстве или в юности мечтали играть в хоккей и сейчас могут эту мечту исполнить: участвовать в соревнованиях и побеждать. Советую всем родителям давать детям возможность пробовать свои силы в разных видах спорта, а взрослым — всячески поддерживать начинания юных спортсменов.