Найти в Дзене

Гений русской абстракции: в Костроме открылась выставка работ Алексея Каменского

В мире искусства всегда ценились те, кто шёл своим путём, невзирая на моду и конъюнктуру. Новая выставка в Центре русского искусства знакомит костромичей с творчеством именно такого мастера — Алексея Каменского. Экспозиция не только раскрывает эволюцию художника, но и наглядно показывает его влияние на современных авторов. Картины из серии «Ландшафты» костромского художника Владимира Тюрина словно светятся изнутри. Этот эффект — не магия, а кропотливый труд, результат особой техники, когда краска наносится на холст в несколько слоёв. Так цвет обретает внутренний свет, а изображение — глубину. «Русская икона писалась таким же образом, древняя икона. И вообще художники стараются добиться, чтобы не просто закрасить, а внутреннее свечение было. Обычно художники пишут, что называется — обслуживают предмет. Предмет у него — это самое главное. В работе должно быть то, что у тебя внутри от этого предмета. То есть не обслуживать предмет, а использовать его. Вот тогда отклик найдётся и у зрителя

В мире искусства всегда ценились те, кто шёл своим путём, невзирая на моду и конъюнктуру. Новая выставка в Центре русского искусства знакомит костромичей с творчеством именно такого мастера — Алексея Каменского. Экспозиция не только раскрывает эволюцию художника, но и наглядно показывает его влияние на современных авторов.

Картины из серии «Ландшафты» костромского художника Владимира Тюрина словно светятся изнутри. Этот эффект — не магия, а кропотливый труд, результат особой техники, когда краска наносится на холст в несколько слоёв. Так цвет обретает внутренний свет, а изображение — глубину.

«Русская икона писалась таким же образом, древняя икона. И вообще художники стараются добиться, чтобы не просто закрасить, а внутреннее свечение было. Обычно художники пишут, что называется — обслуживают предмет. Предмет у него — это самое главное. В работе должно быть то, что у тебя внутри от этого предмета. То есть не обслуживать предмет, а использовать его. Вот тогда отклик найдётся и у зрителя», — рассказал художник Владимир Тюрин.

Этот творческий подход объединяет Тюрина с Алексеем Каменским – художником, чьё имя хорошо известно в профессиональных кругах, но куда менее знакомо широкой публике. Прямо сейчас в Центре русского искусства открыта выставка работ мастера абстрактной живописи и девяти его последователей. Экспозиция показывает творческий путь Каменского: от реалистического рисунка и работы с натурой до экспериментов с формой и цветом. Уже будучи зрелым художником, он сочетал узнаваемые сюжеты с чистой абстракцией, последовательно отсекая всё лишнее.

«Он очень любил посещать выставки зарубежного искусства. На них приходил с блокнотиком, зарисовывая работы мастеров. Делая такие вольные копии, он каждый раз пытался убирать элементы, которые считал не такими важными. Когда приехала выставка Анри Матисса в Пушкинский музей, он пришёл с блокнотиком, стал думать, что же можно убрать. Когда он убрал, на белом листе осталась только подпись — Матисс», — говорит куратор выставки, коллекционер Юрий Петухов.

Вопреки давлению соцреализма, Каменский сумел сохранить свою творческую независимость. Его друг и коллега Игорь Ермолаев, чьи работы также можно увидеть на выставке, отмечает, что художник по характеру был человеком немногословным, но точным — и в жизни, и в искусстве.

«Он в основном жил при советской власти. Работы его не покупались, хотя он был членом Союза художников. И он испытывал трудности. Смотря на него, как он проживал свою жизнь, все мы стремились немножко подражать, не обращать внимание на житейские проблемы, ненужные и мешающие изображению. Признанных гонений не было по большому счету. Все прекрасно делали то, что хотели делать. Другое дело, что не всегда это на материальном благополучии отражалось. Если ты служил искусству, тебе никто не мешал это делать. Сейчас ситуация, как ни странно, прямо противоположная», — вспоминает художник Игорь Ермолаев.

Каменский не вступал в дрязги художественных школ, не боролся за место в культурной советской иерархии. Он просто писал.

«Работа и была его жизнь. И название выставки такое — «Между прочим». Между чем? То ли он жил между тем, как работал, то ли работал между тем, как жил. Мне кажется, что интересно зрителю будет увидеть, чего добился художник, просто изо дня в день занимаясь искусством, не растрачивая ни время своё и ни силы, на декларации, лозунги, отстаивание себя в искусстве. Это такое честное занятие своей профессией», — объясняет Юрий Петухов.

Выставка получилась разной по стилям, но единой в главном. Она позволяет оценить масштаб дарования Каменского и его влияние. Особым подарком для ценителей искусства станет книга, изданная к вернисажу в Костроме. На её страницах — воспоминания тех, кто знал художника лично и высоко ценит его вклад в искусство.

«Выставка была буквально через несколько месяцев после смерти моего папы в 2014 году, и тогда у нас была книжка чисто про него. Сейчас она немножко другая. Сейчас про его место среди других творцов и поэтому эта выставка — совместная», — сказал Алексей Каменский, сын художника.

Увидеть творческое наследие Алексея Каменского и других авторов можно до 7 декабря в Центре русского искусства.