Одни ездят на рыбалку, другие каждые выходные играют в квизы и викторины, а наш сегодняшний герой Андрей Ермаков восемь лет беспрерывно ходит на хоккей и за это время, по его подсчетам, не пропустил ни одного домашнего матча с участием минского «Динамо» в Континентальной хоккейной лиге. Мы пообщались с Андреем и узнали, как спорт стал главным увлечением всей его жизни и поддерживают ли его страсть близкие.
«За что полюбил хоккей? Это более мужская игра: контактная и динамичная»
Мы встретились с Андреем в фан-доме «Динамо» в день очередного матча «зубров» в КХЛ. Через пару часов бар заполнится болельщиками, Андрей наденет джерси экс-динамовца Степана Фальковского и вместе с другом отправится на арену. Но пока здесь тихо — можно спокойно поговорить о хоккее и не только.
— Я рос в Малиновке, в обычной белорусской семье: мама — педагог, папа работал на заводе. Сам я учился в спортивном классе и почти все время проводил на стадионе. Занимался дзюдо, немного тягал железо, — вспоминает Андрей. — Кроме того, еще будучи ребенком, по выходным я ездил на хоккейную площадку рядом с Дворцом спорта, днями сидел на морозе и наблюдал за игрой на юношеских турнирах. Хоккей мне очень понравился. Хотя был период, когда я ездил на стадион «Динамо» и следил за футбольными матчами.
— А почему отдали предпочтение хоккею, а не футболу?
— Хоккей — более жесткая, силовая и динамичная игра. Игроки активнее играют в тело, могут даже подраться. А футбол — это просто не мое. Да и в Беларуси хорошего футбола как такового нет. Если, к примеру, в той же Англии или Испании чемпионаты действительно интересные, то у нас с этим слабовато. Но, повторюсь, в девяностых мне нравилось ездить на «Динамо» — я даже прыгал в фанатских секторах, немного хулиганили. Хотя в серьезных разборках между фанатами я не участвовал, меня это задело лишь краем.
Долгое время Андрей просто смотрел хоккей по телевизору, читал газеты и следил за выступлениями сборной. В 2010 году в столице открыли «Минск-Арену», и болельщик сходил на Матч всех звезд КХЛ, который посетил легендарный хоккеист Уэйн Гретцки. Вскоре товарищи по работе позвали Андрея на домашний матч «Динамо», и ему понравилось.
— Я был очень впечатлен тем, какая большая и классная арена и сколько зрителей собирает хоккей. Все болели как одна большая семья, а после матчей по дороге домой обсуждали игру. Мне стало интересно. И я всегда говорю всем, кто смотрит хоккей по телевизору: сходите на арену — поймете, что это совершенно другие эмоции. Осознание того, что я хочу ходить [на матчи] постоянно, пришло, наверное, в 2016 году. Тогда я твердо решил, что на следующий сезон возьму абонемент — и не только себе, но и жене Татьяне. На это решение, к слову, повлияла встреча с моим одноклассником Андреем Козуном. К тому моменту мне было не с кем посещать матчи, делиться эмоциями, а после этого мы начали ходить и поддерживать команду вместе.
А потом он как-то предложил мне съездить на гостевой матч против ярославского «Локомотива» в плей-офф. Для меня это было чем-то удивительным — поехать на машине (а это порядка тысячи километров) в другой город. В итоге я согласился на эту авантюру — и ни капли не жалею. Команда хоть и проиграла, но эмоции остались незабываемые. Единственное, дороги в России тогда были не лучшего качества, но это уже мелочи.
С 2017 года я не помню, чтобы пропустил хотя бы один домашний матч любимой команды. Когда меня спрашивают: «Ты на хоккей?» — отвечаю: «За последние восемь лет у меня ничего не изменилось». В общей сложности я посетил около 250 домашних матчей.
«После поражений жена всегда поймет и утешит»
Андрей рассказывает, что ему сложно представить причину, по которой он мог бы пропустить хоккей. Даже на работе (а занимается он строительством) к увлечению сотрудника относятся с пониманием и, если нужно, в день матча разрешают уйти чуть пораньше.
— Все всегда складывалось так, что матчи я не пропускал. Да, возможно, было пару игр, которые по какой-то причине мог пропустить, но я шел на хоккей даже приболевшим. А что касается праздников, их мы стараемся совмещать с хоккеем. Например, день рождения отмечаем с друзьями в баре, а потом все вместе идем на матч. И еще ни разу не было такого, чтобы мы не попали на игру. Если не схожу на арену, буду чувствовать себя некомфортно. Быть с командой на игре — для меня это святое. Это как долг. Тут семья, тут все друзья, знакомые. Это моя отдельная жизнь.
— А как близкие относятся к такому увлечению?
— У меня трое детей: сыновья Егор и Ярослав и дочка Дарья. Когда они были помладше, тоже приходили на хоккей. Сейчас старшие повзрослели, и из-за учебы у них просто нет времени. Все знают, что я заядлый болельщик, и к моему увлечению относятся нормально. Жена в их числе. Она иногда тоже ходит на матчи «Динамо», если есть время и возможность. Влияют ли проигрыши на наши отношения? Конечно, после них настроение немного портится. Но жена у меня очень понимающая, всегда утешит. Она знает, что в такие моменты меня не стоит лишний раз трогать. Сопереживает мне. А если смотрим хоккей по телевизору, обязательно комментирует происходящее и поддерживает команду.
О любимом составе, хоккеистах «Динамо» и общении с ними
— Это сложный вопрос. Если ты любишь команду, то любишь ее при любом тренере и независимо от физического состояния, в котором она находится, — говорит собеседник. — Я не из тех, кто не будет ходить, если команда плохо играет. Я поддерживаю ее всегда. Но, конечно, были хоккеисты, которым я очень симпатизировал. Это и Джефф Платт, и Йере Каралахти, которого я просто обожал, и Роман Горбунов (сейчас выступает за «Автомобилист» из Екатеринбурга. — Прим. Onlíner). Роман для меня номер один, хоккеист от бога. На мой взгляд, он лучший, кого я видел в составе «Динамо». Парень далеко не самых крупных габаритов, но проделывал на площадке такой объем работы, что просто загляденье. Игрок-зажигалка. Встретить таких — это большая редкость.
— Как часто удается общаться с игроками?
— А я никогда не задавался такой целью. У людей есть личная жизнь, зачем мне лезть к ним с какими-то расспросами. Наоборот, я всегда старался быть максимально корректным. Но на выездах после матчей мы можем подойти перекинуться парочкой слов и поприкалываться.
«Я скромный и спокойный болельщик, матом на хоккее не ругаюсь»
Как обычно начинается день матча для Андрея? В день игры или накануне он списывается с друзьями в соцсетях, где договариваются о месте встречи. Чаще всего они собираются в фан-доме «Динамо», на фуд-корте Arena City либо в кафе «Спарт» на «Минск-Арене».
— Мы обсуждаем наши дела, дальнейшие совместные поездки и немного расслабляемся перед игрой. А потом организованно, вместе с другими болельщиками идем на арену. Традиционно сидим в одном и том же месте — в секторе A центральной трибуны. У нас есть баннеры, и перед каждым матчем мы решаем, что повесить: букву «Д» или зубра. Решение принимаем быстро и спонтанно: кто первый что предложит. Это наша фишка на удачу. После матча хоккей не отпускает: могу прийти домой и пересмотреть самые интересные моменты прошедшей игры, особенно если она была победной и голы получились красивыми.
Спортивные болельщики нередко предстают в образе хулиганов, которые кричат свои песни, пьют пиво и не прочь подраться с фанатами других команд. Андрей уверяет, что в хоккее все иначе: на «Минск-Арену» приходит миролюбивая и дружелюбная публика.
— Да, кто-то может немного выпить, но большинство выглядят адекватно. Что касается меня, я спокойный, скромный болельщик, который предан клубу и очень любит хоккей. Слишком эмоциональным себя не считаю. Эмоции проявляются в основном тогда, когда мы одерживаем победы в важных матчах или в плей-офф. Празднуя, можем попрыгать, но, повторюсь, мы скромные, не кричим и матом не ругаемся. Я вообще не сторонник мата: мы же культурные люди. По крайней мере стараюсь сдерживать такую реакцию.
Хотя, признаюсь, бывают матчи, когда кажется, что сопернику явно подсуживают. Сейчас, правда, такое случается гораздо реже.
По словам Андрея, единственный матч, когда болельщики едва не устроили потасовку, произошел в ноябре 2011 года. Тогда хоккеисты подольского «Витязя» подрались с игроками минского «Динамо», а главный тренер гостей Андрей Назаров начал провоцировать зрителей и даже попытался ударить кого-то клюшкой. В итоге в дело вмешался минский ОМОН, и после игры тренеру «Витязя» пришлось извиняться перед минскими болельщиками.
— Это было что-то с чем-то! Возможно, именно тот матч повлиял на то, что я стал ходить на хоккей регулярно. Соперник проигрывал и начал провоцировать. За «Витязь» тогда играли сплошные тафгаи (хоккеисты, которые нередко устраивают драки на льду: одни — чтобы защитить партнеров, другие — ради шоу. — Прим. Onlíner). В их составе были [драчуны] Мирасти и Яблонски, и они откровенно «ломали» игроков нашей команды. Было ощущение, что делали они это по наставлению своего тренера Андрея Назарова. И тренерский штаб «Динамо», и хоккеисты, и болельщики впервые столкнулись с таким поведением соперника. Это было чересчур. Эмоции зашкаливали — хорошо, что в дело вмешалась милиция.
Но, по правде говоря, подобных неадекватных матчей на моей памяти немного. Свое отношение к происходящему мы выражаем только свистом. А в памяти остаются другие матчи — эмоциональные, когда «Динамо» на своей площадке побеждает хоккейных грандов: ЦСКА, «Ак Барс» или СКА.
— А кто из соперников «Динамо» вызывает больше злости?
— Хоккейные болельщики — люди миролюбивые и не злобные. Куда бы мы ни ездили на гостевые матчи, нас везде встречали позитивно, особенно болельщики рижского «Динамо». Доходило до того, что они водили нас по своим пабам в Риге, а мы в ответ приглашали их в наш фан-дом. Мы ни с кем не конфликтуем и стараемся поддерживать хорошие отношения.
«Некоторые джерси на аукционе могут стоить до $1 тыс.»
Как и у любого настоящего болельщика, у Андрея собралась небольшая коллекция хоккейных артефактов.
— Я, если честно, за ними не гоняюсь, но что-то собрать удалось, — говорит мужчина и показывает свою большую сумку.
С выездных матчей Андрей старается привезти значок команды, против которой играло «Динамо», и за все время, судя по кепке, на которую он их прикрепляет, собрал уже немалую коллекцию.
В его шкафу сразу несколько игровых свитеров любимой команды — во всех хоккеисты выходили на лед (такие особенно ценятся среди болельщиков), а в конце сезона форму выставляли на аукцион.
— За сколько я их купил? Точную сумму назвать не могу — не потому, что забыл, просто никакой материальной ценности эти джерси для меня не имеют. Это не просто одежда — это история, форма, в которой хоккеист выходил на лед за мой любимый клуб. Конечно, ценники на них разные: свитер топового игрока стоит дороже, цена может доходить до $1000. Мои обходились примерно до 1000 рублей. Первый свитер принадлежал Даниле Мицкевичу. Потом я купил джерси Романа Граборенко с автографом, Миши Карнаухова, Саши Китарова по прозвищу Легенда, Степана Фальковского, Егора Вельмакина…
«Верю, что „Динамо“ может стать чемпионом»
У Андрея есть сокровенное желание: он хочет съездить поддержать «Динамо» в Хабаровск, Новосибирск и Владивосток. И конечно, у него есть настоящая спортивная мечта:
— Это же понятно: все хотят, чтобы «Динамо» стало чемпионом и привезло в Минск Кубок Гагарина. Тем более в последних сезонах к этому есть предпосылки, команда показывает хороший хоккей. Чувствуется, что тренер Квартальнов настраивает ребят на борьбу. Думаю, для «Динамо» стать чемпионом КХЛ — цель вполне достижимая. Так что ждем и верим, что это все-таки произойдет. Все настроены исключительно на высокий результат.
— Хоккей делает вас счастливым?
— Он делает меня и счастливым, и несчастным одновременно. Когда уступаем в ответственных матчах, бывает тяжело. Но когда «Динамо» побеждает, я заряжаюсь прекрасными эмоциями и отличным настроением. Планирую ходить на хоккей, пока будут силы, желание и интерес. Слава богу, пока они не исчезают.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by