На что обращать внимание при подъёме катера или лодки с воды на прицепе и подготовке к зимнему хранению и консервации корпуса судна и двигателя.
Подробный чек‑лист действий и рекомендаций для безопасного подъёма катера на прицеп, последующей подготовки к зимнему хранению и консервации корпуса и двигателя.
1. Подготовка перед подъёмом
- Осмотреть прицеп и оборудование.
- Проверить раму, рессоры, ступицы, подшипники, состояние фар и сигналов.
- Убедиться в исправности лебёдки, троса/рейки, фалов и крюков.
- Проверить давление в шинах и состояние сцепного устройства на прицепе и автомобиле, так же исправность розеток фаркопа.
2. Подготовка судна, прицепа и автомобиля к подъёму с воды
- Снять или надежно закрепить съёмные предметы (навигатор, электроника, трапы, спасательные жилеты, кранцы, тент и прочее что может мешать подъёму).
- Убедиться, что грузоподъёмность прицепа соответствует массе катера с оборудованием.
- Убедиться в надежности соединения прицепного устройства прицепа и автомобиля и наличии страховочной цепи или троса на дышле прицепа.
- Распределить вес катера так, чтобы центр тяжести находился чуть впереди оси прицепа (примерно 10–15% массы на сцепное устройство).
- Убедиться, что направляющие на что ляжет судно выставлены правильно на прицепе (по ширине корпуса судна).
- Убедиться, что угол уклона, вес прицепа и катера (лодки) и прочие условия, составляющие общую нагрузку на подъем по силе вашему автомобилю.
- Подготовить лебедку на прицепе и прочие крепежные ремни и элементы заранее.
3. Процесс съезда к воде
- Убедиться в безопасности съезда к воде.
- Если есть возможность, снять задние фонари у прицепа сделать это.
- Проверить глубину и течение в месте съезда - избегать сильного течения и волн, на необорудованном берегу проверить плотность почвы (чтобы не застрять - в таких местах рекомендован автомобиль повышенной проходимости, оборудованный лебедкой).
- Выставить прицеп по нужной траектории и съезжать в воду так, чтобы часть направляющих, в передней части прицепа слегка виднелись из воды.
- Когда прицеп выставили в нужном положении в воде:
если вы один, то зафиксируйте положение стояночным тормозом или противооткатными башмаками, подложив их под колеса авто, заглушите двигатель, поставьте коробку передач в положение «Р» или на первую передачу на механической коробке, идите к катеру
если вас двое и есть, кому управлять катером, можете остаться в автомобиле, держа ногу на тормозе, либо так же выйти и помочь.
- В темное время суток использовать дополнительный свет автомобиля, катера или портативных фонариков, чтобы подсветить подход судна к прицепу.
4. Подход на судне
- Использовать одного человека на берегу или на носу судна для правильного направления плавсредства, использовать знаки жестов или радиостанцию (из-за ветра может быть не слышен голос), либо действовать самим, если на судне хороший обзор.
- Вести катер медленно, выровнять по центру прицепа, держать поворотный угол минимальным.
- При соприкосновении корпуса судна с направляющими прицепа, слегка дать ход мотором для надежной фиксации, после зацепить лебедкой за буксировочную проушину в передней части корпуса судна и слегка подтянуть. Это можно делать с носа судна, если это удобно (чтобы не спускаться), либо это может сделать второй человек с воды).
- После можно заглушить подвесной или стационарный двигатель, если это подвесной двигатель - поднять его, плавно подтягивать катер, контролируя его посадку на направляющих.
- Следить за симметрией, корпус судна должен ложиться равномерно.
- Остановиться, когда нос катера зафиксирован на носовой балке и поддерживается роликами.
- Зафиксировать лебедку на стопор.
- После можно выехать из воды, но оставаясь на горке, не забывая ставить на ручник и подкладывать противооткатные упоры под колеса.
- Далее закрепить судно ремнями через корпус и лонжероны, использовать мягкие накладки, чтобы не повредить обшивку.
- Проверить, чтобы никакие крепления не проходили через навесные элементы, которые могут сломаться, а также надежность их соединения.
5. Визуальный осмотр после подъёма
- Проверить корпус судна по периметру, осмотреть днище и борт на трещины, вмятины, коррозию, обрастание.
- Проверить герметичность трапов, рёбер жёсткости и рубки.
- Визуально проверить двигатель и подвесные устройства на целостность, проверить уровень масла и технических жидкостей, осмотреть корпус двигателя на подтёки, трещины, состояние моторной части.
- Проверить состояние трансмиссии, гребного вала, винта, анодов.
- Проверить надежность и фиксацию леерного ограждения, ходового тента, тросов и прочих навесных частей корпуса и механизмов, отсутствие каких-либо частей и предметов снаружи корпуса судна.
- Поставить фонари прицепа на свое место и проверка работоспособности.
6. Подготовка корпуса судна к консервации
- Очистить и промыть корпус и все загрязненные части судна специальными средствами.
- Промыть пресной водой корпус и днище, особенно, если катер эксплуатировался в солёной воде.
- Удалить водоросли, ракушки и загрязнения. При необходимости использовать мягкую щётку и специальный скребок.
- Просушить внутренние отсеки и трюмы, открыть люки для вентиляции.
- Проконтролировать отсутствие влаги в нишах и между обшивкой.
- Пропылесосить всю пыль и грязь внутри корпуса, после протереть влажной тряпкой со специальными моющими средствами.
- Отключить электроприборы и демонтировать аккумулятор, проверить его рабочее состояние и зарядить при необходимости (или утилизировать), так же снять мягкие обшивки сидений, тканевый тент и прочее, что подвержено влиянию влаги и плесени и убрать в теплое и сухое помещение (если судно будет храниться на улице и на холоде, при необходимости провести ремонт).
- Заделать трещины, сколы и прочие дефекты шпатлёвкой, эпоксидом, отполировать и покрасить или отдать в сервис.
- Обработать царапины антикоррозийным средством и покрасить при необходимости.
- Проверить и при необходимости заменить аноды (магниевые или алюминиевые).
- Нанести защитные покрытия на участки, подверженные коррозии.
7. Консервация двигателя
- На подвесном двигателе полностью слить топливо с фильтров и карбюраторов, или стабилизировать специальным составом, залив топливный бак полностью до полна и залив в него нужное количество стабилизатора на количество литров, после этого - запустить двигатель и прогнать систему, либо прокачать ее ручной грушей.
- Слить воду из системы охлаждения (больше касается стационарных моторов, на подвесных моторах вода сливается самотеком).
- Промыть двигатель чистой пресной водой, если судно и мотор будут храниться в тепле (особенно, после морской воды, необходимо присоединить к заборнику воды в системе охлаждения мотора и подать туда пресную воду).
- Промыть систему охлаждения Этилен-Гликолем (безопасен для природы) или Антифризом (в воду и на землю не сливать) перед хранением на минусовых температурах.
- Обработать внутренние полости камеры сгорания маслом - консервантом, распылив его во внутрь в 2-3 этапа. Выкрутить предварительно свечи зажигания, отключить катушки зажигания от питания и форсунки, распылить интенсивно (2-3 секунды) консервант через свечные колодцы в камеру сгорания, после прокрутить коленчатый вал двигателя примерно на 90° электростартером или гаечным ключом за маховик, после распылить консервант снова, после прокрутить опять и распылить снова - после закрутить свечи обратно.
- Все электро-контакты на моторе, подверженные окислению обработать спреем для защиты электро-контактов, а поверхности защитным средством.
- Заменить масло и масляный фильтр в двигателе при наличии воды или эмульсии, заменить масло в любом случае после первого пуска двигателя в следующем сезоне.
- Снять винт и проверить целостность вала и сальников на редукторе подвесного лодочного мотора, отдать в ремонт редуктор при необходимости, также при необходимости поменять винт на новый, поменять масло в редукторе, эмульсия говорит о негерметичности системы и необходимости ремонта.
- Слить воду при необходимости из дополнительных резервуаров, теплообменников, двигателя и т.д., заменить масло.
8. Защита электрических систем и оборудования
- Слить воду из всех систем судна.
- Демонтировать навигацию, радиостанцию, эхолот и дорогостоящую электронику, хранить в сухом тёплом месте.
- Обработать контакты специальным средством.
- Очистить и обработать контакты и клеммы антикоррозионными средствами.
- Установить сетки/заграждения на вентиляционные отверстия, применить отпугивающие средства от грызунов, избегать токсичных препаратов вблизи питания.
- Обеспечить проветривание и вентиляцию.
9. Хранение на прицепе
- Разместить судно над ровной площадкой, при длительном хранении опирать на специальные подставки под киль и борта, снять часть нагрузки с прицепа, также, при возможности, можно сделать подставки под раму прицепа, чтобы снять нагрузку с подвески и колес прицепа.
- Проверить опоры роликов на предмет деформации и равномерности опирания.
- Накрыть катер качественным тентом с вентиляционными клапанами, обеспечить сток воды с тента.
- Убирать снег и лед и не допускать его скопления на тенте и корпусе судна зимой, чтобы не допускать деформации.
- Проверять натяжение креплений и состояние тросов с периодичностью в несколько недель.
- Зафиксировать рулевое управление, блокировать рулевую колонку, при необходимости забрать ключи и все ценное.
10. Дополнительные рекомендации
- Поддерживать в порядке документы на судно и прицеп.
- Проводить сезонный осмотр перед спуском.
- Перед следующей спуском провести полный осмотр и испытание всех систем, согласно нормам эксплуатации и сервисному обслуживанию, произвести пробный запуск двигателя.
- Все ремонты, покупки и усовершенствования для судна стараться планировать во время закрытой навигации, чтобы с удовольствием эксплуатировать в сезон.
Короткая памятка
- Заранее проверить прицеп, лебедку и прицепное устройство автомобиля.
- Очистить и просушить корпус.
- Консервация двигателя — промывка, обработка, стабилизация топлива.
- Снять и хранить электронику и аккумуляторы отдельно.
- Надёжно закрепить катер на прицепе и накрыть тентом с вентиляцией.
- Регулярно проверять состояние во время хранения.
- Убрать все в теплое и проветриваемое помещение, что может испортиться от сырости и влаги, а также от мороза
Соблюдение этих шагов поможет минимизировать риск повреждений, коррозии и простоя техники, а также снизит затраты на ремонт в начале следующего сезона.
Автор – Александр Ковязов, руководитель тех. отдела Центра морского права