Найти в Дзене

Книжный клуб: "Петровы в гриппе" Алексея Сальникова

Этот роман мне пришлось перечитывать дважды. Вернее, возвращаться в начало и в середину, чтобы кое-что уточнить, сложить 2+2 после финальной главы. Внимание! Дальше будут спойлеры! Действие романа разворачивается в Екатеринбурге - в этом городе Андрей Сальников проживает и по сей день. У меня с Екатеринбургом отношения сложные - с каждой нашей новой встречей он мне всё больше не нравится. И меня совершенно не удивило, что покровителем этого неуютного места Сальников назначает Аида. Да, того самого. Бога подземного мира. Хотя я бы, наверное, на эту роль выбрала Диониса - бога хаоса. Тем более что жена Петрова, словно менада, переживает время от времени приступы безумия: её охватывает непреодолимое желание пролить кровь мужчины🤔 Однако мрачный Аид - персонаж для Екатеринбурга более подходящий, согласна. И появляется в первой главе он феерически - на катафалке. Но то, что это сам Аид, читатель не верит до самой последней главы: автору отлично удается сочетать обыденное, бытовое

Постер к фильму, снятому по книге в 2021 https://ie.pinterest.com/yoana_yo_yo/идеи-за-списание-и-книги-и-обложки/
Постер к фильму, снятому по книге в 2021 https://ie.pinterest.com/yoana_yo_yo/идеи-за-списание-и-книги-и-обложки/

Этот роман мне пришлось перечитывать дважды.

Вернее, возвращаться в начало и в середину, чтобы кое-что уточнить, сложить 2+2 после финальной главы.

Внимание! Дальше будут спойлеры!

Действие романа разворачивается в Екатеринбурге - в этом городе Андрей Сальников проживает и по сей день.

У меня с Екатеринбургом отношения сложные - с каждой нашей новой встречей он мне всё больше не нравится.

И меня совершенно не удивило, что покровителем этого неуютного места Сальников назначает Аида.

Да, того самого. Бога подземного мира.

Хотя я бы, наверное, на эту роль выбрала Диониса - бога хаоса. Тем более что жена Петрова, словно менада, переживает время от времени приступы безумия: её охватывает непреодолимое желание пролить кровь мужчины🤔

Однако мрачный Аид - персонаж для Екатеринбурга более подходящий, согласна.

И появляется в первой главе он феерически - на катафалке. Но то, что это сам Аид, читатель не верит до самой последней главы: автору отлично удается сочетать обыденное, бытовое и фантастическое: у каждого второго есть такой вот странноватый друг, втягивающий в разные мутные истории. Иногда комические, иногда опасные. Вся эта история с угнанным катафалком в первой главе не выглядит мистической.

И лишь к финалу обретает совсем другой смысл.

Приходится возвращаться в первую главу и ещё раз перечитывать, казалось бы, обычный пьяный мужской разговор на кухне.

И да, один из них - таки Аид, другой - философ (и немного родственник греческого бога), а Петров...

Петров (с виду совершенно обычный автослесарь) - художник - самоучка, создатель миров и параллельных вселенных. Он рисует комиксы.

Экранизацию не смотрела, но по отзывам поняла, что в фильме всё, что происходит, оказывается плодом его воображения, усиленного гриппозной горячкой.

И это вполне возможно - нет в романе точного ответа на вопрос: это сон, бред или явь.

Жена Петрова - библиотекарь, но у неё тоже есть тайная жизнь: иногда она убивает мужчин. Чаще всего "плохих парней" - в романе Нурлыниса охотится на мужа коллеги, который эту коллегу поколачивает.

Петрова не помнит детства, но помнит то место - вечное пламя, где обитала её душа, а Игорь - Аид утверждает, что привёл автослесарю жену из своего царства.

Внешне Петровы - среднестатистические, обычные: с очень обычной фамилией, со знакомыми каждому родителю современного школьника эмоциями, с понятными конфликтами со старшим поколением.

Узнаваемы воспоминания из детства: автор романа родился всего на год раньше меня.

Локации, знакомые каждому советскому ребенку: ёлка в клубе, дача у бабушки. Не сомневаюсь, Сальников, как и я, перечитал всю фантастику, что была в местной библиотеке.

И сквозь обычное везде прорастает странное. Сюрреалистическое.

Не случайно время действия - канун Нового года. Время перехода от прошлого к будущему. Состояние гриппа - между бредом и реальностью. Между жизнью и смертью.

Театральное представление, театр вообще - это тоже место перехода из обыденности во вновь повторяющийся и оживающий миф. Даже если мы давно утратили древнегреческое понимание этого действа.

Именно на ёлке происходит ключевое событие романа. И оно как воспоминание Петрова тоже мелькает в самом начале текста.

Таким образом, перед нами - опять-таки кольцевая композиция 👆

Закольцовано, правда, здесь позатейливее, чем в "Авиаторе".

Там сюжет делает круг, змея кусает свой хвост (или не кусает), а здесь действие разворачивается по спирали: одни и те же события мы видим глазами разных персонажей, и каждый раз они нам открываются с новой стороны.

Признаюсь, начитавшись отзывов, я ожидала бОльшего хаоса. Но нет: все ружья развешаны, все таблетки аспирина разложены в нужных местах.

Автор начинал с поэзии, но стиль его прозы больше напоминает отстраненное повествование Пелевина.

И мотив творчества,

предназначения - один из центральных в романе.

И та же пелевинская ирония по отношению к современным творцам: никому не дано вырваться из круга вторичности, все гениальное уже написано. Мы можем только вырезать на полотне шедевра треугольник и написать слово из трех букв. Для эпатажа.

Поэтому не удивительна безжалостность, с которой Петров убивает приятеля - графомана.

Убил и забыл. И никаких мук раскаяния. Потому что Екатеринбург "Петровых в гриппе" - это вам не Петербург Достоевского.

Некоторые критики считают, что и убийства не было: Сергей Петров-слесарь в воображении застрелил себя же, Сергея - писателя.

Тем более, что эта смерть, как и все прочие, никак на сюжет не влияет. И остаётся, как и прочие, не раскрытой и не наказанной. Как будто, действительно, все это в комиксе нарисовали и забыли.

Смeрть может даже обратиться вспять: покойник в угнанном катафалке по прихоти Аида просто встал и пошёл домой.

Но и это событие - шутка древнего бога, привет из тех времён, когда герои свободно перемещались из одного мира в другой и обратно, а не евангельская аллюзия.

Читала, что этот роман весь пропитан булгаковского духом и это еще одна история о Мастере.

Да, Игорь на катафалке - весьма похож на Воланда. Он - несомненно, трикстер, открывающий врата хаоса.

Но Сальников здесь, скорее, играет с мифами, сформировавшимися задолго до Рождества Христова.

Мотив судьбы, неслучайности случайностей - очень древнегреческий. В античности верили: никто своей судьбы избежать не может: ни боги, ни люди.

И иногда весь смысл твоей жизни, твоё предназначение - одно прикосновение к руке незнакомой женщины, запускающее цепь событий в её жизни и в твоей собственной.

Книжный клуб: "Авиатор" Евгения Водолазкина
Tолковая Алина: строю дом28 октября

Алина TALKовая