Найти в Дзене
ЧИТАТЬ ПОЛЕЗНО!

Пушкин о своей жизни на страницах романа «Евгений Онегин» (Глава 3)

Глава 3 написана в 1824 году. В третьей главе происходит знакомство Евгения Онегина с семейством Лариных. Татьяна влюбляется в Онегина, признаётся ему в любви – и начинает развиваться интрига романа. И в этой главе Пушкин нашёл место для разговора с читателем. В строфе ХIII поэт поделился своими творческими размышлениями и планами. Друзья мои, что ж толку в этом? Быть может, волею небес, Я перестану быть поэтом, В меня вселится новый бес, И Фебовы презрев угрозы, Унижусь до смиренной прозы; Тогда роман на старый лад Займёт весёлый мой закат. Не муки тайные злодейства Я грозно в нём изображу, Но просто вам перескажу Преданья русского семейства, Любви пленительные сны Да нравы нашей старины. Обращает на себя внимание строка: «Тогда роман на старый лад…». Что такое «старый лад» для романа? Может быть, здесь Пушкин выразил мысль, что всё созданное в литературе до «Евгения Онегина» устарело? Вряд ли. Пушкин не мог отрицать накопленный к ХIХ веку европейский литературный опыт. Поэт читал едв

Глава 3 написана в 1824 году. В третьей главе происходит знакомство Евгения Онегина с семейством Лариных. Татьяна влюбляется в Онегина, признаётся ему в любви – и начинает развиваться интрига романа.

И в этой главе Пушкин нашёл место для разговора с читателем. В строфе ХIII поэт поделился своими творческими размышлениями и планами.

Друзья мои, что ж толку в этом?

Быть может, волею небес,

Я перестану быть поэтом,

В меня вселится новый бес,

И Фебовы презрев угрозы,

Унижусь до смиренной прозы;

Тогда роман на старый лад

Займёт весёлый мой закат.

Не муки тайные злодейства

Я грозно в нём изображу,

Но просто вам перескажу

Преданья русского семейства,

Любви пленительные сны

Да нравы нашей старины.

Обращает на себя внимание строка: «Тогда роман на старый лад…». Что такое «старый лад» для романа? Может быть, здесь Пушкин выразил мысль, что всё созданное в литературе до «Евгения Онегина» устарело? Вряд ли.

Пушкин не мог отрицать накопленный к ХIХ веку европейский литературный опыт. Поэт читал едва ли все французские и английские романы. Но это были произведения романтизма, а Пушкин первый в мировой литературе понял необходимость перехода к реализму, то есть к направлению, наиболее полно отражающему жизнь. И в этом смысле свой труд он считал новым словом в литературе.

Новыми были герой, содержание и форма романа.

Вот только некоторые признаки новизны композиции.

- Объёмное произведение в стихах обычно называют поэмой. А Пушкин назвал свой труд - роман в стихах. «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница», - отмечал он в письме П.А. Вяземскому 4 ноября 1823 года.

- В романе нет привычной экспозиции. Произведение начинается с рассуждений главного героя – не возвышенных, как было принято в романтических поэмах, а откровенно приниженных, сугубо прозаических, даже грубоватых; в первой главе показана картина жизни петербургского света.

- Лирические отступления, самые разнообразные по содержанию и форме: воспоминания, размышления, короткие замечания, оценочные суждения, беседы с читателем.

- Характер, поведение, имя героини необычны для традиционного романа.

Её сестра звалась Татьяна…

Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно освятим.

И что ж? Оно приятно, звучно;

Но с ним, я знаю, неразлучно

Воспоминанье старины

Иль девичьей!

До этих строк Пушкин, рисуя портрет и характер Ольги, предупредил:

Всё в Ольге… но любой роман

Возьмите и найдёте верно

Её портрет…

А ему нужна была героиня не любого романа, а живой образ из русской действительности. Хоть Татьяна и успела начитаться иностранных романов, но воспиталась она среди русских полей и лугов. Няня, простая крестьянка, вырастившая её, напитавшая народными сказками, стала поверенной в любви. С ней, а не с матерью или сестрой Татьяна поделилась своими чувствами к Онегину.

- Роман остался без конца.

И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго… навсегда.

Всё это указывает на принципиально иной подход создания художественного произведения по сравнению с традиционными правилами романтизма или классицизма.

В третьей главе Пушкин не упомянул какой-либо значимый момент из своей биографии – только высказался о возможных путях дальнейшей работы.

Но эти лёгкие, даже несколько ироничные строки, позволили заглянуть, говоря современным языком, в творческую лабораторию поэта, дали понять, какой насыщенной и полной была его жизнь, не отделимая от поэзии.