ХХI век — это век глобализации и стирания границ, информационно-коммуникационных технологий и Интернета. Стремительное развитие инновационных технологий не обошло стороной сферу образования.
Инновационная деятельность в сфере образования стала предметом активного обсуждения в педагогике. «Образовательный процесс, независимо от формы и вида, всегда нацелен на оказание качественной образовательной услуги, а потому с ней необходимо соотносить все инновационные инициативы», — говорит А.Л.Баранников [2].
В настоящее время, когда количество информации увеличивается огромными темпами, знания становятся самым важным ресурсом организаций.
Важной характеристикой современного образования является инновационность. Об инновании и инновационности размышляют многие исследовтели.
Так, Н.Ф.Михеева считает, что инновационность — это «открытость всему новому, с одной стороны, и <...> реализация ее естественного развития, реформирование в нужном обществу направлении» [6].
Е.В.Ларькина под «инновацией» понимает «новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового» [5].
По мнению Й. Шумпетера, инновация — это «новый взгляд на известный процесс, успешное применение нового изобретения или открытия в сферах человеческой деятельности» [9].
Более полное определение термину «инновация» дал Н.И.Бакумцев: «Инновация (нововведение) — это новые знания как новый или усовершенствованный интеллектуальный продукт, как результат частного решения или комплексной разработки на основе фундаментальных исследований, изобретательства, рационализации и творчества, научно-практических, производственно-технических и социальных задач, отвечающих жизненным и социальным потребностям, реализуемым по оптимальному механизму в системе охраны духовного и физического здоровья нации и в др. сферах, новые способы достижения результата, в том числе создание усовершенствованных материалов, средств производства, технологических процессов или эффективной организации труда и творчества, используемых для устойчивого развития человека и общества» [3].
«Инновационные технологии, — считает А.Л.Баранников, — это прежде всего, условие повышения качества образования, а следовательно, возможность повысить конкурентоспособность <...> на рынке образовательных услуг» учебного заведения [2].
Е.Р.Нажмеддинова говорит, что «инновационная деятельность постепенно становится основным механизмом развития системы профессионального образования» [7].
Основные качества способностей педагога к инновационной деятельности предалагет У.А.Азимова [1]. В частности она выделяет:
· применение мотивации творческой личности ;
· креативность;
· оценивание профессиональной деятельности;
· индивидуальная способность учителя.
Во все сферы жизни все интенсивнее и интенсивнее внедряются современные технологии. «Так, образовательные веб-ресурсы все более предприимчиво используется во многих образовательных учреждениях по всему миру. С их помощью ученики могут более продуктивно взаимодействовать друг с другом в учебных целях, выполнять коллективное задание независимо от местонахождения», — справедиво замечает М.Г.Гиланова [4].
Конечно, использование информационных технологий помогает сделать занятия увлекательнее. Но тем не менее это лишь интересное средство в руках преподавателя, которое великолепно помогает его профессионализму, дополняет практики традиционного образования.
В наше время педагог оценивается не только по тому, насколько он компетентно и грамотно ведет занятия, но и насколько качественно владеет информационно-коммуникационными технологиями в работе.
«Специфика использования учебного материала в электронном виде предлагает вовлечение участников учебного процесса в совместное ''проживание'' учебно-познавательных и эмоциональных ситуаций на основе собственных позиций каждого субъекта обучения», — говорит Н.В.Осетрова [8]. Преподаватель и студенты взаимодействуют как партнеры.
Интерактивные технологии позволяют быстро обновить, перестроить обучение под определенные педагогические задачи. Преподаватель может руководить процессом восприятия обучающихся, направлять их внимание на существенные стороны изучаемых объектов и явлений. У студентов, работающих с разным по форме представления учебным материалом, активизируется когнитивная деятельность и индивидуализируется обучение. Интерактивная деятельность — важная составляющая учебного диалога, направленная на взаимопонимание и совместное решение общих и индивидуальных учебных задач.
Востребованными среди педагогов сейчас являются цифровые образовательные платформы, которые представляют собой комплекс учебных ресурсов. Среди них можно выделить Skysmart Класс. Skysmart Класс — инструмент онлайн-школы Skysmart, который был разработан АО «Издательство «Просвещение». Задания в интерактивной форме соответствуют учебникам, входящим в федеральный перечень учебников. В частности, материалы по русскому языку рекомедуюся к учебникам А.И.Власенко, Л.М.Рыбченсковой, О.М.Александровой, но могут применяться и при работе с другими учебниками, потому что, как сказано на самой платформе, все материалы соответвуют ФГОС. Материалы по литературе рекомедуются к учебникам В.Я.Коровиной и других авторов.
Для того, чтобы использовать онлайн-платформу, преподаватель регистрируется в системе с ролью «учитель», выбирав нужный город и учебное заведение, добавляет задание, выбрав предмет и класс (для студентов 1 курса колледжа применяются задания 10 и 11 классов), проводит отбор заданий, сформированных в модулях, путем простановки «галочек». Перед выбором заданий возможен их предпросмотр. Задания расположены по принципу от простого к сложному, что позволяет варьировать их набор для разных групп обучающихся. После выбора заданий моно выставить настройками ограничения времени выполнения заданий, срока сдачи и доступности демонстрации правильных ответов. Затем необходимо нажать кнопку «Создать задание». Студетам открывшаяся ссылка может быть отправлена посредством мессенджера или электронной почты. Студенты, переходя по ссылке первый раз, должны ввести свои данные, чтобы оказаться на странице заданий.
Выполнение интерактивных заданий и упражнений, когда студенты получают результаты выполненной работы сразу после ввода ответа, позволяет вовлечь их в активный процесс познания. Оценка оказывается не отложенной во времени, она формируется в процессе выполнения заданий, пока кратковременная память еще содержит знания о причинах выбора ответа. Преимущество интерактивных упражнений в том, что, выполняя их, студент не только закрепляет изученный материал, но и изучает новый. Использование интерактивных заданий позволяет развивать у студентов логику при принятии различных решений, а также видеть перспективу в решении учебной задачи.
Данный вид работы относится к самостоятельной работе студентов и может быть использован, когда первоначальное понимание изучаемого вопроса уже сформировано.
Пример заданий для отработки темы «Простое осложненное предложение» (курс «Русский язык»):
I. Введение в урок:
Прочитай
Простые предложения просты только на первый взгляд. На самом же деле в них могут быть подводные камни. Называются они, как в медицине, «осложнения».
Предложение может быть осложнено обращением или вводными словами, однородными или обособленными членами.
Сегодняшние задания помогут тебе разобраться с этой темой.
II. Простое предложение распространённое и осложнённое. Теория
Вставь пропущенные слова
обращение деепричастие дополнениями причастными
вводными словами и предложениями определениями второстепенными
Простое предложение может быть распространено второстепенными членами предложения:
- ..... ,
- ..... ,
- обстоятелльствами.
III. Осложнённое простое предложение. Тест
Выберите правильные ответы
1. Выбери вариант, в котором указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые:
Посмотрев вокруг(1) собака подошла к хозяину(2) и(3) облизав ему руку(4) села рядом.
· 1234
· 234
· 134
Платформа предлагает широкий выбор заданий: выбор ответа(-ов), соответствие, нахождение последовательности. Несмотря на многообразие видов заданий, большинство из них проверяется в автоматическом режиме. Однако есть задания, где ученикам предлагают загрузить файл с ответами или фото работы, выполненной в тетради. В этом случае необходима проверка правильности выполнения работы педагогом.
Использование платформы Skysmart Класс наиболее эффективно если используются специальные приемы, например, соревнования в процессе выполнения заданий.
Работа посредством образовательной платформы Skysmart Класс позвоволяет студентам усвоить новый опыт на основе формирования творческого и критического мышления. Благодаря этой платформе обучение тесно связано с творческим поиском. Наличие обратной связи делает студента активным участником познавательного процесса, позволяет не только проверить знания, но и задуматься над возможностью их углубления.
Рабочий лист на платформе Skysmart Класс создается преподавателем для работы как на уроке, так и дома. Отличие интерактивных заданий от традиционных упражнений в том, что, выполняя их, студент может не только закрепть изученный материал, но и освоить новый из-за наличия быстрой обратной связи.
Включение в учебный процесс интерактивных заданий позволяет автоматизировать рутинный процесс проверки.
Список литературы
1. Азимова Умирхон Адиловна Инновационная деятельность педагога в образовании // Наука и образование сегодня. 2018. №11 (34). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-pedagoga-v-obrazovanii.
2. Баранников Александр Лукьянович, Васильев Константин Егорович Инновационная деятельность в сфере образования // Статистика и экономика. 2008. №2. С. 22. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-v-sfere-obrazovaniya.
3. Бакумцев Н.И. Инновационный менеджмент и охрана промышленной собственности. Волгодонск, 2003. с. 33
4. Гиланова М.Г. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Вестник науки. 2023. №3 (60). С. 42. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dostoinstva-i-nedostatki-tsifrovizatsii-obrazovatelnogo-protsessa.
5. Ларькина Е.В. Инновационная деятельность в образовании // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. №41. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-v-obrazovanii-2.
6. Михеева Наталья Федоровна К проблеме инновационной деятельности в сфере образования // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2007. №3. С. 69. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-sfere-obrazovaniya.
7. Нажмиддинова Ё.Р., Дадамирзаев М.Г. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Экономика и социум. 2018. №6 (49). С. 784. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-v-sisteme-professionalnogo-obrazovaniya.
8. Осетрова Н.В. Книга и электронные средства в образовании. - М.: Изд. сервис Логос, 2003 . С. 144.
9.Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: ЭКСМО, 2007.