Найти в Дзене
Сашины сказы

«Выгорание» гнезда в повестях И. А. Бунина «Суходол» (1911) и В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой» (1976)

 В. Г. Распутин считал И.А. Бунина одним из своих учителей (вторым учителем он считал Ф. М. Достоевского). Думается, «Суходол» и «Прощание с Матерой» сходны идеей и сюжетом. Они есть продолжение размышлений о России и русских. Уже в названиях повестей мы видим пространственный аспект – «локальную» закрепленность – Суходол, Матёра. «Суходол» -–история разорившейся дворянской усадьбы. «Прощание с Матёрой» – уничтожение деревни, сопутствующее индустриальному развитию страны. И в том, и в другом произведении явлен феномен родного, «угасающего» родного, умирающего родного, сгораемого родного… «Родной», –читаем толкование В. И. Даля, – сродный, сродник, с кем кто в родстве, кровный, свой, единокровный, близкий по родству…» и далее: «Родство ср. Родная, родственная связь, кровные отношения… Родство вообще бывает: кровное (родовое), по общему родоначальнику; свойство… по брачным союзам; духовное … (крестное, кумовство), по восприятию от купели … также восходящее, нисходящее и боковое, нак

 В. Г. Распутин считал И.А. Бунина одним из своих учителей (вторым учителем он считал Ф. М. Достоевского).

Думается, «Суходол» и «Прощание с Матерой» сходны идеей и сюжетом. Они есть продолжение размышлений о России и русских.

Уже в названиях повестей мы видим пространственный аспект – «локальную» закрепленность – Суходол, Матёра.

«Суходол» -–история разорившейся дворянской усадьбы. «Прощание с Матёрой» – уничтожение деревни, сопутствующее индустриальному развитию страны. И в том, и в другом произведении явлен феномен родного, «угасающего» родного, умирающего родного, сгораемого родного…

«Родной», –читаем толкование В. И. Даля, – сродный, сродник, с кем кто в родстве, кровный, свой, единокровный, близкий по родству…» и далее: «Родство ср. Родная, родственная связь, кровные отношения… Родство вообще бывает: кровное (родовое), по общему родоначальнику; свойство… по брачным союзам; духовное … (крестное, кумовство), по восприятию от купели … также восходящее, нисходящее и боковое, наконец, родство и незаконное…» [Пращерук : 69]

 Перед читателями предстают картины гибели топосов. Суходол и Матёра стираются с лица Земли, остаются лишь в воспоминаниях.

Наталья –«участница и свидетельница всей этой [суходольской] жизни, главная сказительница её» [Бунин : 140]. Утрату «родного» она остро переживает, когда ее повезли на далекий, неведомый хутор: 

«Все думала она о Суходоле, – трудно было сначала не думать-то!» (170).

Материнские старухи во главе с Дарьей – хранители родной земли. До последнего они остаются ей верными. Дарья не мыслит жизни вне Матёры:

«Я ваша, ваша, мне к вам надо… рази можно меня к живым? Я ж туда непригодная, я вашего веку» [у могил родителей] [Распутин : 349]..

Город воспринимается и Натальей, и Дарьей как нечто чуждое, как совершенно чужое пространство:

· «город поразил её [Наталью] только скукой, сушью, духотой да еще чем-то смутно-страшным» (154).

· Дарья: «В городе-то я была, посмотрела – ой, сколь их бежит! Как муравьев, как мошки! Взадь-вперед, взадь-вперед! Прямо непроворот. Друг дружку толкают, обгоняют…» (311)

Роднит «Суходол» и «Прощание с Матёрой» тема выгорания

1) «Суходол для героев – то родное, в чем их сердце «обретает пищу» и с чем установилась глубинная, эмоционально-душевная связь – связь «вне времени»» [ Пращерук : 71], пусть даже это лишь «родное попилище». Дубовый дом, уже несколько раз горевший, не переживает последнего, знаменного пожара:

«Загорелся и страшно пылал суходольский дом <…> Загорелся он в сумерки, в проливной дождь, от молнии» (181).

Последний страшный пожар не только убивает Суходол-место, он также олицетворяет убиение последних суходольцев. 

«исчезали на наших глазах гнёзда суходольские. И обитатели их гибли» (184).

В «Суходоле» мы видим реальность «тонкого истлевания красоты».

«Смутность», неяркость картин прошлого, живущих в памяти суходольцев, все более и более размывается.

Симптоматично и показательно завершается повесть. Никуда не уйти от того, что «совсем пуста суходольская усадьба. Умерли все помянутые в этой летописи, все соседи, все сверстники их» (186).

2) Прирученные стихии, вода и огонь, сопутствуют гибели Матёры. Стоит, упомянуть, что «Прощание с Матёрой» имеет открытый финал – «причесали Матёру» (370)  (т.е. очистили от домов, кладбища), но окончательная судьба локуса, спрятанного туманом, остается неизвестной. 

Туман символичен. Он одновременно - предвестие гибели и знак неведения.

Сожженная деревня должна быть потоплена. Персонажи повести называются „утопленниками”, что означает духовную, нравственную смерть матёринцев. Для них переезд хуже смерти. 

· «граждане затопляемые» (220)

· «А нас так и зовут другие-то, кто не с Ангары: утопленники» (367)

· «Весь, почитай, дом из однех утопленников» (367)

· «Люди-то все такие же, как мы, все утопленники» (367)

Убийство Матёры – это преступление перед теми, кто её создал триста лет назад, кто жил в ней и еще мог бы жить. Это преступление и перед прошлым, и перед будущим. С уходом Матёры исчезает очаг многовековой народной культуры, который ничем невозможно заменить.

Примечательно, Наталья и Дарья в критический момент вспоминают одни и те же слова:

· «На море-океане, на острове Буяне… - некстати вспоминилась Дарье старая жуткая заговорная молитва»(239)

· «На море, на окияне, на острове Буяне… – зашептала она [Наталья], кидаясь назад и чувствуя, что совсем губит себя колдовскими заклинаниями» (181).

«Семейная хроника» и судьба народа в целом раскрываются в обеих повестях. 

1) «Случилось так, что «старшие» суходольцы «забыли» о времени, в том числе и о скоротечности собственной жизни, они живут «пространством» своей усадьбы, нередко восполняя пребывание за ее пределами, фактическое, реальное ее отсуствие постоянным, даже навязчивым «присутствием» в воображении, в снах, в мечтах» [Пращерук : 67] «Молодые Хрущевы «без конца грезили Суходолом», трепетно вслушивались в рассказы о нем» [ Пращерук : 69], но не смогли приблизиться к «культовому» прошлому. В финале они даже не смогли указать точное место, где похоронены умершие родственники. Суходол обернулся сказочным садом. 

2) Старшее поколение материнцев не может принять жизни не в Матёре. Показательным примером этого является смерть деда Егора:

«Как приехали, обосновались, он ни ногой никуды, все дома и дома <…> Как домовой сделается» (367)

Имеют ли люди право распоряжаться судьбой огромных давно и хорошо обжитых территорий? Представители разных поколений одного семейства, семейства Пинигиных – Дарья, Павел и Андрей, по-разному отвечают на него. Они по-разному готовятся и затоплению Матёры. 

Андрей желает почувствовать собственную значимость в историческом процессе. Ради истории он готов пожертвовать и малой родиной (стоит отметить, что остров остается ему дорог). 

Вопрос о том, делает ли технический прогресс человека счастливым задается и Павел. Он работает на машинах, постепенно привыкает к комфорту городской жизни, но при этом чувствует, что блага цивилизации не приносят ему радости.

Дарья прожила свой век с осознанием своего долга. Отец завещал ей жить ради предков, ради связи прошлых и будущих поколений. Дарья чувствует личную ответственность перед теми, кто жил до нее.

В «Прощании с Матёрой» встает проблема, ответственен ли человек за бесчестные поступки младших представителей человеческого рода.

Новое поколение и «Суходола», и «Прощания с Матерой» обретает своё, новое родное, в чужом. Старое же поколение «сгорает».

Литература

Бунин И.А. Собр. соч. в 9 т. М.: Худ. Литература, 1965. Т. 3. В дальнейшем повесть цитируется по этому изданию с указанием стр. в тексте статьи.

Вавжинчак А. «Новый реализм» как попытка преодоления мифопоэтики традиционолизма. Валентин Распутин и роман Сенчин // Сибирский филологический форум. 2018. № 4(4). С. 71-78.

Васильева Ю. О. Концепция человека в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» // Известия Самарского научного центра РАН. 2016. С. 183-187

Ковтун Н.В. Историоризация мифа: от благословенной Матёры к Пылёво (об авторском диалоге В. Распутина и Р. Сенчина) // Вестник Омского государственного педагогического университета. 2017.

No 4 (17). С. 81–87.

Православие и мир. Дорасти до Распутина. https://www.pravmir.ru/dorasti-do-rasputina/

Пращерук Н. В. «Освобождение» от времени в произведениях И. А. Бунина 1910-1920-х годов // Художественный мир прозы И. А. Бунина: язык пространства / Н. В. Пращерук. – Екатеринбург: МУМЦ «Развивающее обучение», 1999. С. 66-83

Распутин В. Г. Избранные произведения в 2-х т. Т. 2. Живи и помни. Прощание с Матёрой. Рассказы. М.: Мол. гвардия, 1984. В дальнейшем повесть цитируется по этому изданию с указанием стр. в тексте статьи.