От финала зависит всё. Он оставляет последнее впечатление и может как разрушить общее мнение о картине, так и вознести её на новую высоту. Но даже признанные шедевры не застрахованы от спорных концовок - существует немало фильмов, которые получили почти единодушную похвалу, но завершились на ноте, вызвавшей бурю негодования.
Картины в этом списке критики и зрители дружно признают шедеврами. Их статус неоспорим, однако их концовки породили множество жарких дискуссий.
"Психо" - а при чём тут психиатр?
Финальный кадр и реплика из "Психо" Хичкока, без сомнения, стали культовыми. А вот сцена, которая им предшествует, вызывает куда меньше восторга. После того как Нормана Бейтса наконец задерживают, и он молча сидит в своей камере, появляется психиатр. Он объясняет главным героям и зрителям, как Норман убил свою мать и из чувства вины создал в своём сознании её вторую личность. Получилась невероятно прямолинейная и лишённая тонкости сцена, в которой мотивы убийцы излагаются в таком длинном монологе, что, по мнению многих, фильм полностью теряет набранный темп. Именно этот эпизод чаще всего называют причиной, по которой картина не достигла абсолютного совершенства.
В защиту этой сцены некоторые утверждают: в 1960 году она была необходима. Тогдашние зрители не привыкли к сложной психологии, с которой их столкнул персонаж Нормана. С современной точки зрения предпоследняя сцена может показаться излишней, но для первых зрителей, вероятно, всё ещё пребывавших в шоке после череды поворотов в кульминации, она могла выглядеть иначе. "Психо" был для своего времени фильмом, ломающим шаблоны, и разбор личности Нормана психиатром мог служить необходимым "очищением палитры" перед финальными мгновениями.
"Монти Пайтон и Священный Грааль" - когда у сценаристов кончились деньги
"Монти Пайтон и Священный Грааль" перенёс анархический дух, отточенный комик-группой в их телесериале, на легенду о короле Артуре. Сначала фильм приняли неоднозначно, но с годами он превратился в культовую классику и теперь считается одной из величайших комедий всех времён. Финал готовит зрителя к грандиозной битве между армией короля Артура и французами, но её внезапно прерывает полиция, арестовывая всех участников. Нарочито скомканная концовка появилась потому, что комики понимали: масштабное сражение при скромном бюджете им не потянуть. По той же причине в фильме вместо лошадей появились знаменитые кокосы.
Вне зависимости от причин, такой финал кажется вполне соответствующим бунтарскому духу фильма, хотя с этим согласны не все. Некоторые выражали недовольство, считая концовку значительно слабее, чем другие комедийные моменты ленты. Даже пара участников "Монти Пайтон" выражала разочарование. Джон Клиз, например, говорил, что "ближе к концу фильм перестаёт быть смешным".
"Близкие контакты третьей степени" - не лучший отец года
Кульминационный момент первого контакта человечества с инопланетянами в научно-фантастической классике Стивена Спилберга "Близкие контакты третьей степени" - один из самых знаковых в карьере режиссёра. Сочетание музыкальных тонов и световых сигналов для общения с кораблём бесконечно пародировали, а сама сцена стала одной из самых запоминающихся в истории кино об инопланетянах. Сразу после этого главный герой, Рой в исполнении Ричарда Дрейфуса, присоединяется к пришельцам, чтобы отправиться в межзвёздное путешествие. Поступая так, он оставляет жену и детей. Именно последний пункт вызвал некоторое беспокойство у поклонников фильма и даже у самого Спилберга. Режиссёр однажды заявил, что снимал фильм до того, как у него появились дети, и если бы он делал его снова, то не позволил бы герою бросить семью.
Хотя Спилберг выпускал несколько перемонтированных версий фильма, примечательно, что ни в одной из них он не изменил финал. Похоже, меняющееся мнение режиссёра так и не заставило его "по-лукасовски" стереть сцену из истории. Увы, только такая концовка выглядит сюжетно удовлетворительной, а семья героя - часто забываемый аспект сюжета, поскольку эти персонажи уходят из повествования довольно рано. Переживания Спилберга из-за развода родителей заставили многих интерпретировать его фильмы через эту призму.
"Властелин колец: Возвращение короля" - сколько раз можно попрощаться?
Обсуждая финал "Властелина колец: Возвращение короля", сначала нужно решить, какой именно из них обсуждать, ведь в фильме их несколько. Такая критика была главной претензией к картине, ставшей в остальном венцом кинематографа 2003 года. "Возвращение короля" считалось кульминацией одного из самых масштабных и рискованных кинопроектов всех времён, и режиссёра Питера Джексона вместе с его командой справедливо хвалили за успех. Фильм получил одиннадцать премий "Оскар" и дал Джексону карт-бланш на любые проекты до конца карьеры. Однако концовки почти всегда вызывали насмешки. После победы над Сауроном и уничтожения Кольца Всевластья фильм начинает утомительно подробно показывать воссоединение Братства, коронацию Арагорна и его свадьбу с Арвен, возвращение хоббитов домой, женитьбу Сэмуайза на Рози Коттон, отплытие Фродо в Бессмертные Земли с Бильбо и Гэндальфом, а затем возвращение Сэма домой.
Все эти моменты взяты из романа Дж. Р. Р. Толкина, но вопрос их необходимости в фильме - совсем другой разговор. Джексон к тому моменту уже внёс несколько серьёзных изменений в первоисточник ради общего темпа. В том числе, он вырезал целый кусок из конца книги "Возвращение короля" - в оригинале возвращение хоббитов омрачено появлением Сарумана, захватившего власть в Шире, и им приходится поднять восстание, чтобы победить его. Джексон справедливо посчитал, что такой финал в киноверсии будет антиклимактичным, и убрал его. Но, видимо, он не думал так же о многих других концовках, которые решил оставить.
"Старикам тут не место" - где финальная битва?
В ещё одном финале, взятом прямо из первоисточника, адаптация мрачного шедевра Кормака Маккарти от братьев Коэн "Старикам тут не место" заканчивается рассказом шерифа на пенсии Эда Тома Белла о двух снах. Последний сон - о том, как Белл следует за своим отцом сквозь метель, где тот собирается разжечь для них костёр. Затем Белл просыпается, и фильм уходит в затемнение. Неоднозначная концовка глубоко погружена в темы фильма и мрачнеющий мир хаотичного насилия, который сам Белл больше не узнаёт. Но такой финал озадачил и разочаровал зрителей, ожидавших чего-то более традиционного. Разочарование является частью полотна, которое ткёт "Старикам тут не место", обманывая ожидания и отказывая в удовлетворении.
Главного героя в этом фильме убивают за кадром, злодей уходит в закат, а шериф появляется слишком поздно для какой-либо разборки. Для всех, кто надеялся, что персонаж Томми Ли Джонса поймает или прикончит безумца Антона Чигура в исполнении Хавьера Бардема, концовка была просто возмутительной. Особенно с учётом того, что в предпоследних сценах Чигур выслеживает невинную жену протагониста. Другие считали, что некинематографичный финал романа следовало изменить для фильма, но Коэны, как всегда дерзкие, оставили его нетронутым. Возможно, он и разделил аудиторию, но на самом деле "Старикам тут не место" не мог и не должен был закончиться иначе.
Спасибо, что дочитали. Больше таких разборов и актуального в моем Telegram - обязательно подпишитесь! Если было полезно - поддержите лайком и подпиской, ваша оценка важна.
Поддержать канал можно по ссылке ниже! Спасибо!