Найти в Дзене
Брянщина. Соловьёвка

Оккупация села Соловьёвки. 1941-1943 гг - 1

Оккупация села Соловьёвки. 1941-1943 гг. 22 июня 1941 года была объявлена война с Германией. Все работающие взрослые потянулись в военкомат на призыв «Защитим Родину». В селе остались женщины, старики и дети. Власти района начали собирать партизанский отряд. Из села и посёлков многие ушли в партизаны. Кого не взяли, те остались в селе и на посёлках связными. Пастухи погнали колхозный скот на Восток. А когда некоторые вернулись, то в селе хозяйничали немцы, наводили свои порядки. Когда немцы заняли село, то всё население (взрослые и подростки) собрали в школе, где выбирали старост. Евсеенко Дмитрий Титович ворчал недовольно, мол кто был у власти до войны, тех же выбрали и во время войны. Старостами немцы выбрали: Пугачёва Тимофея (Рынок, Крюковка), Салова Тимофея Филипповича (посёлок Ольховка), Хатуницкого Василия Матвеевича (Боровка и Ревочка), Шрамко Илью Прохоровича (Посерёдок и Кончанная улица). Партизаны поставили своих старост на посёлке Марочка — Евсеенко Захара Сергеевича, на п

Оккупация села Соловьёвки. 1941-1943 гг.

22 июня 1941 года была объявлена война с Германией. Все работающие взрослые потянулись в военкомат на призыв «Защитим Родину». В селе остались женщины, старики и дети. Власти района начали собирать партизанский отряд. Из села и посёлков многие ушли в партизаны. Кого не взяли, те остались в селе и на посёлках связными. Пастухи погнали колхозный скот на Восток. А когда некоторые вернулись, то в селе хозяйничали немцы, наводили свои порядки.

Когда немцы заняли село, то всё население (взрослые и подростки) собрали в школе, где выбирали старост. Евсеенко Дмитрий Титович ворчал недовольно, мол кто был у власти до войны, тех же выбрали и во время войны. Старостами немцы выбрали: Пугачёва Тимофея (Рынок, Крюковка), Салова Тимофея Филипповича (посёлок Ольховка), Хатуницкого Василия Матвеевича (Боровка и Ревочка), Шрамко Илью Прохоровича (Посерёдок и Кончанная улица). Партизаны поставили своих старост на посёлке Марочка — Евсеенко Захара Сергеевича, на посёлке Шуманиха - Самосват Артём Васильевич.

На посёлок Марочка приехали немцы на мотоциклах и легковой машине. Из машины вышел офицер, в руках у него была большая планкарта. Он что-то показывал на планкарту и тыкал пальцем на две большие вербы. Когда-то здесь был винокуренный завод пана Гурковского, под этими вербами стояли амбары. В 1918 году всё здесь разрушили, землю перекопали. Видимо немцы этого не знали и приехали с планкартой посмотреть на место. Вот этот офицер обратился к населению: "Это Андреев хутор? Кто здесь работал на пана?" Криворотько Василий Михеевич, по прозвищу чирак, батрачил на пана. Вот он и вышел к ним и сказал, что "Да, Андреевым хутором называл пан свою ферму, а я батрачил". О чём расспрашивали деда — не известно.

Появились в селе и дезертиры: Медведев Иван Степанович со своим племянником, Медведевым Сергеем Дометовичем, прятались в доме Ивана с октября 1943 года. Только рождение дочери Елены заставило Ивана с Сергеем выйти из укрытия в 1946 году.

В селе появились и свои полицаи: Салов Пётр Егорович, по прозвищу живец, и Самосват Пётр Яковлевич, по прозвищу лях. Живец был очень злым и бешеным, любил, когда ему кланялись и подчинялись. Лях был более спокойным, но его отец Яков ненавидел Советскую власть. Живец постоянно терроризировал семьи, чьи родственники ушли в партизаны. Таких семей было много. С осени 1941 года в Соловьёвке был разбит полицейский гарнизон. 19 декабря 1941года произошёл бой партизан с полицаями. 2 февраля 1942 года в селе партизаны убили одного полицая — Петра живца. 25 июня 1942 года партизаны застрелили на глазах у всего семейства, полицая Самосват Якова, отца Петра ляхова, но перед смертью он сказал: "Хотите убить — убивайте дома, со своего двора никуда не пойду!" А вот Пётр ляхов был ранен и успел добежать до полицейского гарнизона в Сачковичах. После войны его осудили на 25 лет.

После отступления Советской Армии в 1941 году в центре села появилось шесть раненых разведчиков. Жители успели их спрятать. Одного солдатика спрятала у себя Носовец Прасковья Прокофьевна. В 1942 году она родила от него девочку — Орлову Зинаиду Егоровну. Но девочка, прожив три года, умерла в конце 1945 года. Шкурко Татьяна Сергеевна, по прозвищу дрёпова, через своего знакомого выдала всех солдатиков немцам. Одному удалось убежать до посёлка Марочка и спрятаться в колхозном сарае. Но он умер от ран. Жители похоронили его на кладбище посёлка. Двоим удалось добежать до опушки Каменки, там их и расстреляли немцы. Жители Крюковки там же их и похоронили. Троих солдатиков немцы расстреляли у церкви. Их жители села похоронили на кладбище на Крюковке. Когда об этом узнали партизаны, то Татьяну дрёпову искали, а она убежала до самого Свистка, где потом партизаны её и потеряли. Потом стало не до неё. В 1973 году в Соловьёвке, в центре села, перед установленным памятником «Защитнику Отечества», сделали братскую могилу. Туда свозили из всех безымянных могил останки солдат. Вот останки этих солдатиков и перенесли в братскую могилу.

Когда немцы разбили партизан в Софиевских лесах зимой 1942 года, многие выбирались по отдельности — кто как мог. Выбравшись из окружения, прятались по дворам родных и соловьёвские партизаны: Маршеня Денис, Самосват Михаил, Хатуницкий Степан, Хатуницкий Дмитрий. Когда набирали новых людей в партизанский отряд, они отказались идти. Создали свою банду. Под видом партизан стали ездить по посёлкам, деревням, окраинам сёл и грабить. На их поимку направили отряд партизан под руководством Клепчинова Михаила Лаврентьевича. В начале сентября эта банда убила партизан. После войны их осудили на 25 лет.

1942 год, увоз молодёжи в Германию
1942 год, увоз молодёжи в Германию

Осенью 1942 года немцы начали увозить молодёжь в Германию. Староста Шрамко Илья Прохорович постоянно находился в Климово и курировал вывоз молодёжи. Некоторым семьям он помог. Вот из села и посёлков увезли 13 человек молодёжи: Мазепа Надежда Арсеновна, Шуруб Фёдор Евменович, Салов Михаил Денисович, Пацукова Вера Ивановна, Самосват Григорий Никитич, Рубан Степан Прокофьевич, Гладышко Анастасия Егоровна, Самосват Ефросинья Васильевна, Пугачёва Елизавета Филипповна, Дюндюкова Анастасия Петровна, Самосват Иван Парамонович, Гладышко Елизавета Зиновьевна, Болотный Семён Артёмович — погиб. А в 1943 году забрали ещё семерых: Евсеенко Прасковья Ивановна, Самосват Ефросинья Ивановна, Медведева Ефросинья Харитоновна, Евсеенко Ульяна Сергеевна, Хатуницкий Иван Никифорович, Казоря Иван Терентьевич и Шарпан Стефан Александрович — погибли при бомбёжке на ж/д станции.

... продолжение следует...