… или как я принял участие в съемках «Хроники русской революции» режиссера Андрея Кончаловского.
Для начала отмечу, что это не первая моя работа в кино. До того уже доводилось сниматься на второстепенных ролях (один раз даже в главной роли), кроме того, работал в команде сценаристов для некоторых лент. Вся перечисленная деятельность не несла профессионального постоянного характера, а была выполнена исключительно из любви к искусству ))
(*эвоно как я завуалировал свою любительский уровень)
Но вернемся к процессу съемок «Хроник русской революции».
О том, как меня пригласили сниматься в этом эпичном полотне можно снимать отдельное кино, пожалуй даже, в стиле «Волков с Уолл-стрит». В этой истории так же бы присутствовали офисы на вершинах небоскребов со стеклами от пола до потолка и панорамным видом, раскуренные сигары и три сказочных контракта на выбор. Вообщем, сказали придти в назначенную дату к Екатерининскому дворцу, что при Лефортово.
Дворец, построенный в конце XVIII века как ни что другое прекрасно подходил для съемок локаций революционных времен - упадок и понурый вид стен соответствовали.
Все здание дворца пронизано, как венами, проводами и силовыми кабелями для съемочной аппаратуры. Отмечу, что этот объект часто используется киношниками под площадки на различных исторических фильмов. Поэтому съемочная аппаратура с «кишками» отсюда и не уезжает. На улице оборудованы туалеты «на колесах», точки общепита (там можно бесплатно взять кофе или чай в перерывах между съемками).
Театр начинается с вешалки, а кино с гримерки. Первое, куда попадает актер на съемочной площадке, это на этаж гримеров. Кроме стандартных «волосочесов» тут же присутствовали столики с мастерами наложения макияжа, приклеивания усов и носов.
Моему гримеру повезло, поскольку мои родные усы и борода не нуждались в дополнительной стилизации под начало ХХ века. Единственное, сделали мне непривычный прочес копны волос на две половинки. После грима нас отправили на примерку костюмов. В этот раз «мои родные» джинсы и куртка не подошли под антураж съемочной эпохи.
Целый этаж Екатерининского дворца с длиннющими комнатами был переоборудован под склад костюмов. Сотни сюртуков, пиджаков и сорочек рядами висели по комнатам. Опытные работники по костюмам без ошибки на глаз определяли параметры телосложения прибывших актеров и выдавали им на выбор несколько костюмов. Переодевались все в общей комнате, оставляя свои вещи тут же на лавочках.
Пока примерял костюм, прическа ХХ века попортилась. Зато стал чувствовать себя более комфортно.
После приобретения съемочного образа актера отправляют в комнату ожидания. Бесцельно слоняться по комнатам подготовки и самой съемочной площадке запрещалось. Съемочная смена длится по 12 часов в день. Естественно, что не все это время актеры находятся под камерами, рассказывая стишки. Львиную долю съемочной смены ты просто ждешь. Читаешь, тупишь в телефон, спишь. Из развлечений - выйти во двор покурить, а также постоять в очереди за бесплатным кофе )
Тут же во дворе стояли и курили медийные лица, актеры первого плана и исполнители главных ролей. Подходить с ними делать селфи не разрешалось (смотри пункт о запрете телефонов на площадке). Но можно было просто подойти, познакомится и поговорить.
Вот, например, Петр Рыков, в исполнении роли Маяковского, беседует со съемочной группой.
В Екатерининском дворце порой снимали весьма необычные сцены, где, казалось бы, дворцовые локации никак не подходят. Например какие-то комнаты были переоборудованы под рабочие кабинеты, спальни, рестораны или вовсе кабаре.
Во дворе и вовсе фантазия режиссера развернулась:
Кстати, фото более примечательно своим фоном, поскольку внутри того колодца из вагончиков на самом деле… декорация с хромакеем, где снимали массовые протесты на дворцовой площади. Для массовки режиссер пригласил около тысячи (!) солдат-призывников Россгвардии из близлежащей Подмосковной части.
Что касается массовости сцен - тут создатели полотна не поскупились, актеров и массовку приглашали каждый день толпами. В какие-то дни люди просто приходили, наряжались в костюмы, гримировались и по несколько часов ожидали вызова на съемочную площадку. Сотни людей ожидали в просторных комнатах дворца, но их не звали ни в первый день, ни во второй. Тем не менее, съемочный процесс был организован с заботой. Каждый день обязательный обеденный перерыв.
Для приема пищи в комнатах расставлялись столы, скамьи, приносилась еду в одноразовой посуде.
Уже и забыл, а сейчас на фото увидел. Брал с собой на съемки черновики романа "Безмолвие", чтобы в перерывах между съемками поработать над текстом. Уже через год этот роман стал хитом международных книжных выставок...
Про "Безмолвие" тут.
Но вернемся в кино.
Из минусов - в комнате было всего пара розеток, а желающие подзарядить телефоны выстраивались в очереди. Спасал предусмотрительно взятый блок питания.
Что касается телефонов, то съемочная команда на входе в дворцовый комплекс просила их выключить. Фотографировать и снимать съемочный процесс - категорически запрещалось! За нарушение выгоняли из площадки и вообще из кино… поговаривают, даже запрещали посещать просмотр самого фильма в кинотеатре (шутка). Но про запрет пользования телефоном каждый актер лично подписывал отдельную бумажку.
И, наконец, кино!
«Камера - идет!», «Звук - идет!»,
- Живем! - кричит помощник режиссера.
Да, именно таким словом обозначалось начало игры в сцене под камерами. Актеры на площадке должны именно жить! Полностью погрузиться в эпоху, мысли и мотивы своих персонажей.
В один из дней с принимал участие в сцене кабацкой потасовке Маяковского. Меня, одну девушку и еще одного парня посадили за столик в кабаке. Камера крупным планом снимала нас, а на заднем фоне где-то Маяковский читал стихи, забравшись на стол. Вроде нормально посидели, но режиссер остановил кадр.
- Разве так сидят в кабаке? - Спросил он у меня.
Я потерялся, что ответить Андрею Сергеевичу, а он продолжил: «Живи в кадре!».
И я зажил!
Вновь: «Камера - идет!», «Звук - идет!», «Живем!».
Я смотрю на сервировку стола: салатики, хлебушек, бокалы с пивом (у дамы шампанское), на тарелках отбивная с отварным картофелем и жареными баклажанчиками. Начинаю есть! И, о чудо! Это не бутафорская , а настоящая еда. Очень вкусная. Мой компаньон по сцене хватается за бокал и выпускает стон восторга - пиво тоже настоящее!!! Жаль лишь безалкогольное…
И мы начинаем дикий жор под камеру.
Режиссер вновь остановил кадр.
- Разве так сидят в кабаке? - Вновь спросил он у меня.
Я пожал плечами с невысказанной мыслью: «А что не так?».
- Да, у тебя же девушка сидит и скучает!
- А…., - понял я.
Не помню какой по счету: «Камера - идет!», «Звук - идет!», «Живем!».
Как развеселить закомплексованную девушку впервые попавшую на съемочную площадку? Она действительно была в некоемом ступоре, отчего казалась пластмассовой куклой, усаженной перед камерой.
Выход есть! Вспоминаю, так, у нас начало ХХ века, революция на пике. А кто у нас герой революции? Правильно, ЧАПАЕВ! и тут я начинаю жечь один за другим анекдоты про Чапаева, периодически запивая пивом и похлопывая истерически хохочущего друга по плечу.
- Заходит в избу к Чапаеву его оруженосец Петька и спрашивает «Василий Иванович, а что такое нюанс?»…
- Проходи Петька,снимай штаны, нагибайся…
Вот, видишь у тебя в #опе #уй, и у меня в #опе #уй… Но есть один НЮАНС!»
Скованная страхом девушка начинает смеяться. Это был настоящий, искренний смех. Камера снимает, режиссер доволен. А Я ПРОДОЛЖАЮ:
Чапаев поучает своего оруженосца: «Вот, Петька, я мужик простой. Если заходишь ко мне в избу, а я чай пью. Ты проходи, седь рядом, попей со мной чаю. Если заходишь в избу, а я щи хлебаю. Ты проходи, седь рядом, похлебай со мной…»
- Василий Иванович! А если я захожу, а Вы Анку @бете?
- Ты проходи, Петька, не стесняйся. Я и тебя в@ебу!
Кабак переполняет смех, девушка, до того окоченевшая, теперь не чувствует страха и пьет шампанское, весело поглядывая по сторонам.
Но режиссер остановил кадр. Потому что утирал от смеха слезы и не мог продолжать дальше съемочный процесс.
Снимали все сцены одновременно с нескольких камер. Каждую сцену по несколько раз, даже если дубль удался с первого раза. На монтаже выберут лучший.
Ту смену мы завершили глубоко за полночь. Мы наелись, навеселились и вовсе не чувствовали усталости.
Хочу выразить режиссеру и съемочной команде благодарность за приглашение, а так же за радушную организацию съемочного процесса.
Теперь, спустя два года с момента съемок, я смотрю дома на тв эпичное полотно, в котором тоже принял участие, и с благоговением вспоминаю те дни.
А что получилось в итоге, какое мое отношение к финальному продукту тех съемок, я расскажу в следующей статье. К сожалению, там не все так радужно.
А какие впечатления у вас от просмотра "Хроник русской революции"? Пишите в комментариях.