Вот ты приходишь с вопросами:
- почему нет клиентов?
- как привлечь больше клиентов?
- что предложить, чтобы заработать больше?
Маркетолог смотрит внимательно и рассказывает про инструменты. Про каналы. Про воронки и конверсии. Всё звучит логично, стройно, даже вдохновляюще.
Главное — чётко:
- Выбери нишу.
- Подними цену.
- Сделай воронку.
- Пиши посты.
И ты идёшь делать. Иначе зачем спрашиваешь?
Пишешь посты регулярно. Проводишь прямые эфиры. Может, даже платишь за рекламу.
Месяц проходит. Два. Ты вроде всё делаешь правильно.
А клиенты приходят, но не те. Или их немного, и они не платят.
И где-то внутри что-то не складывается.
Ты пишешь, а потом хочешь удалить.
Назначаешь консультацию и отменяешь её.
Все рекомендации стараешься выполнять.
А чувствуешь себя при этом как актёр, который учил роль, но не верит в персонажа.
И это всё так выматывает, что ты то и дело сливаешься.
Ты пробуешь заново — ищешь другого маркетолога, рассчитывая на чудо.
И слышишь по сути одно и то же.
Или вспоминаешь советы из курсов, которые пройдены ранее.
Ловишь себя на мысли: «Это же уже было! Почему сейчас-то будет работать?».
Внутри щемит неуверенность.
Либо ты что-то делаешь неправильно.
Либо маркетологи все шулеры и сговорились! (Спойлер: нет.)
Маркетолог пожимает плечами: просто делай, результат придёт.
Только результат не приходит.
Ты идёшь к психологу с той же проблемой.
Но формулируешь её иначе.
- Я чувствую себя неуверенно.
- Я не могу себя продавать.
- Я не могу проявляться. (Невероятно бестолковый термин!)
Психолог слушает и предлагает копаться.
В детстве. В программах. В эмоциях.
Как будто, отработав страхи, ты тут же будешь зарабатывать.
(Редкий случай и очень нестабильный.)
Проходит несколько встреч, работаете с образами, с убеждениями, может быть, даже что-то переживаете.
И вот первое чудо: тебе становится легче.
Внутри посветлело.
Ты ловишь себя на том, что думаешь о деньгах уже без этого тяжёлого и липкого в груди чувства. Ты выходишь в лёгкости и расслаблении.
Решив, что теперь-то уж всё начнёт работать.
Но проходит неделя, две. И... либо по-прежнему не получается, либо получается, но не перерастает в деньги.
Или деньги есть, но в таком количестве, что ничего не изменилось.
Спокойнее — да. Богаче — нет.
Расслабленность — это не то же самое, что действие.
И когда ты в полном релаксе встречаешься с необходимостью писать пост, записывать видео, звонить клиентам, расслабленность вдруг становится очень увесистой ленью. (Психика познала расслабление и теперь совсем не хочет обратно.)
А лень, как известно, не очень сочетается с заработками.
Потому что легче не значит яснее. Лёгкость не даёт тебе план.
А нужна еще и стратегия. Нужно понимание, что конкретно делать.
А его нет.
Иногда с этим работают коучи — но от того, что ты энергично совершишь кучу несистемных действий, денег может стать даже меньше.
Или ты находишь того, кто «знает оба языка».
Практикующий психолог, который ещё и про маркетинг знает.
Или маркетолог, который вроде в теме про эмоции.
Казалось бы, идеально.
Но оказывается, что «знать два языка» и «разговаривать на них» — это совсем не одно и то же.
И тебе смутно кажется, что ни один из двух не доведён до практики, не проверен на собственной жопе. Эта попытка сыграть во все ворота звучит как заученные реплики.
Специалист хочет помочь и старается, но что-то всё равно упускает.
Может быть, потому, что сам не строил свой бизнес.
Не сваливался в настоящее выгорание, когда свой проект херачил на износ.
Всё как будто из расчёта на идеального человека, но никак не на реальность.
Как же это объединяется?
Казалось бы, золото.
Маркетинг + психология = идеальный результат.
Только вот объединить можно по-разному.
Можно прочитать про всё какие-то книги, смешать и выдать как один подход.
С нейронками так вообще будет выглядеть идеально.
А можно действительно прожить всё своей шкурой.
И это совсем другое. Это не смоделирует тебе никакая нейронка.
Где маркетологи, которые ведут свою частную практику?
Когда результат зависит от твоего опыта в психотерапии и изящного владения методами? Они есть. Но их очень мало.
Многие маркетологи вообще не вникают в эмоциональные аспекты, работают в большой компании или консультируют со стороны. Они видят цифры, но не видят человека.
Где психологи, у которых был свой проект?
Который они продвигали, продавали, с которого зарабатывали?
Где психологи, которые знают, что это такое — нанимать людей, а потом срочно исправлять их косяки? Когда на тебе ответственность за всё, что происходит в твоей компании, и если ты не продашь прямо сейчас, то попадаешь не только под суровый взгляд супруги?
Таких психологов вообще единицы.
Потому что большинство психологов в лучшем случае переходят в частную практику и останавливаются на этом. Это же безопаснее, это же проще, чем строить целый бизнес.
Во всех случаях теряется фактор опыта.
Потому что маркетолог часто работает с тем, кто уже более-менее успешен и нужна оптимизация.
А психолог рано или поздно упирается в то, что нужна действительно система, а не просто хорошее состояние.
И оба становятся беспомощны.
А в «комбо» важно полное погружение в предметную область, так как без этого получается любительский подход с одной из сторон.
Причём именно на стыке этих двух вселенных есть нюансы, которые ты не передашь, если будешь работать с двумя специалистами одновременно.
И ходить на сессии то к одному, то к другому.
Но есть ещё одна категория.
Те, кто прошёл оба пути самостоятельно.
Кто строил свои проекты и видел, как они рушатся.
Кто работал с маркетингом не в теории, а на реальных задачах.
Кто потом углубился в психологию не потому, что любопытно и надо бы знать.
А для того, чтобы попробовать себя в частной практике и дать своим клиентам результат. (При этом заработав.)
Вот из такого опыта получится увидеть скрытое.
Ваш покорный слуга с 2013 года в маркетинге, были свои проекты, взлёты и падения. А из 6 лет частной практики половина — работа с чисто эмоциональными запросами. (100+ отзывов в копилочке, и они понемногу появляются тут.)
И как выглядят практические истории я разбираю в статьях-кейсах в этом канале (подпишись!).
А что делать именно в твоём случае — покажет диагностика.
Что тебе мешает зарабатывать на самом деле — недостатки в маркетинге или эмоциональные проблемы? Но, скорее всего, есть и то и другое!
Просто имей в виду, что если у тебя не получилось за год выйти на желаемые цифры по доходу с твоих услуг, то нужна система, а не совет в статье на Дзене.
Ссылка на статью про диагностику вот здесь.