Найти в Дзене
Виктор Павлов

Листая старые журналы ("За рулем" 1975 год). Спорт, туризм, кино, аварийность на дорогах.

Окончание обзора журналов "За рулем" за 1975 год. Начало обзора здесь: Третью часть обзора журналов "За рулем" за 1975 год автор хочет начать с обзора спортивных событий, а также конструкций некоторых спортивных автомобилей. Напомню, что в 1971 году советские спортсмены очень успешно дебютировали в ралли "Тур Европы-71". Тогда победителями в двух командных зачетах стали две советские команды:
"Москвичи" взяли Золотой Кубок, а "Лада" - Серебряный Кубок, а экипаж Каститиса Гирдаускаса и Улдиса Мадревица занял первое место в классе и второе место в абсолюте. А через три года на ралли "Тур Европы-74" советские спортсмены команды "Москвич" завоевали оба кубка (команда Волжского автозавода, две машины которой не дошли до финиша в результате дорожных происшествий, оказалась на втором месте), а Стасис Брунза и Александр Карамышев на "Москвиче-412" одержали победу и в личном зачете. Второе место в личном зачете тоже досталось советским спортсменам В. Спрукту и А. Калнайсу на "Москвиче-412". О
Коллаж автора из обложек журнала "За рулем" за 1975 год.
Коллаж автора из обложек журнала "За рулем" за 1975 год.

Окончание обзора журналов "За рулем" за 1975 год. Начало обзора здесь:

Третью часть обзора журналов "За рулем" за 1975 год автор хочет начать с обзора спортивных событий, а также конструкций некоторых спортивных автомобилей.

Напомню, что в 1971 году советские спортсмены очень успешно дебютировали в ралли "Тур Европы-71".

Тогда победителями в двух командных зачетах стали две советские команды:
"Москвичи" взяли Золотой Кубок, а "Лада" - Серебряный Кубок, а экипаж Каститиса Гирдаускаса и Улдиса Мадревица занял первое место в классе и второе место в абсолюте. А через три года на ралли "Тур Европы-74" советские спортсмены команды "Москвич" завоевали оба кубка (команда Волжского автозавода, две машины которой не дошли до финиша в результате дорожных происшествий, оказалась на втором месте), а Стасис Брунза и Александр Карамышев на "Москвиче-412" одержали победу и в личном зачете. Второе место в личном зачете тоже досталось советским спортсменам В. Спрукту и А. Калнайсу на "Москвиче-412". Об этом успехе советских спортсменов рассказывается в январском номере журнала "За рулем".

Преобладание среди победителей гонщиков с прибалтийскими фамилиями не случайно. Именно в прибалтийских республиках автомобильные виды спорта получили наибольшее развитие на территории СССР. Не случайно именно в Таллине, на авторемонтном заводе было налажено мелкосерийное производство гоночных автомобилей формулы 3 (с двигателями от серийного автомобиля рабочим объемом не более 1300 см3). В 1975 году производилась модель "Эстония-18" с двигателем от ВАЗ-2101, о которой рассказывается в мартовском номере журнала.

Этот автомобиль выпускался (вместе с модернизированной моделью "18М") до 1977 года, после чего ему на смену пришла модель "Эстония-19", о которой читатели журнала "За рулем" могли узнать уже из ноябрьского номера журнала за 1975 год.

Из журнала "За рулем" №11 за 1975 год. С сайта publ.lib.ru.
Из журнала "За рулем" №11 за 1975 год. С сайта publ.lib.ru.

Конечно эти автомобили национальной формулы 3 не могли сравниться с болидами Формулы 1, об одном из которых, а именно об автомобиле чемпиона мира 1974 года бразильца Эмерсона Фиттипальди, рассказывается в сентябрьском номере журнала.

Из журнала "За рулем" №9 за 1975 год. С сайта publ.lib.ru.
Из журнала "За рулем" №9 за 1975 год. С сайта publ.lib.ru.

А это информация о последнем этапе гонок Формулы-1 сезона 1974 года, опубликованная уже в февральском номере журнала за 1975 год.

Из журнала "За рулем" №2 за 1975 год. С сайта publ.lib.ru.
Из журнала "За рулем" №2 за 1975 год. С сайта publ.lib.ru.

А вот чемпионат 1975 года по гонкам Формулы-1 принес знаменитому бразильцу лишь второе место в личном зачете, а чемпионом мира впервые стал австрийский гонщик Ники Лауда, выступавший на "Феррари-312Т".

Ники Лауда и Клей Регаццони на первом ряду стартовой решётки Гран-при Италии 1975 года. Из Википедии.
Ники Лауда и Клей Регаццони на первом ряду стартовой решётки Гран-при Италии 1975 года. Из Википедии.

Хронику этого чемпионата также публикует журнал "За рулем".

В другом виде международных автомобильных соревнований - гонках автомобилей прототипов - неоднократно участвовали автомобили "Порше-РСР-Турбо". Об этом автомобиле рассказывается в февральском номере журнала.

Из журнала "За рулем" №2 за 1975 год. С сайта publ.lib.ru.
Из журнала "За рулем" №2 за 1975 год. С сайта publ.lib.ru.

Рядом помещена заметка о новом рекорде скорости, установленном в США на мотоцикле "Ямаха-ТЦ700". Рекорд скорости составил 453,258 км/час.

Если речь уж зашла о мотоциклах, то не лишне было представить опубликованный в июльском номере журнала обзор спортивных мотоциклов, принимавших участие в соревнованиях, входящих в программу VI летней Спартакиады народов СССР.

А в июньском номере журнала представлен аналогичный обзор спортивных автомобилей, принимавших участие в этой спартакиаде.

Как видно из представленных материалов, программа спартакиады была весьма насыщена и разнообразна.

Из журнала "За рулем" №12 за 1975 год. С сайта publ.lib.ru.
Из журнала "За рулем" №12 за 1975 год. С сайта publ.lib.ru.

В майском номере журнала помещена заметка, с одной стороны относящаяся к спортивным достижениям, но с другой - не являющаяся непосредственно спортивным состязанием. Речь идет о состоявшемся в 1974 году, в канун 50-летия Советского автопрома, достижении спортсменов Ульяновского автомобильного завода, поднявшихся на автомобилях УАЗ-469 на Эльбрусский ледник, находящийся на высоте 4 000 метров.

Из журнала "За рулем" №5 за 1975 год. С сайта publ.lib.ru.
Из журнала "За рулем" №5 за 1975 год. С сайта publ.lib.ru.

Однако бывают в жизни ситуации, когда гонки устраиваются не спортсменами, а обычными водителями и последствиями их являются не медали и кубки, а разбитые автомобили и человеческие жизни. О таких ситуациях напоминает в журнале рубрика "Это могло не случиться".

Иногда автомобили разбивают и для того, чтобы как-раз уменьшить тяжелые последствия аварий. Эти испытания ещё называют "краш-тесты". О таком испытании для автомобиля ИЖ-2125 рассказывается в ноябрьском номере журнала "За рулем".

Из журнала "За рулем" №11 за 1975 год. С сайта publ.lib.ru.
Из журнала "За рулем" №11 за 1975 год. С сайта publ.lib.ru.

А ещё автомобили иногда разбивают, когда снимают кино. Когда это надо по сценарию, как это происходило, например, в фильме "Директор". О нелегкой работе авто-каскадеров в кино заметка в июльском номере журнала.

Кстати о кино. Если в 1965 году на экраны вышел художественный фильм "Зеленый огонек", рассказывающий о работе московского таксиста, то через десять лет, в 1975 году, кинематограф вновь обратился к этой теме. На экраны вышел фильм "Горожане" со звездным актерским составом: Николай Крючков, Борис Чирков, Алексей Миронов (водитель "Фердинанда" в "Месте встречи..."), Марина Дюжева (тогда ещё Кукушкина), Людмила Хитяева, Олег Даль, Георгий Юматов, Лариса Удовиченко, Анатолий Ромашин, Юрий Чернов, Валерий Носик, Леонид Ярмольник. У кого-то из них большая роль, у кого-то - небольшой эпизод, но все они гармоничны в этом добром фильме.

Не забыта была в журнале и тема автотуризма. На суд читателей предлагаются новые маршруты, кемпинги, гостиницы, оборудование автомобиля для многодневного туризма.

Из журнала "За рулем" №8 за 1975 год. С сайта publ.lib.ru.
Из журнала "За рулем" №8 за 1975 год. С сайта publ.lib.ru.

В 1975 году открылась автомобильная трасса от Выборга до пограничного пункта Брусничное (Нуйамаа) на границе с Финляндией. Теперь этот маршрут хорошо знаком многим, кто ездил на своем автомобиле в Финляндию, как кратчайший путь в такие финские города, как Иматра и Лапенранта.

Из журнала "За рулем" №11 за 1975 год. С сайта publ.lib.ru.
Из журнала "За рулем" №11 за 1975 год. С сайта publ.lib.ru.

А для любителей отдыхать на природе журнал предлагает статьи о буксируемых автоприцепах-домах и просто про переоборудование автомобиля для устройства спальных мест.

Рубрика "На дорогах всего света" на этот раз знакомит читателей журнала с такими странами, как Япония, Непал и Югославия.

На этом все. Обзор журналов "За рулем" за 1975 год закончен. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите в комментариях, которые открыты для всех желающих. Несогласие с доводами автора не запрещается при соблюдении элементарных правил вежливости.