Найти в Дзене
Владимир Кузьмин

Откуда цены растут. Как? Почему? И что будет в 2026 году?

Решил я выдать базу и насыпать прогнозов на год грядущий из года уходящего. Обладая суперспособностью самого среднестатистического человека, стал замечать за собой некоторую раздражительность и потребность выразить своё недовольство. Из этого, учитывая мою «суперспособность», делаю вывод о том, что настроение это достаточно распространено. Поскольку тактичность и чувство ранга мною были утрачены в виду моего затворничества, начал вести беседы с разными людьми и представительствами, когда же вступил в полемику с администратором официального ресурса ЦБ, изумлению моему не было предела – они это серьёзно, или просто издеваются? В этом тексте я распишу следующие вопросы: 1. Что такое инфляция в России (модель определяет характер инфляции, потому важно, что речь именно о России). 2. Краем глаза гляну «за бугор». Что там, да почему. 3. Как у нас проводят борьбу с ростом цен и к чему это привело. 4. Почему не работает конкуренция. 5. Чего ожидать в 2026 году. Инфляция. Слово, которое постепен

Решил я выдать базу и насыпать прогнозов на год грядущий из года уходящего.

Обладая суперспособностью самого среднестатистического человека, стал замечать за собой некоторую раздражительность и потребность выразить своё недовольство. Из этого, учитывая мою «суперспособность», делаю вывод о том, что настроение это достаточно распространено.

Поскольку тактичность и чувство ранга мною были утрачены в виду моего затворничества, начал вести беседы с разными людьми и представительствами, когда же вступил в полемику с администратором официального ресурса ЦБ, изумлению моему не было предела – они это серьёзно, или просто издеваются?

В этом тексте я распишу следующие вопросы:

1. Что такое инфляция в России (модель определяет характер инфляции, потому важно, что речь именно о России).

2. Краем глаза гляну «за бугор». Что там, да почему.

3. Как у нас проводят борьбу с ростом цен и к чему это привело.

4. Почему не работает конкуренция.

5. Чего ожидать в 2026 году.

Инфляция. Слово, которое постепенно переходит в категорию ругательных. Книжное определение можно найти и без моей помощи, но стоит всегда держать в голове, что в зависимости от экономической модели и определение, и интерпретации будут разными, потому всегда нужно обращать внимание на то, к какой «экономической конфессии» принадлежит источник.

Если простыми словами, то рост цен – результат дисбаланса между спросом и предложением с их объёмом и возможностями, причины дисбаланса, очевидно, могут находиться на стороне предложения и тогда мы говорим об инфляции издержек, на стороне спроса – монетарная инфляция, либо с обеих сторон одновременно.

Говоря о России, необходимо всегда держать в уме тот факт, что в промышленном плане наша страна далеко не на первых местах. Самое болезненное – абсолютный импорт в категории ширпотреб. Данный результат безумной политики 90х и 00х ставит нас в ситуацию импорта инфляции. Мы можем сколько угодно бороться с ростом цен, но пока у нас нет снабжения на уровне сырья, оборудования и расходных материалов, ни о какой управляемости и речи быть не может. Допустим, завтра в Китае решат заселить Марс, для чего введут оборотный налог 5-10% на всю продукцию для финансирования программы. Спустя пару дней в России подорожает всё, буквально всё, и нет ни единого способа избежать этого роста.

С Марсом вроде шутка, но складывается впечатление, будто у нас такое решение таки было принято, но об этом дальше.

Помимо внешних причин инфляции издержек есть и внутренние:

1. Транспорт. Любые изменения в стоимости транспорта и его обслуживания, ГСМ, страхование, сборы за проезд и т.п.

2. Персонал. Низкая безработица, низкая квалификация, запрос на рост ЗП на фоне роста цен.

3. Недвижимость. По аналогии с транспортом, изменение стоимости сразу приведёт к повышению цен.

4. Цифра. Честный Знак, Меркурий, Платон, эквайринг, продвижение товаров, и прочая крайне дорогая цифровая мишура.

5. Налоговая нагрузка. МРОТ (это исключительно про налоги), НДС, дополнительные прогрессивные, оборотные налоги и сборы.

Как уже было сказано, со стороны потребителя выступает монетарная инфляция, которая есть ничто иное, как профицит денежной массы перед активами (товарами и услугами). Учитывая то, что в России всегда был дефицит денежной массы, даже масштабные госзакупки и последующее вливание в экономику денежной массы от реализации товаров, не представленных в гражданском обороте, не может компенсировать дефицит, потому о монетарной инфляции в России даже не думаем. Мне лень искать графики, но если тебе оно нужно, то просто посмотри динамику спроса на какой-нибудь продовольственный товар, не входящий в минимальную корзину, импортируемый из азиатского или ближневосточного региона (кешью подойдёт). Будет взлёт – рынок «перегрет», не будет взлёта – по-прежнему при смерти.

Что там на Западе?

Привычно слышать о том, что мол там то люди не лаптем щи хлебают, у них то мол порядок и благолепие. Капитализация Apple – это всё что нужно знать об их инфляции. В отличие от нас, они обеспечивают внутренним производством значительно большую долю рынка, а вот с торговлей там уже сложнее. Если у нас экспорт и импорт – две параллельные прямые, то в той же Европе, живущей на переработке, очень даже важен состав, стоимость импорта, и то же с экспортом, поскольку первое является базой для второго.

Маленькое отступление в копилку мифов. Ещё говорят, что вот у них мол уровень жизни как у людей, не то что в нищей нашей Родине. Обращайте внимание на полный цикл! Говоря о России, мы имеем дело с полным циклом «от грядки до полки», в то время как в той же Европе учитывается только финальная обработка. Если есть желание оценить реальный средний уровень жизни, продуцируемый их моделью, то в уравнение необходимо добавить Африку и только после этого сравнивать с Россией.

Вернёмся к капитализации. Запад крепко связан с эмиссией и кредитом, под которые, для избежания монетарной инфляции, необходимо продуцировать активы. Очевидно, что реальные активы не на столько стабильны и тот же Китай, занимающий рынки товаров с высокой добавленной стоимостью, сильно бьёт по западной модели. Для «утилизации» денежной массы, высвобождаемой из-за потери рынков (или из-за чрезмерной эмиссии и/или роста долга) необходимы «не очень объективные активы», такие как: всевозможные рынки ценных бумаг, крипта (ранее я уже писал о том зачем она нужна, почему так залетела) и прочие продукты с условной стоимостью – токины, ИИ, да прочая погань. Рост стоимости этих активов демпфирует их инфляцию «пузырением».

Разобравшись с возможными сценариями роста цен, смотрим на то, как у нас обстоят дела со сдерживанием.

Как уже было сказано, рост цен в России связан исключительно с ростом издержек, потому решение должно быть на уровне реформ и достижений в народном хозяйстве (на вентилятор: нет кредита – нет достижений). В то же самое время, единственным действием по сдерживанию цен было повышение ставки. Повышение ставки призвано смягчить влияние высокого уровня монетизации экономики, но у нас, как уже говорилось, им и не пахло. Снижение покупательской активности на фоне роста ставки привело не к снижению, а к повышению цен, поскольку снижение осуществлялось не из перегретого состояния, а из полуживого. Сокращение рынка привело к увеличению доли издержек в товаре (продали/произвели 8 кастрюлек вместо 10, а уборщице пришлось платить столько же). Так для чего на самом деле задирали ставку? Если попытаться придумать причины, то на ум приходит только 3:

1. Превентивное смягчение спада покупательской активности, связанного с высоким уровнем закредитованности потребителей.

2. Компенсация вливаемой в экономику посредством гос. закупок денежной массы через снижение кредитной активности. Поговаривают ещё и об осевших на депозитах накоплениях, но это слёзы, у нас год за годом выходила статистика, говорящая об отсутствии накоплений у большинства граждан.

3. Вредительство.

Лично я склоняюсь к третьему варианту. Если искать абсурдные, но яркие примеры для вышеперечисленных мотивов, можно придумать следующее:

1. Чтобы избежать ударов палкой по спине от кого-то другого завтра, ЦБ нанесёт те же удары сегодня.

2. Ты голодаешь и тебе начинают выдавать минимальный паёк, но, чтобы ты от счастья не помер, ЦБ этот паёк изымает.

3. Для вредительства никаких аналогий не нашлось.

А что же конкуренция? Ведь всем известно, что при конкуренции цены снижаются. Да, но только тогда, когда речь идёт о борьбе с монополией и маржинальностью в 300%. Как только отсекается заоблачная норма прибыли, значение начинает приобретать цена потребителя. Чем выше конкуренция на «вялом» рынке, тем выше издержки сбыта, а это снова рост цен.

Что про 2026?

На текущий момент у меня есть только диспозиция. Я могу обоснованно описать картину будущего без учёта реакции. На данный момент есть все предпосылки для трёх пиков роста цен в течение года с суммарным значением в пределах 25% годовой инфляции в 2026 году. Что это за предпосылки:

Первый пик

1. Увеличение налоговой нагрузки: повышение МРОТ (это налогооблагаемая база, а не минимальный размер оплаты труда), снижение порога для уплаты НДС, НДС 22%.

Эти нововведения способны не просто задрать цены, но и вовсе размотать экономику в щепки. В чём прикол? Как уже говорилось, отечественный рынок в очень плохом состоянии, он вынужден дробиться, искать варианты оптимизации. Снижение порога приведёт к тому, что большинство будет вынуждено просто принять оборотный вариант налога в размере 5%. Данный налог нельзя оптимизировать, и он сразу попадёт в ценник. В среднем, цепочка поставки включает в себя три звена, что в худшем случае даёт прибавку к цене в размере 16-20%, но это в худшем случае. Повышение МРОТ просто увеличит отчисления с ФОП, что также сразу отразится на цене. НДС 22% также отразится в ценах, просто по определению. Суммарно выходит страшное значение, но есть в этих изменениях и небольшой потенциал для снижения: в схеме с малым бизнесом, являющимся поставщиком крупного, появляется возможность списания части НДС крупным бизнесом, потому наихудший сценарий произойдёт в регионах и удалённых локациях, а вот столичному потребителю будет не так больно.

2. Утильсбор и транспортные расходы.

Как бы не пытались успокаивать тем, что утильсбор коснётся только автомобили мощностью >160л.с., практически все предприятия страны находятся в режиме экономии. Как только ослабнет конкурентное давление, как только на рынок вернётся кредит, автопроизводители и дилеры смогут выйти на плановую доходность. Рост цен на топливо также не пройдёт мимо ценников в магазинах.

3. Цифровые продукты стабильно дорожают на 50% в год независимо ни от чего. Просто так.

Второй пик

Девальвация и импортная инфляция. В четвёртом квартале 2025 наблюдается укрепление курса рубля, призванное, как я понимаю, обеспечить не такие провальные цифры в годовом отчёте ЦБ. Именно ЦБ мотивировал повышение ставки борьбой с инфляцией, но как мной было описано выше – результатов эта борьба не принесла, а отчитаться нужно. Тот же ЦБ может влиять на курс, который прямо отражается в цене импортных товаров, что в случае с Россией превращается в цены на все товары. Предположу ослабление курса ближе ко второму кварталу 2026 года, а может и раньше, что приведёт к росту цен. Помимо курса, наш главный поставщик впервые показал экономический спад по итогам короткого отчётного периода, а это означает высокие риски пусть и не высокой, но инфляции в Китае. Необходимо отметить, что с 2019 года Китай как мог держал цены и вся инфляция в России связана исключительно и только с решениями министерств.

Небольшое отступление. Когда в новостях говорят про экономические войны между США и Китаем, следует иметь в виду то, что снижение китайского экспорта в США отразится на ценах в Китае, а значит и у нас. США достаточно увеличить цену китайского импорта на своём рынке, для чего они будут бить по морской логистике, а вот пошлины – это и для нас заокеанский подгон, чтоб не расслаблялись.

Третий пик

Коррекция. Как только будут учтены основные факторы повышения цен, вверх пойдут и зарплаты. В условиях низкой безработицы вы обязаны удовлетворять запрос ключевых кадров. Помимо прочего, коррекция коснётся и нормы прибыли, которая будет пересчитываться под новые реалии.

Я не могу знать, как будут реагировать министерства. Уже прошла новость о послаблении в снижении порога НДС, возможно, попробуют удержать курс, но всё это будет «съедаться» коррекцией на фоне закрытия бизнеса. Всё что сможет сделать реакция – не допустить обвала, но существенно повлиять на инфляцию не выйдет.

В моём представлении, отсутствие решительных действий и нововведений от министерств привело бы к меньшим проблемам. Буду надеяться, что их решения продиктованы скудоумием, а не вредительством.

З.Ы.

К чему приведёт подобная динамика?

Очевидно, бизнес будет вынужден оптимизировать издержки. Учитывая объективный характер повышения цен, единственным направлением оптимизации будут налоги. Со стороны министерств это вызовет дальнейшее увеличение нагрузки, поскольку по последним инициативам вырисовывается линейный, а не системный подход в фискальной политике. Бизнес будет вынужден прятать часть оборота, что может спровоцировать рост криминальной напряжённости, свойственный рынку с высокой долей наличного оборота. На первом этапе пострадают мелкие каналы поставок и абсолютно добросовестные производители: магазинчики в деревнях и прочие не сетевые точки сбыта, кристально-белые фабрики и заводики. На следующем этапе основными страдальцами будут крупные ритейлеры и маркетплейсы, поскольку на них приходится крупная доля в цене продукта, обоснованная только лишь комфортом потребителя.