Гавриил Рачинский - один из представителей доглинкинской эпохи, чье имя оказалось совершенно забыто, а музыка не звучит. Ему, пожалуй, не повезло еще больше, чем музыкантам предыдущего поколения. Все-таки сочинения Березовского, Бортнянского и Хандошкина исполнялись и в XIX веке, и в XX. Имя Гавриила Рачинского попробовали было присвоить неожиданно получившие государственность южные соседи, дабы обогатить свою культурную историю, да без звучания музыки толку от этого мало.
Отец Гавриила - Андрей Андреевич Рачинский - также был композитором. Судьба Андрея Рачинского (ок. 1730 - ок. 1800) удивительно напоминает биографию его великого младшего современника - Дмитрия Бортнянского. Рачинский принадлежал к западнорусскому шляхетскому роду. В 1753 году он переехал на территорию Гетманщины и стал регентом капеллы гетмана Кирилла Разумовского. В 1762 году Андрей Рачинский даже служил камер-музыкантом при дворе Петра III. Судя по тому, что император подарил Рачинскому скрипку Страдивари из своей коллекции, Рачинский-старший был прекрасным скрипачом. Все известные сочинения А. Рачинского написаны в жанрах хоровой церковной музыки.
Помимо музыки, А. Рачинский выполнял различные поручения Разумовского, в том числе руководил постройкой зданий в Гетманщине. Возможно, что сохранившаяся до наших дней Спасо-Преображенская церковь в Глухове была построена в 1765 г. под началом Рачинского.
Супругой Андрея Рачинского была Мария Ивановна Яворская, родственница знаменитого архиерея и поэта Стефана Яворского. В 1777 году в Новгороде-Северском в семье Рачинских родился сын Гавриил.
Вполне естественно, что первым учителем музыки Гавриила был отец. От него же была унаследована и скрипка работы Страдивари, на которой будущий виртуоз играл всю жизнь. Образование Рачинский получал в знаменитой Киево-Могилянской академии, а также в гимназии Московского университета. После окончания Гимназии Рачинский стал вести в ней музыкальный класс.
В Александровскую эпоху имя Гавриила Рачинского стало знаменитым. Он стал гастролировать по городам Российской империи, исполняя свои сочинения, а также музыку Тица, Виотти и Роде. Около 1808 года в Москве были изданы первые сочинения Рачинского. О любви русской публики говорит анонимное стихотворение, посвященное Рачинскому:
Рачинский! где ты взял искусство
Рождать неизъяснимо чувство
Смычком и звуком струн твоих?..
Уже в 1817 году состоялось издание собрания сочинений композитора по подписке. Собрание состояло как минимум из двух сборников, о содержании которых мы знаем из объявлений в "Московских ведомостях". В первый сборник вошли 10 пьес для скрипки с различным аккомпанементом, а во второй - 10 пьес для семиструнной гитары, самого модного инструмента в России первой половины XIX в.
К сожалению, большая часть сочинений Рачинского утеряна (либо не обнаружена), но даже по названиям пьес можно представить себе творческий портрет композитора:
48 вариаций на цыганскую пляску для скрипки с аккомпанементом второй скрипки и баса, в сих вариациях есть такая, которая выражает игру балалайки и гудка (текст из рекламного объявления в "Московских ведомостях");
Русская песня "Как мне жить без друга", в квартете с вариациями;
Вальс, поднесенный моей двоюродной сестре.
Вскоре после издания этих сборников Гавриил Андреевич покидает Москву и возвращается в родной Новгород-Северский, судя по всему, чтобы вступить в права наследства после кончины старшего брата. Не забываем, что Рачинский был дворянином. И, соответственно, музыкантом-любителем (вспомним, что большая часть русских композиторов XIX века тоже гордо именовали себя любителями). Однако, даже после отъезда из Москвы, Рачинский не прекращает концертную деятельность. Известно, например, о его концерте в Киеве в 1818 году.
В 1823 году музыкант возвращается в Москву. Судя по количеству сохранившихся публикаций, посвященных Рачинскому в последующие годы, москвичи встретили его очень радушно! Как писал автор "Русского вестника":
Пленял Рачинский игрою своею лет семь тому назад; еще более очаровывает он теперь и слух и души. Сии семь лет, проведенные в приятном уединении на берегах реки Десны, возвели особенное его дарование на ту степень совершенства, где, кажется, само искусство полагает уже предел.
Особенно популярным было противопоставление Рачинского иностранным скрипачам, работавшим или гастролировавшим в России. Русский скрипач стал символом национального искусства для зарождавшегося славянофильского движения.
Оле-Булисты! Положите
У ног Рачинского смычки.
"Так! Скрипки наши", возгласите,
"Пред скрипкою его - гудки".
Только в 1828 году состоялся дебют Рачинского в Санкт-Петербурге. Концерту 20 мая в Филармонической зале было посвящено несколько отзывов.
Мы с удовольствием видели, что Русский дух не задремал в нашей публике. Восторгам и рукоплесканиям не было конца при игрании Русских песен. Нет сомнения, что Русскому сердцу ближе народный напев, нежели ария бравура сочинения Россини.
В 1830-е карьера Рачинского идет на спад, в 1839 году он вернулся в родной город, где и скончался через 4 года.
Около 1840 года выходит, судя по всему, последняя изданная пьеса Рачинского. Это вариации на популярнейшую в те годы песню "Лучинушка". К счастью, эти ноты сохранились!
По дошедшим до нас сочинениям Рачинского можно смело сказать, что в его лице мы видим достойнейшего наследника Ивана Хандошкина, великого русского композитора XVIII века. Более того, в своих обработках русских песен провинциал Рачинский во многом оказался ближе к народной музыке, чем петербуржец Хандошкин.
Можно много писать и говорить о неизвестных композиторах, но, прежде всего, нужно слышать их музыку. Поэтому Санкт-Петербургский барочный ансамбль готовит десант в эпоху раннего романтизма, чтобы записать программу с премьерой сохранившихся сочинений Гавриила Андреевича Рачинского!
P.S. Благодаря публикации этой статьи потомки Гавриила Андреевича нашли своего замечательного предка (и даже двух - учитывая Андрея Андреевича). Они живут в Москве, а один из них даже занимается музыкой, играет на саксофоне.