Найти в Дзене
ИСТОРИКИ РУЛЯТ

КРЫМСКИЕ ХАНЫ И ЧЕРКЕСЫ

Говоря о периоде XV–XVI веков, мы не ставим знак равенства между черкесами и адыгами. Христиане-адыги тоже входили в состав этой религиозной общности. При этом, под влиянием Турции и, особенно, Крыма происходит постепенная исламизация части черкесов. Чтобы доказать наш тезис, приведем ряд фактов из трудов современных историков, которые подтверждают нашу точку зрения. Начнем с того, что крымский хан Хаджи-Гирей (рожденный черкешенкой), спасаясь от убийц, посланных ханом Большой Орды Сейид Ахмед-ханом (1432—1455), бежал в Черкесию, в сторону «Тена». Рискнём предположить, что Тена – это ТАНА (Азов). Согласитесь, это не место обитания адыгов. Шуровьями Давлет-Гирея (братьями его старшей жены) были Татар-мурза и Ахмет-Аспат Черкасские. Из черкасов была и невестка Давлета-Гирея, жена его сына Исляма Герая. Её брата звали Али-мирза. Отметим, что Татар-мурза, Ахмет-Аспат, Али-мирза – это явно не адыгские, а тюркские имена. Тюрками, конечно, были и Ахмет, князь Черкасский и Мустафа, князь Черк
Оглавление

Говоря о периоде XV–XVI веков, мы не ставим знак равенства между черкесами и адыгами.

Для нас черкесы (черкасы) этого периода – это христиане западной части Половецкой степи (Дешт-и-Кипчак) и Северного Кавказа.

Христиане-адыги тоже входили в состав этой религиозной общности. При этом, под влиянием Турции и, особенно, Крыма происходит постепенная исламизация части черкесов.

Фото автора из одной из книг его библиотеки
Фото автора из одной из книг его библиотеки

Чтобы доказать наш тезис, приведем ряд фактов из трудов современных историков, которые подтверждают нашу точку зрения.

Начнем с того, что крымский хан Хаджи-Гирей (рожденный черкешенкой), спасаясь от убийц, посланных ханом Большой Орды Сейид Ахмед-ханом (1432—1455), бежал в Черкесию, в сторону «Тена». Рискнём предположить, что Тена – это ТАНА (Азов). Согласитесь, это не место обитания адыгов.

Шуровьями Давлет-Гирея (братьями его старшей жены) были Татар-мурза и Ахмет-Аспат Черкасские. Из черкасов была и невестка Давлета-Гирея, жена его сына Исляма Герая. Её брата звали Али-мирза. Отметим, что Татар-мурза, Ахмет-Аспат, Али-мирза – это явно не адыгские, а тюркские имена. Тюрками, конечно, были и Ахмет, князь Черкасский и Мустафа, князь Черкасский, упоминаемые в русских источниках под 1564 годом.

Конечно, были в окружении крымских ханов и адыги, являвшиеся частью черкесской общности. Так матушкой Джанибека-Гирея II и Мехмеда-Гирея IV была Дурбика, дочь бесленеевского князя Каноко (аул Бесленей находится в Карачаево-Черкесии). В 1601 г. туда же в Бесленей прибыл «к своим черкесским друзьям для лечения» бей Батыр-Шах.

Фото автора из одной из книг его библиотеки
Фото автора из одной из книг его библиотеки

Отсюда становится понятным выражение СТРАНЫ ЧЕРКЕССКИЕ, встречающиеся в источниках. Стран черкесских было много. Они простирались от Северного Кавказа до низовий Днепра. Вот ещё один факт, подтверждающий это.

Хан Гази-Гирей, выстроил в «пределах черкесских» крепость Гази-Керман. Где же она находилась?

Оказывается, на территории современной Херсонской области.

Остается правда непонятным, оставались ли черкесские князья в это время мусульманами. Ведь им доверяли воспитывать сыновей крымских ханов. Причем довольно часто. В результате сформировалось целое сословие ХАНУКО (ханские сыновья). Поскольку это слово адыгское (от него, кстати, происходит фамилия Ханыков) можно предположить, что эта практика существовала только в отношении пятигорских и кабардинских черкесов, а не всех черкасов.