Найти в Дзене
ВАС

9 УРОК ПО ПОЛИТ ЭКОНОМИКЕ. ЭТОМУ УЖЕ НЕ УЧАТ.

Картинка 1
Картинка 1

Курс: Основы политической экономии

Урок 9: Эволюция критической мысли: от империализма до культурной гегемонии

Введение:

Маркс заложил фундамент, но не дал ответов на все вопросы. Исторические условия менялись: капитализм вступил в стадию империализма, появилось государство всеобщего благоденствия, а революции происходили не в самых развитых странах. Мыслители XX века пытались осмыслить эти противоречия.

1. Теория империализма (В.И. Ленин и Роза Люксембург)

К началу XX века капитализм сильно изменился: появились монополии, банковский капитал слился с промышленным, началась борьба за передел мира.

Ленин. «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916)

Ленин выделил 5 ключевых признаков империализма:

1. Концентрация производства и монополии. Монополии, а не свободная конкуренция, становятся главной силой.

2. Слияние банковского и промышленного капитала, образование финансового капитала и финансовой олигархии. Горстка финансистов начинает управлять всей экономикой.

3. Преобладание вывоза капитала над вывозом товаров.Внутри метрополии прибыльность падает, и капитал ищет сферы применения в колониях и отсталых странах, где дешевая рабочая сила и сырье.

4. Образование международных монополистических союзов капиталистов, делящих мир (картели, синдикаты).

5. Закончен территориальный раздел земли крупнейшими капиталистическими державами. Это неизбежно ведет к войнам за его передел.

Вывод Ленина: Империализм — это загнивающий и умирающий капитализм, канун социалистической революции. Он обостряет все противоречия до предела.

Роза Люксембург. «Накопление капитала» (1913)

Ее ключевой вопрос: Откуда берутся покупатели для растущей массы товаров, если капиталисты и рабочие не могут их всех купить?

Ее ответ: Капитализм для своего выживания нуждается в внекапиталистической среде (колонии, традиционные общества). Он постоянно вовлекает их в орбиту своего влияния, выкачивая ресурсы и создавая новые рынки сбыта. Когда же весь мир будет поделен и превращен в капиталистический, система столкнется с непреодолимой проблемой реализации и рухнет.

2. Антонио Грамши: понятие гегемонии

Итальянский марксист задался вопросом: почему в развитых странах Запада, несмотря на кризисы, не произошло революций? Почему рабочий класс часто поддерживает систему, которая его эксплуатирует?

Ответ — культурная гегемония.

  Господство правящего класса держится не только на насилии (армия, полиция, тюрьмы), но и на идеологическом и культурном лидерстве.

  Правящий класс через СМИ, школу, церковь, искусство навязывает всем остальным свои ценности, мировоззрение и представления о «здравом смысле».

 Люди начинают добровольно принимать существующий порядок как единственно возможный, естественный и справедливый. Эксплуатация маскируется, например, под «естественное» неравенство талантов или «честную» конкуренцию.

Вывод: Для победы нужно бороться не только за экономическую и политическую власть, но и за гегемонию в сфере культуры — создавать контр-культуру, альтернативные интеллектуальные и моральные ценности.

3. Франкфуртская школа: Критика «индустрии культуры» и общества потребления

Представители (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе) перенесли критику капитализма в сферу культуры и повседневности.

Индустрия культуры:

  Культура при капитализме становится конвейерным производством стандартизированных товаров (поп-музыка, голливудские фильмы, массовая литература).

  Цель такого производства — не просвещение, а пассивное потребление и отупление.

Массовая культура создает иллюзию счастья и индивидуального выбора, но на деле лишает человека способности к критическому мышлению и реальному бунту.

Одномерный человек (Г. Маркузе):

 Капитализм подавляет не только экономически, но и психологически. Он создает ложные потребности (в определенной марке автомобиля, в новом айфоне) и через рекламу заставляет нас в них нуждаться.

 Удовлетворяя эти ложные потребности, человек чувствует себя свободным, но на деле он становится «одномерным» — он утрачивает способность мыслить критически и желать радикальных перемен.

  Протест интегрируется в систему и сам становится товаром (продажа футболок с Че Геварой).

4. Современные направления: Неомарксизм и Мир-Системный Анализ

Иммануил Валлерстайн: Мир-Системный Анализ

Он предложил смотреть на капитализм не как на сумму национальных экономик, а как на единую мировую систему с международным разделением труда.

Ядро (развитые страны): Производство сложных товаров с высокой добавленной стоимостью, концентрация капитала и власти.

Периферия (развивающиеся страны): Выполняют роль сырьевого придатка, источник дешевой рабочей силы и рынок сбыта для товаров из ядра.

Полупериферия (например, BRICS): периферию, но в то же время ядром. Буферная зона, которая стабилизирует систему.

Капитализм изначально был мировой системой, построенной на неэквивалентном обмене между ядром и периферией. Богатство ядра напрямую зависит от эксплуатации периферии.

Дэвид Харви: Накопление через лишение (изъятие)

Современный капитализм научился извлекать прибыль не только из эксплуатации текущего труда, но и из присвоения общих благ (коммунальных услуг, образования, природы) и спекуляции на активах (недвижимость, акции). Это ведет к росту неравенства и долгов.

Резюме урока:

Классическая политэкономия Маркса была развита и дополнена мыслителями XX и XXI веков, которые показали, что:

1. Капитализм перешел в стадию империализма и глобализации.

2. Власть держится не только на грубой силе, но и на идеологической гегемонии.

3. Эксплуатация стала более изощренной, проникая в сферу культуры и потребления.

4. Капитализм — это глобальная система, где богатство одних напрямую зависит от бедности других.

Заключение всего курса:

Политэкономия — это не застывшая догма, а живой инструмент критического анализа. Она позволяет за видимостью рыночных отношений (цены, заработная плата, прибыль) разглядеть глубинные социальные отношения власти, господства и эксплуатации. Она ставит перед обществом главный вопрос: как мы производим жизненные блага и как мы их распределяем? И является ли существующая система единственно возможной и самой справедливой?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

МАТЕРИАЛ ЯВЛЯЕТСЯ ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫМ.