Окончание обзора журналов "За рулем" за 1975 год. Начало обзора здесь:
Третью часть обзора журналов "За рулем" за 1975 год автор хочет начать с обзора спортивных событий, а также конструкций некоторых спортивных автомобилей.
Напомню, что в 1971 году советские спортсмены очень успешно дебютировали в ралли "Тур Европы-71".
Тогда победителями в двух командных зачетах стали две советские команды:
"Москвичи" взяли Золотой Кубок, а "Лада" - Серебряный Кубок, а экипаж Каститиса Гирдаускаса и Улдиса Мадревица занял первое место в классе и второе место в абсолюте. А через три года на ралли "Тур Европы-74" советские спортсмены команды "Москвич" завоевали оба кубка (команда Волжского автозавода, две машины которой не дошли до финиша в результате дорожных происшествий, оказалась на втором месте), а Стасис Брунза и Александр Карамышев на "Москвиче-412" одержали победу и в личном зачете. Второе место в личном зачете тоже досталось советским спортсменам В. Спрукту и А. Калнайсу на "Москвиче-412". Об этом успехе советских спортсменов рассказывается в январском номере журнала "За рулем".
Преобладание среди победителей гонщиков с прибалтийскими фамилиями не случайно. Именно в прибалтийских республиках автомобильные виды спорта получили наибольшее развитие на территории СССР. Не случайно именно в Таллине, на авторемонтном заводе было налажено мелкосерийное производство гоночных автомобилей формулы 3 (с двигателями от серийного автомобиля рабочим объемом не более 1300 см3). В 1975 году производилась модель "Эстония-18" с двигателем от ВАЗ-2101, о которой рассказывается в мартовском номере журнала.
Этот автомобиль выпускался (вместе с модернизированной моделью "18М") до 1977 года, после чего ему на смену пришла модель "Эстония-19", о которой читатели журнала "За рулем" могли узнать уже из ноябрьского номера журнала за 1975 год.
Конечно эти автомобили национальной формулы 3 не могли сравниться с болидами Формулы 1, об одном из которых, а именно об автомобиле чемпиона мира 1974 года бразильца Эмерсона Фиттипальди, рассказывается в сентябрьском номере журнала.
А это информация о последнем этапе гонок Формулы-1 сезона 1974 года, опубликованная уже в февральском номере журнала за 1975 год.
А вот чемпионат 1975 года по гонкам Формулы-1 принес знаменитому бразильцу лишь второе место в личном зачете, а чемпионом мира впервые стал австрийский гонщик Ники Лауда, выступавший на "Феррари-312Т".
Хронику этого чемпионата также публикует журнал "За рулем".
В другом виде международных автомобильных соревнований - гонках автомобилей прототипов - неоднократно участвовали автомобили "Порше-РСР-Турбо". Об этом автомобиле рассказывается в февральском номере журнала.
Рядом помещена заметка о новом рекорде скорости, установленном в США на мотоцикле "Ямаха-ТЦ700". Рекорд скорости составил 453,258 км/час.
Если речь уж зашла о мотоциклах, то не лишне было представить опубликованный в июльском номере журнала обзор спортивных мотоциклов, принимавших участие в соревнованиях, входящих в программу VI летней Спартакиады народов СССР.
А в июньском номере журнала представлен аналогичный обзор спортивных автомобилей, принимавших участие в этой спартакиаде.
Как видно из представленных материалов, программа спартакиады была весьма насыщена и разнообразна.
В майском номере журнала помещена заметка, с одной стороны относящаяся к спортивным достижениям, но с другой - не являющаяся непосредственно спортивным состязанием. Речь идет о состоявшемся в 1974 году, в канун 50-летия Советского автопрома, достижении спортсменов Ульяновского автомобильного завода, поднявшихся на автомобилях УАЗ-469 на Эльбрусский ледник, находящийся на высоте 4 000 метров.
Однако бывают в жизни ситуации, когда гонки устраиваются не спортсменами, а обычными водителями и последствиями их являются не медали и кубки, а разбитые автомобили и человеческие жизни. О таких ситуациях напоминает в журнале рубрика "Это могло не случиться".
Иногда автомобили разбивают и для того, чтобы как-раз уменьшить тяжелые последствия аварий. Эти испытания ещё называют "краш-тесты". О таком испытании для автомобиля ИЖ-2125 рассказывается в ноябрьском номере журнала "За рулем".
А ещё автомобили иногда разбивают, когда снимают кино. Когда это надо по сценарию, как это происходило, например, в фильме "Директор". О нелегкой работе авто-каскадеров в кино заметка в июльском номере журнала.
Кстати о кино. Если в 1965 году на экраны вышел художественный фильм "Зеленый огонек", рассказывающий о работе московского таксиста, то через десять лет, в 1975 году, кинематограф вновь обратился к этой теме. На экраны вышел фильм "Горожане" со звездным актерским составом: Николай Крючков, Борис Чирков, Алексей Миронов (водитель "Фердинанда" в "Месте встречи..."), Марина Дюжева (тогда ещё Кукушкина), Людмила Хитяева, Олег Даль, Георгий Юматов, Лариса Удовиченко, Анатолий Ромашин, Юрий Чернов, Валерий Носик, Леонид Ярмольник. У кого-то из них большая роль, у кого-то - небольшой эпизод, но все они гармоничны в этом добром фильме.
Не забыта была в журнале и тема автотуризма. На суд читателей предлагаются новые маршруты, кемпинги, гостиницы, оборудование автомобиля для многодневного туризма.
В 1975 году открылась автомобильная трасса от Выборга до пограничного пункта Брусничное (Нуйамаа) на границе с Финляндией. Теперь этот маршрут хорошо знаком многим, кто ездил на своем автомобиле в Финляндию, как кратчайший путь в такие финские города, как Иматра и Лапенранта.
А для любителей отдыхать на природе журнал предлагает статьи о буксируемых автоприцепах-домах и просто про переоборудование автомобиля для устройства спальных мест.
Рубрика "На дорогах всего света" на этот раз знакомит читателей журнала с такими странами, как Япония, Непал и Югославия.
На этом все. Обзор журналов "За рулем" за 1975 год закончен. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите в комментариях, которые открыты для всех желающих. Несогласие с доводами автора не запрещается при соблюдении элементарных правил вежливости.