Найти в Дзене
Заметки Инсайдера

Почему Саймон и Серёга в фильме "Жмурки" — самые адекватные перцы среди прочих персонажей? И почему корень проблем — Михалыч?

Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера". Я долгое время избегал просмотра этой киноленты. Рекламная кампания, как это часто бывает, вызывала отторжение. Когда реклама твердит об "искромётной, остроумной комедии, уникальной и затмевающей всё на свете", подсознательно ожидаешь очередную бессмысленную чушь с неумелыми подражаниями криминальным комедиям, усугублённую "русской спецификой", имеющей к нашей действительности такое же отношение, как ряженые казаки у русских ресторанов на Брайтон-Бич – к роману "Тихий Дон". Однако приятели настойчиво рекомендовали посмотреть. Один утверждал: "Простовато, но Михалков убедительно играет самого себя". Другой говорил: "Под пиво заходит отлично, а Дюжев – прямо забавный верзила". В актёрском таланте Никиты Михалкова я никогда не сомневался, и он действительно мастерски изображает себя, но, честно говоря, меня больше привлёк Космос из "Бригады". Итак, я посмотрел. "Знаешь, у меня смешанные чувства" (цитата из рассматри
Оглавление

Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".

Я долгое время избегал просмотра этой киноленты. Рекламная кампания, как это часто бывает, вызывала отторжение.

Когда реклама твердит об "искромётной, остроумной комедии, уникальной и затмевающей всё на свете", подсознательно ожидаешь очередную бессмысленную чушь с неумелыми подражаниями криминальным комедиям, усугублённую "русской спецификой", имеющей к нашей действительности такое же отношение, как ряженые казаки у русских ресторанов на Брайтон-Бич – к роману "Тихий Дон".

Однако приятели настойчиво рекомендовали посмотреть. Один утверждал: "Простовато, но Михалков убедительно играет самого себя". Другой говорил: "Под пиво заходит отлично, а Дюжев – прямо забавный верзила".

В актёрском таланте Никиты Михалкова я никогда не сомневался, и он действительно мастерски изображает себя, но, честно говоря, меня больше привлёк Космос из "Бригады".

Итак, я посмотрел.

"Знаешь, у меня смешанные чувства" (цитата из рассматриваемого фильма).

И это, пожалуй, неплохо для кино: подавляющее количество бандитских фильмов времён позднего СССР и постсоветского периода вызывают вполне однозначную реакцию – в мусорное ведро, и крышку покрепче.

Стоит отдать должное Балабанову: его "Брат" и "Брат 2" сняты достаточно качественно, но и к ним у меня тоже "смешанные чувства". Впрочем, это уже другая история.

Есть ли в фильме "Жмурки" плагиат?

-2

Главное, что бросается в глаза при просмотре "Жмурок", – это некоторая расплывчатость жанровой направленности.

Фильм страдает от эклектики, которая кажется не совсем оправданной.

Создателям, вероятно, стоило более чётко определить, что они снимают: комедию абсурда с элементами "чернухи", такую гиперболизированную пародию на криминальный мир, где высмеивается всё без разбора, или же более-менее правдоподобный гангстерский фильм с чёрным юмором.

Важно понимать: я не являюсь сторонником строгих рамок в жанрах, однако внутренняя логика и органичность повествования в фильме необходимы.

Возьмём, к примеру, "Криминальное чтиво", в котором присутствует самоирония, но есть и чёткий идейный стержень. То же самое можно сказать и о безумно-гротескных "Картах, деньгах, двух стволах", хоть и в несколько ином ключе.

И даже в "Бешеных псах", которые комедией назвать сложно. И в "Леоне" Бессона, который тем более не является комедией.

Все эти фильмы выдержаны в определённом, уникальном и целостном стиле.

В "Жмурках" же ощущается, будто из этих тематически близких, но совершенно разных по духу картин надёргали ярких элементов (поскольку слово "плагиат" не в ходу, это принято называть "аллюзиями" и "киноцитированием"), приправив их местным колоритом, местами реалистичным, местами гротескным.

В итоге зритель не всегда понимает, что именно он смотрит и каково отношение самого режиссёра к своему творению. Зато это даёт очень удобную позицию для защиты от критики.

На замечание о нелогичности происходящего вам ответят, что это абсурд и пародия.

А если деликатно намекнуть, что мозги на стене и сцены пыток не всегда вызывают смех, вам парируют, что это жизненно, таковы реалии бандитской жизни.

Оборотень в погонах против Палача

-3

Итак, начнём по порядку. Фильм открывается небольшим вступлением – уроком политэкономии, развернувшимся в стенах какого-то провинциального профессионального училища (уж точно не университета!). Главная тема – процесс накопления первичного капитала.

Предполагается, что это послужит связующим звеном с недавним прошлым, знакомя зрителя с эпохой финансовых пирамид и разгула бандитизма. Однако, на мой взгляд, эта завязка кажется неуместной.

Можно было бы сделать её более забавной и остроумной, или же вообще ограничиться парой закадровых комментариев. Как вариант, можно было бы начать фильм с текста, уходящего вдаль экрана, тем самым отдавая дань уважения Лукасу: "В некоей далёкой стране, в середине девяностых годов, разгорелись жестокие криминальные войны…". Подобное начало сразу бы обозначило претензию на некий "вселенский" масштаб повествования.

Далее нас переносят непосредственно к основному сюжету фильма. Первая сцена происходит в морге: жестокий допрос некоего связанного коммерсанта (или бандита – не суть важно).

Под полосками пластыря, заклеивающими рот жертвы, можно разглядеть неповторимое лицо Баширова. Прозектор, он же Палач, с довольно оригинальным прозвищем, предстаёт перед нами как интеллигентный молодой человек. Спокойный и обходительный.

Сцена получилась неплохой, даже комичной, благодаря отсутствию лишних подколок. Но Палач не успевает начать пытки, поскольку в морг врываются трое оперативников в штатском и чёрных масках (что тоже выглядит довольно забавно).

Прозектор, повинуясь требованиям закона, бросает один пистолет, но тут же извлекает из тайника второй.

Интересно, сколько же у него их там, в этом морге?

Он яростно, но безуспешно сопротивляется. Убивает одного из милиционеров, но сам получает пулю в ответ.

К нему приближается опер и превращается в настоящего оборотня в погонах: добивает прозектора и своего напарника.

Причём использует для этого табельный "Макаров", несмотря на обилие другого оружия под рукой.

Эфиоп и его товарищи по несчастью

-4

Окей, решил я: спишем это на комедию абсурда. В "Не грози Южному Централу", где гангстеры соревнуются в крутости, доходя до абсурдных, термоядерных масштабов, никто не ждёт реализма.

Так и здесь можно было бы усилить этот маразм: обвешать морг пулемётами, добавить дыбу, испанские сапожки, плетки и клещи – чтобы сразу было понятно, в какую сказку вляпался Баширов и зритель.

Но потом началась сцена, которая чуть не отправила жёсткий диск в мусорку.

Самый слабый эпизод в фильме, да ещё и в самом начале. Разговор трёх пьянчуг (двое русских и один эфиоп, чья экзотическая кровь – повод для навязчивых шуток).

В прошлом, наверно, все трое, включая эфиопа, были учителями труда, которые спьяну решили, что они бандиты. Вместе только гриппом болеют?

Оказывается, бывают и групповые галлюцинации. Да и ладно с недостоверностью образов – это же комедия, и позже они становятся клоунами, – но, боже, как же надоело с девяностых слушать в "чернушных" фильмах этот неестественный лепет, выдаваемый за "бандитский язык"!

Может, Балабанов и хотел спародировать низкопробную "чернуху", но получилось не смешно, а печально. По крайней мере, это не очевидно.

Особенно в начале, когда думаешь, что все бандиты тут из такой же мякины сделаны. Тем более обидно после "Мама, не горюй" и "Бригады", где подобные разговоры научились играть естественно и даже красиво.

А тут просто жалко этих троих мужиков, которых никто не заставляет говорить на чужом для них жаргоне, но они зачем-то его из себя выдавливают. Или режиссёр, злодей, заставил?

А Маковецкого – тоже режиссёр заставил играть так плохо, что я его не сразу узнал?

Саймон и Серёга

-5

Впоследствии повествование стало динамичнее. Возник колоритный дуэт: внушительный Саймон, воплощённый Дюжевым, и его приятель Серёга.

Эти персонажи кажутся гораздо более реалистичными.

Возможно, Саймон несколько преувеличен в своей угрюмой отстранённости и склонен к клише, характерным для жанра, но игра второго персонажа заслуживает высокой оценки.

Получился привлекательный молодой человек: естественный, не глупый и не отвратительный. Стоит отметить, что его играет Алексей Панин, которого не следует путать с Андреем, также участвующим в фильме.

Важно отметить, что этим героям начинаешь сопереживать, независимо от жанра фильма: то ли это пародия, то ли отражение реальности.

В сущности, за весь фильм они совершают лишь один действительно предосудительный поступок: герой Дюжева, утолив жажду газировкой из уличного автомата, бросает стакан на тротуар.

В этом эпизоде, безусловно, прослеживается неприятный оттенок хамства. В остальном – это приятные и по-своему очаровательные молодые люди.

И если кто-то из них совершает убийство, то это оправдано обстоятельствами.

В целом, это обычные люди, а бандитизм – всего лишь одна из профессий.

Михалыч — крайне отталкивающий персонаж

-6

В сравнении с двумя вполне убедительными и реалистичными персонажами, некоторые другие образы кажутся откровенно нелепыми и карикатурными.

Один из таких сомнительных моментов – это криминальный авторитет местного масштаба в исполнении Михалкова. Нельзя отрицать, что персонаж получился ярким и даже комичным, но по сути своей – это скорее "Золотой ключик" в преступном мире.

Его манеры и поведение больше напоминают нагловатого директора ресторана, чем матёрого мафиози.

При этом Дюжев-Саймон выглядит не более похожим на официанта, чем этот клоун в исполнении Михалкова – на главу преступной группировки.

Неудивительно, что в итоге его бессовестно обманули и бросили. Удивительно скорее то, что это не произошло гораздо раньше.

Потому что вынести его постоянное недовольство и необоснованные претензии было бы не под силу даже святому. Его стиль управления явно устарел.

Вероятно, этим объясняются и татуировки на его груди: СССР и профиль Сталина (ещё более абсурдным было бы видеть там МВД и портрет Берии, хотя я и понимаю намёк на песню Высоцкого "Банька").

-7

Этот персонаж напомнил мне одну забавную историю, которую однажды рассказал мне приятель.

Итак, эпизод примерно 1995 года. Мой приятель, будучи гораздо моложе, чем сейчас, наблюдал в ресторане, как молодой парень, пытаясь произвести впечатление на девушек, громко говорил по радиотелефону, который, вероятно, должен был имитировать мобильный (в то время это было роскошью). Он говорил примерно следующее: "Ты, кретин, зачем ты их всех убил? Двадцать трупов! Сам будешь разбираться с милицией. А не уладишь дело – накажу… Завтра будем обсуждать с Михасем ситуацию с таможней. Запомни: обсуждать, а не устранять. Для начала…"

В общем, что-то в этом роде. Произвести впечатление на девушек своей крутостью – это, конечно, похвально, но отчитывать таким образом людей, которые только что вышли из сложной ситуации, может только человек, у которого начисто отсутствует инстинкт самосохранения.

Тем более, именно Михалыч виноват в неудаче: не предоставил полную информацию, не учёл наличие "крыши" у объекта, отправил людей в опасную ситуацию, по сути, подставил их.

Они попали под обстрел, но смогли выкрутиться. И по возвращении – они должны были предъявлять ему претензии, а не он им, как школьный учитель за разбитое окно.

Впрочем, как я уже говорил, это выглядит по-своему комично, и Михалков действительно хорош. Но неуместен. Но хорош.

Такой вот он противоречивый в этом фильме.

Владик, во что ты вляпался?

-8

К тому же, помимо очевидной грубости, у этого неприятного персонажа наблюдаются весьма жестокие наклонности.

Например, он разыгрывает со своим некомпетентным архитектором (которого как раз играет Андрей Панин) сцену с участием красного партизана Лазо.

Насколько я понял, сценаристы решили наказать молдаван за ошибки при ремонте квартиры? Даже если это так, мне кажется, стоило ограничиться угрозами или хотя бы показать, что архитектор остался жив после этой инсценировки.

В любом случае, эта шутка, разыгранная Михалычем над архитектором, выглядит неуместно. Я не отрицаю, что бывают анекдоты ужасные и мрачные, до ужаса смешные, но этот, к сожалению, не из их числа.

Возможно, я слишком чувствителен, а создатели комедий — люди, известные своей жёсткостью.

Отдельного внимания заслуживает упитанный сын криминального авторитета, которого отец постоянно берёт с собой, приобщая к делам, и даже возит на места преступлений, где заботливо предупреждает: "Владик, не испачкайся, а то мама будет ругать".

Да, это должно быть смешно… наверное… В фильме "Карты, деньги…" дуэт Крис Большой и Крис Маленький смотрелся действительно комично, и стиль был выдержан, а здесь… Опять та же проблема: то ли слишком реалистично, то ли недостаточно абсурдно.

Как говорится: "Не стоило бы при ребёнке, ваше благородие".

Люди в халатах превратились в злыдней

-9

Удивляет нелогичная и необъяснимая агрессия, граничащая с безрассудством, у самых обычных людей.

Возьмём патологоанатома, зачем-то сопротивляющегося троим милиционерам, или домашнего химика-наркомана по прозвищу Доктор.

К Доктору пришли обсудить вопросы покровительства. Устранив его охрану, визитёры ясно дали понять, что разговор неизбежен и они настроены серьёзно.

Что он делает? Хватает пистолет, предусмотрительно спрятанный под столом, и пытается его использовать. Естественно, это приводит к печальным последствиям для него.

По сути, эти доктора-убийцы и есть главные злодеи фильма. Кажется, что сценариста в детстве мучили уколами, поэтому он равнодушен к бандитам, но ненавидит врачей даже больше, чем строителей и дизайнеров.

Сцена пыток Саймоном продажного милиционера интересна, но, пожалуй, слишком жестока для комедии, даже самой чёрной.

Несмотря на то что персонажа-жертву совсем не жаль, сцена выглядит чрезмерно отталкивающей.

Идея, что убийство может быть забавным, усвоена мировым кинематографом благодаря Тарантино, но садистские действия с ножом, воткнутым в грудь жертвы, вызывают в лучшем случае недоумение, а не смех.

Этим эпизодом заканчиваются попытки создать "абсурдную комедию". Дальше начинается более реалистичное кино с логичным развитием событий и некой непринуждённой "чернухой".

Кажется, создатели наконец-то определились с жанром и стилем. Лучше поздно, чем никогда.

Не сверлите, мужики, не сверлите!

-10

Особенное впечатление производит финальная сцена: засада, в которой Саймон и Серёга (в исполнении Алексея Панина) поджидают банду "школьных учителей труда", обманувших парней с героином.

Всё развивается по законам жанра: как на свет слетаются хищники, выстраиваясь в очередь, все сюжетные линии сходятся в одной точке, переплетаясь в кровавый клубок.

В "Картах, деньгах…" состав был, конечно, более звёздным и разнообразным, но и семь трупов для Нижнего Новгорода – вполне достаточно.

Приятным моментом стало устранение Гарика Сукачёва, игравшего предводителя неких подозрительных, перекачанных стероидами боевиков.

Ничего личного, но его истеричные выходки и натянутая актёрская игра в фильме порядком надоели (хотя, возможно, он и не виноват, что даже с таким выразительным лицом не умеет играть бандитов убедительно). Так что символическое простреливание головы кажется справедливым возмездием.

Эпизод с убийством соседа (великолепно сыгранного Андреем Краско, сумевшим добавить красок даже такой короткой роли), случайно зашедшего в чужую квартиру, – это чёрный юмор в чистом виде.

Разумом понимаешь, что убивать гражданских нехорошо, но сцена выполнена стильно. Да и не стоило сверлить стену в неподходящий момент, особенно у незнакомых людей.

Если хочешь, чтобы сделали потише музыку, попроси по-человечески. Знаем мы таких соседей: сами постоянно сверлят и долбят, а как кто поставит хорошую музыку – начинают возмущаться.

Так что я не осуждаю Саймона за это убийство, которое, как ни странно, имеет воспитательное значение.

Музыкальное сопровождение

-11

К слову о музыкальном сопровождении: сцена, где Саймон, вооружённый топором, ритмично двигается под "Look at Me Now" перед жертвой, прикованной к стулу, – удачная находка.

Очевидно, он вдохновлялся "Бешеными псами", и подобное воспроизведение образа Мистера Блонда вполне уместно. Это хорошая отсылка.

Вспомним, как в "Криминальном чтиве" Траволта нечаянно убивает несчастного афроамериканца, или как в "Святых из Бундока" импульсивный итальянец в гневе ударяет по столу, из-за чего лежащий рядом пистолет стреляет, и пуля попадает в оказавшегося рядом кота.

Эти моменты – тоже явные, но деликатные аллюзии, обладающие определённой иронией.

Но вот Саймон, с неподдельным детским восторгом копающийся в старых пластинках, – это слишком прямая цитата из "Леона". Возможно, стоило бы это как-то переосмыслить, изменить?

Однако не стану придираться: в целом продолжительная перестрелка в квартире "учителей-бандитов" исполнена на высоком уровне.

Сделано качественно и захватывающе (иногда даже в формате перекрёстного огня).

Шикарным персонажем является студент-медик в стиле панк.

Пусть описание извлечения пули .45 калибра из брюшной полости и ощущения пациента под воздействием алкоголя поданы несколько… скажем так, упрощённо, но зато – забавно.

Нет, здесь не стоит критиковать, так как я понимаю, откуда взяты идеи.

Финал, увы, не ах!

-12

Концовка, бесспорно, получилась неудачной. Впрочем, это привычное дело: я не знаю ни одного современного российского криминального фильма, где финал был бы реализован грамотно и эффектно.

В "Бригаде" концовка тоже оставляет желать лучшего. И в "Бумере" финал откровенно слабый. Даже в моей любимой ленте "Мама, не горюй" концовка неидеальна, уступая остальному фильму, на мой взгляд.

Бывший авторитет Михалков, теперь в роли телохранителя своих бывших подручных, достигших высоких политических постов, – это дурной тон.

То, что персонаж Михалкова жалок и комичен, было очевидно и раньше, но не до такой степени, чтобы прислуживать тем, кто его унизил.

Это не вызывает ни смеха, ни удивления, не выглядит правдоподобно, а отдаёт чьей-то разбушевавшейся фантазией.

Если удалось вырваться из нищеты в богатство, то богача обязательно нужно обратно вернуть в нищету – своего рода социальная справедливость.

И политическая подоплёка в финале выглядит натянутой.

Хотя, конечно, есть попытка показать некую оппозиционность.

Мы-то полагали, что у власти сейчас Законность, которая всей душой и честными руками преградила криминальному миру путь к управлению и наживе, а тут – всё оказалось совсем иначе!

Кому фильм лучше не смотреть?

-13

Что хочу добавить относительно музыкального сопровождения: здесь прослеживается влияние саундтрека фильма "Брат", в частности, манера Бутусова.

Эта линия выдержана неплохо и не вызывает отторжения. Однако в остальном музыка появляется эпизодически и не складывается в цельную картину.

Сложно назвать это полноценным саундтреком, а жаль.

"Бригада" наглядно продемонстрировала, как можно создать качественный саундтрек в российских реалиях, с запоминающимися темами, связанными с конкретными персонажами или ситуациями, и как это положительно влияет на восприятие фильма.

Если сравнивать с работами Балабанова, то даже в фильмах "Брат 1-2" и "Война" музыка была представлена более разнообразно.

Использование Агузаровой в титрах – это отсылка к "Ассе"? Если да, то в "Ассе" это звучало гораздо мощнее и концептуальнее.

В общем, фильм посмотреть стоит. Однако тем, кто излишне заботится о духовности, детям и моралистам, никогда не мучившим насекомых, просмотр не рекомендуется.

В отдельных моментах встречаются интересные находки и стилистические приёмы. Есть и остроумные шутки.

Картина, безусловно, лучше многих отечественных криминальных фильмов, пусть и не лишена недочётов.

Порой ощущается некоторая скомканность, недоработанность и небрежность.

Не помешала бы более тщательная редактура и доработка, а местами и радикальная обрезка.

Впрочем, исправить недостатки уже невозможно. Это издержки кинопроизводства, где главное – выпустить фильм.

Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберёт 200 лайков, я расскажу, что не так с фильмом "Антикиллер" (2002).

До новых встреч!