А тем временем мы снова возвращаемся в бескрайний лабиринт покинутых штреков Ворошиловского рудника. В прошлый раз, нам удалось посетить отработанный горизонт 5** метров. Сегодня же нам предстоит весьма долгая полазка по тёмным выработкам вышележащего горизонта, проходящего насквозь одну из вершин крупного горного массива.
В целях безопасности названия некоторых объектов, а также высоты горизонтов будут изменены. Напоминаю: посещение заброшенных рудников без должной подготовки – смepтельно опасно!
Юго-западный откаточный штрек
Путь до портала под землю был не из лёгких – дабы найти лазейку в систему, нам пришлось больше часа карабкаться по заснеженным склонам южного отрога горной системы...
На промёрзлых склонах толщина снега местами достигала 60-70 см! Дабы не промокнуть раньше времени, пришлось с самого начала пути натянуть далеко не самую удобную, "специальную обувь для заземления" (бахилы от костюма «ОЗК»). В таком экипе путь до объекта занял больше часа.
Попасть в систему удалось через старый портал одной из штолен неэксплуатируемого горизонта.
К моему удивлению, динамика воздуха в предвходовой части системы напрочь отсутствовала. Хм. Странно. Обычно естественная вентиляция большинства крупных рудников сопровождается либо выдувом, либо же вдувом воздуха на устье выработки. В данной штольне ничего из этого не наблюдалось.
В голову начали лезть самые неприятные мысли... А вдруг наш желанный объект окажется отрезанным от общей системы рудника. Однако, как говорится, "попытка не пытка". Цель выбрана – погружаемся в недра!
И вот перед моими глазами предстал бескрайний туннель штольни, уходящий в безмолвную пустоту. Спустя метров 200 монолитная крепь предвходовой секции сменилась неукрепленной выработкой. Мы двигались по довольно сухому штреку, пройденному в прочных щелочных породах горного массива.
На бортах штрека я приметил указатели, информирующие о неком уклоне. Уклон в горном деле это наклонная подземная выработка, как правило, соединяющая два горизонта, либо выводящая на очистный подгоризонт (подэтаж).
Наш же уклон вёл на небольшой вышележащий подгоризонтик, пройденный для нужд отработки полезного ископаемого.
На подгоризонте я не нашел ничего интересного для съемки. Более того, время отведённое на полазку было сильно ограничено. Для безопасности мы забрасывались ближе к полуночи, а значит нужно было рассчитать силы так, чтобы максимально плотно осмотреть самые интересные места на руднике.
Вернувшись обратно в главный штрек я наконец-то узрел нумерацию горизонта. Как оказалось мы сейчас находились на 6**-ом горизонте. Судя по информации из открытых источников, вся система рудника состоит более чем из 10-ти крупных горизонтов (уровней), многие из которых не имеют непосредственного выхода на поверхность. Сейчас же рудник работает на горизонтах, пройденных намного ниже уровня города.
Сразу за подземным шлагбаумом, выработка вновь оказалась "замоноличеной" в бетон. Эх, люблю подобного рода техноген. Массивные монолитные крепи всегда внушают доверия и создают впечатление "техногенности". Такого не встретишь в природных пещерах, здесь же ощущается вся грандиозность советского труда, – сложной работы с кровью и потом.
Главной выработкой горизонта оказался некий юго-западный откаточный штрек. Весьма необычно. За моими плечами десятки покинутых рудников, и впервые я вижу, чтоб откатка осуществлялась непосредственно через штрек, а не квершлаг. Хм, ладно там полевые подходные штреки, но чтоб прям откаточный штрек. Интересно, интересно.
А тем временем мы держали путь к рудоспусковой камере. По сохрану, я бы поставил объекту 7/10, что весьма круто, если сравнивать рудники "далёких краев" с нашими, расположенными в горах Северного Кавказа.
Подобным сохраном могла похвастаться, разве что Мизурская штольня, Садонского Pb-Zn рудника.
Колея впечатляла. Впервые на своей практике вижу столь широкую (1000 мм) подземную ж/д-колею. А что это значит? Это означало, что и сопутствующее оборудование будет куда массивнее, чем в системах, обслуживаемых 750 мм "железкой".
Гигантский опрокид запомнился больше всего. Именно с этой камеры осуществлялся перепуск руды/породы на нижние горизонты.
Выйдя из камеры вагонеткоопрокидывателя, мы продолжили движение по бескрайнему Ю-з штреку. Спустя некоторое время на пути встретились некие служебные помещения, расположенные вдоль главной транспортной артерии горизонта...
Электровозное депо и слесарная мастерская
Мы свернули с основной выработки в служебное помещение, которое, судя по всему, когда-то служило некой слесарной мастерской. В уютной комнатушке размещались остатки рабочего стола и останки "чернины".
На стене был нанесен рисунок в стиле цветной мозаики.
Пройдя чуть дальше путь преградил длинный состав из вагонеток. Заржавевшие вагонетки были закачены в некое техническое помещение, где покоился ещё и полуразобранный на металл шахтный электровоз.
Увы, ответвление оказалось весьма коротким и заканчивалось непроходимым завалом из мусора. Уже точно не помню, что про это место позже рассказывали знающие люди, но если мне не изменяет память, здесь размещался старый вертикальный ствол, который к настоящему время полностью обрушился.
Позже мы увидели открытый люк людского ходка (аварийная лестница). Вся конструкция сделана из толстых деревянных досок. Лазать по таким штукам крайне небезопасное занятие, поэтому решаем продолжить экспедицию и вернуться в главный ход горизонта...
Заброшенный ствол шахты
Чем дальше мы уходили от устья штольни, тем больше разнообразоного металла встречалось на пути. Во многих секторах горизонта осталась не демонтированным даже железнодорожная колея. Такое ощущение, что расхитителям металла отсюда удалось вытащить лишь электрокабели и прочий цветмет.
Либо же, часто демонтажем важного оборудования занимаются сами горняки, после отработки горизонта.
Уже почти полностью облупившаяся трафаретная надпись на борте выработке информировала нас о скорой встрече с неким стволом. Становится интересно!
Тем временем ко мне пришло осознание, что я полностью потерял пространственную ориентацию на горизонте... В тот момент в голове крутились неприятные мыли – если меня оставить здесь, как брошенного котёнка, я бы сутки бродил по бескрайним штрекам в поисках пути на поверхность.
Снова в свете фонаря показались технические помещения. Данный участок горизонта после остановки очистных работ, судя по всему, использовался как учебный полигон, где новоиспеченные горняки отрабатывали практические навыки.
Свернув в очередное ответвление мы вышли к руддвору шахтного ствола. Штрек изобиловал различными табличками и большим количеством ржавого металла.
К слову нам так и не удалось узнать точного названия капитального ствола. Очевидно лишь, что ствол шахты уходил глубоко на нижние горизонты.
Мы аккуратно осмотрели ржавые конструкции на наличие аварийных лестниц, однако, ходковая часть оказалась в плачевном состоянии. Спуск на нижний горизонт пришлось отменить.
Сейчас я уже и не вспомню, удалось ли в этой экспедиции посетить машинное отделение ствола или нет. Ведь данный горизонт был далеко не самым верхним в системе.
Северная штольня
Пошел 5-й час нашего нахождения под землей горой. Усталость давала о себе знать. Всё таки километры заснеженного леса мне давались куда проще, нежели темные затопленные туннели брошенного рудника, подумал я.
Пройдя очередной поворот мы попали в некую капитальную выработку. Информационные "граффити-таблички" оповещали, что через 200 метров будет запасный выход на поверхность через «Северную штольню № 2». Самая же штольня (точнее её главный ход) был изрядно подтоплен.
В одной из техничек был просто целый склад "металлолома", среди которого покоились брошенные буровые станки. Скорее всего, машины в этой зоне использовались в качестве тренажера, где ученики получали навыки бурения шпуров.
И вот наконец-то показалось устье штольни! Внезапно к нам пришло удивительное осознание, или правильнее даже сказать, озарение – в настоящий момент мы находимся С ДРУГОЙ СТОРОНЫ ГОРЫ, однако выйти на поверхность на этом участке не получится, ибо устье штольни капитально заглушено бетонной перемычкой!
Интересно получается. Выходит горизонт был сквозным и имел минимум два выхода на поверхность через шт. Северная 1 и Северная 2. Полюбовавшись запертым выходом на мы пошли обратно к устью 1-ой штольни.
На этом наше путешествие заканчивалось. Путь обратно занял около 30 минут. Уставшие, но заряженные позитивом, мы быстро спустились с горного массива и отправились по домам. А часах уже было раннее утро.
Заключение
Ворошиловский рудник поистине уникальный объект. Пока на нижних горизонтах круглосуточно кипит тяжелая работа, верхние штольни стали последним пристанищем для брошенных вагонеток и "опрокидов".
Жаль, конечно, что время нашего пребывания в далёких краях было сильно ограничено. Теперь вот грызут мысли, что же может находиться на заброшенных, нижележащих горизонтах.
В следующих статьях мы переместимся в недра гор соседней горной системы и совершим фото-прогулку по руднику, профиль которого – добыча довольно большого количества редких элементов периодической таблицы Менделеева. А на этом наша экспедиция в Ворошиловский рудник подошла к концу. Спасибо за внимание!
Смотри также
Ворошиловский рудник | Брошенные подземелья в далёких горах
Заброшенный ртутный рудник в горах Краснодарского края | Сахалинское месторождение
Садонские горизонты. Штольня «Мизурская» и «Северный» ствол
Ядовитый рудник в верховьях реки Кубань | Минералогия Эльбрусского полиметаллического месторождения