Советское кино знало толк в подлинности и редко использовало павильонные декорации для съемки деревенской жизни. Зачем, когда в сотне километров от столицы можно было найти натуру на любой вкус — и справные бревенчатые дома в зелени палисадников, и покосившиеся избы вдоль пыльных дорог.
Но иногда поиски нужного кинопейзажа заводили съемочные группы далеко за пределы Подмосковья. Когда по сюжету была нужна особая природная натура, то деревенскую жизнь при ней старались снимать там же. В итоге география киношной глубинки получалась весьма обширной: от Карелии до Алтая, от донских станиц до беломорских берегов.
Деревня Сяргилахта, Карелия
Эта старинная карельская деревня на берегу Сямозера в начале 1970-х годов стала натурой для бытовых сцен фильма Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие». Местные жители потом делились воспоминаниями, что от баханья зениток (а Ростоцкий задействовал настоящие орудия) коровы в Сяргилахте перестали давать молоко. Но эта неурядица была незначительной на фоне съемок, что развернулись на улицах деревни. Ее жители участвовали не только в массовых сценах, но и на добровольных началах учили Андрея Мартынова и актрис, игравших главные роли, ориентироваться в лесу, передвигаться по болотам и правильно грести на лодке.
Сегодняшняя Сяргилахта в большей степени — деревня дачная, в меньшей — туристическая. Местных жителей немного, все они пожилые и разговаривают на карельском языке. Летом Сяргилахта расцветает: приезжают дачники и туристы из Петрозаводска (80 км).
Моркино Городище, Тверская область
Многие сцены культового фильма «Чапаев» снимались в окрестностях Калинина и даже в самом городе. Так, церквушка, из которой отстреливались окружённые белогвардейцами чапаевцы, стояла в Мигалово (ныне микрорайон Твери). Мост через ручей, на котором состоялся разговор Чапаева и Фурманова, находился недалеко от села Путилова.
А на долю Моркина Городища выпала финальная сцена, где Чапаев выбегает на берег Урала и бросается в воду. Съёмки проходили на утёсе Красная Горка, к которому деревня спускалась огородами. Дело было весной, к тому же пришлось делать несколько дублей. Отогревался Борис Бабочкин водкой, а простуду потом выгонял в деревенской бане. Конечно, она не сохранилась, да и само Моркино Городище (в 30 км от Твери) превратилось в дачный посёлок. Но знаменитый утёс по-прежнему существует и носит название Чапаевская Горка.
Дуванский район, Башкирия
Режиссёры Краснопольский и Усков долго искали подходящие места для съёмок киноэпопеи «Вечный зов». Действие романа Иванова происходит в сибирском селе Михайловка, но в фильме её сыграли несколько сёл Дуванского района Башкирии.
Околицу Михайловки, которая появляется в первых кадрах, сыграла ныне исчезнувшая деревня Елабуга на берегу реки Юрюзань (Громотухи по фильму). Дом местного богача Михаила Кафтанова снимали в селе Тастуба, ныне крупном населённом пункте с тысячей жителей. Ещё двадцать лет назад дом был цел, но теперь не сохранился.
Роль Михайловского сельсовета исполнило центральное здание третьей бригады в селе Ярославка. Там же снималась сцена, где банда кафтановцев решает устроить зачистку колхозных рядов и срывает красный флаг. Некоторые дома и улочки снимали в сёлах Камыш и Потаповка. Почти все населенные пункты стоят и поныне, а старожилы вспоминают, как перед съёмками на их улицах выкапывали столбы с проводами, а потом возвращали обратно.
Поселок Сарана, Свердловская область
Ещё одно «сибирское» село снималось не там, где оно находилось в книге. Речь идёт о Зелёном Доле и романе всё того же Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень». Его роль исполнили два населённых пункта — деревня Петуховка (ныне исчезнувшая с карт) и посёлок Сарана (около 1800 жителей) в восемнадцати километрах от Красноуфимска.
В последнем снимались некоторые уличные сцены — например, открытие моста через речку Светлиху, а также другие колхозные эпизоды. Местные жители участвовали в массовке и снабжали съёмочную группу старинным реквизитом: полотенцами, посудой, утварью. Сарана отличилась и одним из самых драматичных эпизодов фильма — сценой казни предводительницы красных партизан Марии Вороновой. Её снимали на скалистом утёсе Аликаев камень за посёлком, и после выхода фильма он был переименован в Марьин.
Деревня Садовая, Вологодская область
К сожалению, от Садовой ныне осталось лишь несколько доживающих свой век домов да полуразрушенная церковь, мелькавшая в некоторых сценах «Калины красной» Василия Шукшина. Съёмки фильма проходили в 1973 году недалеко от старинного Белозерска Вологодской области. Основной локацией была деревня Тимонино, а с Садовой связана особенная история.
Помните Куделиху — маму Егора Прокудина? Её должна была играть Вера Марецкая, но актриса отказалась в последний момент. Тогда Шукшин предложил роль одинокой старушке, жительнице Садовой Ефимии Ефимовне Быстровой.
Снимали без подготовки, торопливо, забыв о самоцензуре. Главным было получить рассказ Ефимии Ефимовны на пленку с чистовой фонограммой — Шукшин дорожил индивидуальной окраской голоса. Посреди улицы возвели помост для камеры, выставили окно избы, чтобы через горницу видеть сидящую в светелке-кухне героиню. Старушка рассказывала свою судьбу, отвечая на заготовленные режиссером вопросы. Всё сложилось удачно.
Дом Куделихи стоит до сих пор, а сама деревня, хоть в ней уже никто не живёт, превращена в гостевое арт-пространство «Мериново», созданное поклонниками «Калины красной». Они отреставрировали несколько старинных домов (в том числе и дом Куделихи), принимают туристов и проводят Шукшинские чтения.
Хутор Диченский, Ростовская область
Основным местом съёмок фильма «Тихий Дон» Сергея Герасимова стал Каменский район Ростовской области. Хутор Диченский в нём утвердил лично Шолохов, несмотря на то, что поселение стояло не на Дону, а на берегу его притока — реке Северский Донец.
Однако съёмки проходили не в самом хуторе, а на его окраине, где в дубках за околицей выстроили кинодекорации хутора Татарский: курени Мелеховых и Астаховых, дома Коршуновых и Кошевых. Отдельно, в живописном месте, возвели усадьбу Лесницких и декорацию церкви. Сам съёмочный процесс проходил с полным погружением: актёры жили в казацких семьях хуторян, стараясь перенять каждую деталь быта и поведения местных жителей.
Несмотря на то, что после выхода картины прошло более шестидесяти лет, Диченский и его окрестности по-прежнему посещают люди, желающие своими глазами увидеть места, где создавалось одно из самых масштабных произведений отечественного кинематографа.
Режиссёрам, снимавшим фильмы о прошлом и деревенском быте, было проще: натура вокруг сама просилась в кадр. Куда труднее приходилось тем, кто брался за картины о загранице — им нужно было искать ее посреди СССР: 👇