Квартирник Галича, Майк Науменко в лесу, рок-клуб "Скунс", группа "Унганга" и другие вехи и сокровища неформальной культуры наукограда Троицк - беседа с Сергеем Коневских, организатором культурных активностей в наукограде Троицк, волонтером на фестивалях "Платформа", "Минифест", "Арт-пикник" и других.
Сережа, ты человек, часть жизни которого связана с Троицком. Не мог бы ты поделиться несколькими впечатлениями или воспоминания, связанными с неофициальной культурной жизнью города? Клубы, концерты, фестивали, площадки, неформальные объединения? Может, какие-то особые места и особые люди, которые в них собираются или собирались? Расскажи о них, пожалуйста.
Это вопрос на хорошую такую главу в ненаписанную книгу о неформальной жизни Троицка.
Обозначу буквально отдельными штрихами-воспоминаниями.
(Не)состоявшийся концерт Майка Науменко («Зоопарк») в 1983 году. Концерт, был запланирован на 9 мая в Доме учёных, но его неожиданно отменили, а музыкантов допрашивали люди из КГБ и ОБХСС. Отпустили, т.к. ничего криминального им вменить не смогли, концерт предполагался "шефским", т.е. бесплатным, а "незаконное предпринимательство" было главным обвинением. И после на поляне в троицком лесу Майк всё-таки сыграл чисто акустический концерт, чтобы хоть как-то отбить билеты на поездку.
Отдельным чудесным моментом этой истории оказалось то, что примерно через 30 лет после этого события нашлась аудиозапись (!) этого лесного концерта, изданная после Олегом Ковригой на CD.
Лесные посиделки, которые устраивали ребята из троицких
групп «Глупый Белый» и «Унганга» в начале 2000-х, с друзьями и фанатами. Ребята просто выбирали поляну поглубже в лесу, притаскивали туда инструменты и играли. Пара акустических гитар, аккордеон, конги, бонги, контрабас и соло-гитара через малюсенькую колоночку с батарейкой — этого вполне хватало, чтобы появился полноценный ансамблевый звук. Постепенно лесной концерт из песен этих групп превращался в общий джем-сейшн.
А через несколько лет Егор Львов, лидер «Глупого Белого», сделал большой настоящий лесной фест, куда кроме наших, подтянулись и московские музыканты (познакомился там с Серёжей Вальсовым, "Шефом", лидером группы «Лётчик Потапов»), и всё было круто. Музыка звучала до утра. (Хотя аккумулятор машины, от которой планировалось запитать аппаратуру, сгорел в первый же час, так что фест проходил в чистой акустике. :))
Рок-клуб «Скунс», организованный большим подвижником рок-движения Троицка (и не только) Лёшей Мироновым (он же известен многим как Mirron, лидер паган-трэш-группы «Путь Солнца», а до того — вокалист «Butterfly Temple»). Целый год по воскресеньям в клубе играли как троицкие, так и московские команды. Конечно, для нашего городка это было большим событием. Впервые меломаны и поклонники андеграунда увидели, насколько разнообравзно троицкое рок-движение: рок, панк, ска, блюз, прогрессив и т.д.
После он же делал музыкальную премию Троицка «Music Infection» - награждал по номинациям, устраивал большой концерт лауреатов, несколько концертов между событиями и т.д. Инициатива продержалась больше 10 лет.
Концерты памяти Романа Краснова. Рома, лидер группы «Унганга», к сожалению, очень рано ушел из жизни, ему было всего 33 года. Но песни, которые он сочинил, продолжили жить в народе. (Песня «От Троицка до Парижа» так вообще стала неформальным гимном Троицка.) Друзья по группе стали делать фестивали, на которых они исполнялись. Что-то вроде ДрФестов, только локального троицкого масштаба. Постепенно эти концерты переросли в целый фестиваль под названием "Минифест" который в этом году прошёл уже в 5-й раз. На них обязательный блок - это большой концерт песен «Унганги». По насыщенности и разнообразию наполнения этот фест можно сравнить с «Платформой» (понятно, с поправкой на масштаб). Ну, или с «Наукоградостно». :)
Спасибо за инициативу идеологу и вдохновителю фестиваля Саше Жеребцову, и всей команде «Минифеста»!
Остановлюсь. Значимых событий, концертов, людей было так много, что нереально рассказать обо всём в рамках ответа на вопрос.
Вспомню только ещё один, о таком нельзя промолчать. Хотя, понятно, сам там не был.
1968 год, Александр Галич уже в опале, о его концертах не может быть и речи. Но в Троицке проходит его квартирник! И у кого? У члена-корреспондента АН СССР Евгения Велихова, будущего академика, члена ЦК КПСС! Очень неожиданно, правда? Но это Троицк.
Ты был организатором концертов Вени Дркина в Троицке. Можешь немного рассказать о том, какое человеческое впечатление о нем у тебя осталось? Какой была атмосфера на тех концертах?
Строго говоря, я организовывал только один концерт. Да и то, не только я. :) Поначалу его взялась устроить целая куча народа, так что я даже решил отойти от этого процесса. Но по мере приближения к назначенной дате разные варианты проведения концерта отваливались, и так случилось, что с конкретным залом, где всё это в итоге прошло, договаривался уже я. (С самим Веней связь держала Оля Кустовская, которая до этого и привезла его в Троицк.) И билеты тоже делал и продавал на входе я. Кстати, горжусь тем, что на билетах было написано что-то вроде «Благотворительный взнос в поддержку Фонда юных дарований им. Вениамина Д'ркина». (Я где-то подглядел, что хороший способ обойти возможные проблемы со сбором денег - обозначить денежное вложение как благотворительный взнос. Ну, и Остапа Бендера вспомнил с Карлсоном в придачу — что деньги пойдут на благотворительные цели, т.е. собственно Вене, которого и надо поддержать. ) Так что, мне кажется, сочетание «Фонд Вени Дркина» впервые прозвучало именно в Троицке.Это уже потом он появился как неформальная единица (реально — Петя Глухов и Вовка Кожекин ), популяризирующая творчество Вени. Понятно, что идеи витают в воздухе. :)
А первая встреча с Веней случилась за пару месяцев до этого. Я тогда вёл гитарный кружок для ребят, который после переродился в клуб, где собирались друзья и звучали песни: люди научились играть, и им хотелось петь и общаться. Мы приглашали и просто интересных людей, ну скажем, так к нам пришёл один из местных преподавателей гитары, который к тому же увлекался роком. Таким людям тоже хочется общения. И на одну из таких встреч Оля как раз и притащила Веню. С первых песен стало понятно, что его творчество — нечто незаурядное. Как и сам Веня.
Что мне запало в тогда в душу — это его улыбка. Почему-то она казалась мне сродни улыбке Чеширского кота. Вроде она есть, и одновременно её нет. Как будто бы она плавает где-то вокруг него, отдельно, и ты понимаешь, что до конца воспринимать всерьёз то, что он говорит, никак нельзя. Такой стёб во всём. Чем-то это кажется сродни улыбке и внутреннему миру Сергея Курёхина. Для меня они в этом плане сродни. Эдакие "стиратели личностной истории". (Когда у Вени брали интервью для троицкого ТВ, уже перед февральским концертом, то он гнал телеги, что на самом деле он канадский фермер, и одновременно внебрачный сын Анны Герман. И пробел в его фамилии Д'ркин — а в целом, это был ответ на вопрос "А почему не Дыркин, куда делась буква?", — соответственно, просто потому, что буквы Ы в английском языке нет. Ну, кайф же!)
Кассета с видео, которое какой-то паренёк снимал на этой встрече, быстро разошлась по троицким меломанам, и буквально через неделю местная газета «Троицкий вариант» опубликовала сразу 2 статьи о талантливом авторе, который посетил Троицк. На этой же встрече мы договорились и про следующий визит Вени. Единственно, он попросил, чтобы дата приезда в Троицк была уже после его большого концерта в клубе «Перекрёсток» (детище Виктора Луферова), которого он, собственно и ждал всё это время. (И кантовался прямо в «Перекрёстке», помогая подметать полы, и вообще как-то участвуя в тамошней внутренней жизни. Оля с Дркиным там и познакомилась: её отец, Евгений Кустовский, известный в бардовском мире как аранжировщик ансамбля «Скай», был хорошо знаком с Луферовым, и они к нему просто "зашли на огонёк", попить чаю.)
Атмосфера концертов была хорошей, простой и душевной. В первый раз это даже не воспринималось как концерт — так, встреча друзей. И Веня пел так же. Поначалу немножко напряжённо, всё же незнакомое место и люди, но через пару песен понял, что принимают его хорошо, и расслабился. Как я понимаю, кто-то из присутствующих ребят уже слышал его на квартирнике у Оли, и они просили какие-то песни, общались с ним как со знакомым. Они пришли подготовленные, прихватив с собой пару бутылок с портвейном и вином, которые ходили по рукам. (Так-то у нас был, в целом, "сухой закон" на встречах.)
А во второй раз, когда он приехал и барабанщиком Сэмом, Виталиком Семко, то после концерта мы устроили большую "поляну", и там была неформальная часть. Веня рассказал несколько сказочек про Деду Рыду, и ещё про Вову. «Вова-Гагарин», и ещё одну, про то, как этого Вову извести (это был какой-то не сильно приятный им персонаж). Пел после концерта советские песни, он часто это делал, и с удовольствием. Хотя, если честно, всё это можно увидеть и просто на видео этих встреч — и атмосферу, и общение, и песни. :)
Так что троицкий народ одним из первых познакомился с его творчеством. Когда у Вени всё стало уже совсем плохо, и его перевезли на лечение в Москву, то из Троицка в больницу ездили целые делегации, сдавать кровь. К сожалению, это уже не могло помочь. Когда его не стало, то в «Троицком варианте» вышла большая подборка его текстов и стихов — дань памяти таланту, который для троицких ценителей стал важной частью их жизни.
Как тебе кажется, насколько имеет будущее фестивальное движение, которое мы сегодня имеем в виде таких фестивалей, как «Платформа», «Минифест», «Дивные берега», «Наукоградостно»? Или это место встречи людей, условно говоря "за 40", которые в силу естественных причин постепенно отойдут от подобной движухи?
В чём-то ты прав. Чтобы решиться сделать фест, надо обладать определённым опытом, умением сплотить команду и, в конце концов, просто взять на себя ответственность, в плане "если не я, то кто?". То есть, быть достаточно взрослым человеком, во всех смыслах.
Но хорошая новость заключается в том, что на таких фестивалях всегда много молодых людей, и даже детёй. И они эту культуру впитывают практически "с молоком матери". И когда одни организаторы так или иначе отходят от дел — устают, погружаются в семью, бизнес и т.д., то их знамя подхватывает более юное поколение, и процесс продолжается.
А продолжается он потому, что у людей есть запрос на возможность высказаться, показать своё творчество, услышать "собратьев по жанру", сплотиться с единомышленниками. И будет ли этот запрос оформлен в виде большого фестиваля, или, скажем, просто гаражного концерта (недавно был на таком, его организовал коллектив из Троицка, молодые ребята, лет 25, слушателей пришло человек 100 — чем не мини-фестиваль?), на мой взгляд, уже не так существенно. Главное, чтобы это желание сохранялось. И воплощалось.
А исчезнуть (или сильно видоизмениться) оно может только в одном случае: если эта движуха попадёт в "большие масс-медиа". Так было с бардовским движением, так было с русским роком. Отдельные представители этих направлений в перестройку вписались в сетку ТВ-программ, стали медийными персонами. Большие бард- и рок-фестивали просели на какое-то время, а интерес к этим направлениям сильно поутих. Если это показывают по ТВ, зачем ездить куда-то в лес на поляны?
Хотя потом всё опять вернулось на круги своя. Время изменилось, и общественный запрос на независимую песню опять проявился. К тому же, сама она видоизменилась, стала интереснее, более разноплановыми. Поэтическая насыщенность бардовских текстов скрестилось с энергетикой и инструментальным оформлением рок-музыки, и появился новый сплав с условным названием "современная авторская песня", где есть место и рок-драйву, и смычковым инструментам, или, скажем, тромбонам и трубам. И это реально интересно слушать.
Интервью для фестиваля Наукоградостно
Беседовал Павел Федосов