Найти в Дзене
Ратибор Волхов

2-ой этап Гран-при России по фигурному катанию: перемен требуют наши глаза!

Я никогда не являлся поклонником творчества Виктора Цоя и группы "Кино", однако, чем больше я смотрю на происходящее, тем больше вспоминаются строки из одной самой из самых известных песен Цоя. Честно признаться, я знаю всего-то две. В конце 80-х и наши глаза, и наши сердца требовали и ждали перемен. Прошло 35 лет, а что же изменилось? Как у Талькова, идея, что ли? Идея! Хотелось бы понять есть ли хоть какие-то идеи у нынешнего руководства ФФККР во главе с Сихарулидзе? Глядя на 2-ой этап Гран-при России, в этом есть большие сомнения. Состав участников оказался настолько слабым, что (о, чудо!) Первый канал по ТВ показал соревнования в танцах на льду, хотя он и на Чемпионатах России не всегда это делает! А, и вправду, на кого было смотреть в одиночных соревнованиях? Из первой десятки прошлогоднего Чемпионата России у мужчин и у женщин по одному участнику, и то, 7-е соответственно и 9-е места! Как можно так распределять участников по этапам?! Может, пора уже ФФККР и власть применить и хот

Я никогда не являлся поклонником творчества Виктора Цоя и группы "Кино", однако, чем больше я смотрю на происходящее, тем больше вспоминаются строки из одной самой из самых известных песен Цоя. Честно признаться, я знаю всего-то две.

В конце 80-х и наши глаза, и наши сердца требовали и ждали перемен. Прошло 35 лет, а что же изменилось? Как у Талькова, идея, что ли? Идея!

Хотелось бы понять есть ли хоть какие-то идеи у нынешнего руководства ФФККР во главе с Сихарулидзе? Глядя на 2-ой этап Гран-при России, в этом есть большие сомнения.

Состав участников оказался настолько слабым, что (о, чудо!) Первый канал по ТВ показал соревнования в танцах на льду, хотя он и на Чемпионатах России не всегда это делает! А, и вправду, на кого было смотреть в одиночных соревнованиях? Из первой десятки прошлогоднего Чемпионата России у мужчин и у женщин по одному участнику, и то, 7-е соответственно и 9-е места! Как можно так распределять участников по этапам?! Может, пора уже ФФККР и власть применить и хотя бы лидеров распределять по этапам равномерно, а не по принципу: кто куда заявится! В общем, в одиночном катании этап в Красноярске превратился в какую-то профанацию.

Но давайте начнём с танцев, тем более что в протоколе они идут первыми.

Здесь состав участников был вполне приличным, но таких перестановок, как на 1-ом этапе мы не увидели, хотя они и были.

В борьбе за победу сошлись победители 1-го этапаВасилиса Кагановская / Максим Некрасов и абсолютные лидеры российских танцев на льду этого олимпийского цикла (точнее – недоолимпийского, учитывая отношение ИСУ и МОК к российским фигуристам) Александра Степанова / Иван Букин. Борьбы не получилось. Степанова / Букин предсказуемо победили с приличным отрывом.

Выбор музыки для нынешнего ритм-танца Степановой / Букина, мягко говоря, сомнительный. Я это пишу и буду писать обо всех, кто выбирает в качестве музыкального сопровождения Майкла Джексона, пусть даже ремикс. И неважно, кто это, когда и в каком качестве: Аделия Петросян, Аделина Сотникова, Анастасия Мишина /Александр Галлямов или Александра Степанова / Иван Букин. И дело тут не в том, что я на дух никогда не переносил этого любителя детей и пластических операций, а в том, что это не музыка – а деградация культуры. С другой стороны, чтобы кататься под Джексона нужно биться в конвульсиях, а просто добавить пару конвульсивных движений – так можно было и нормальную музыку выбрать!

Но судьи расщедрились на девятки, даже две 9,50, что по нынешним жёстким временам в российском судействе – очень много, и лишь три оценки были ниже 9,00 – все 8,75.

84,29 – уверенное первое место.

Кагановская /Некрасов в этот раз обошлись без ошибок, за счёт чего по сравнению с ритм-танцем 1-го этапа прибавили аж шесть баллов! 80,87 – неплохой результат.

Анна Щербакова (мл.) / Егор Гончаров в ритм-танце выступили неплохо – 75,52. Судьи пока зажимают им оценки за компоненты, но, несмотря на это, дуэту удалось обойти принципиальных соперников за "место под Солнцем" – Екатерину Миронову /Евгения Устенко, и занять третье место, оттеснив Миронову / Устенко с результатом 75,23 на строчку ниже. Разрыв всего 0,29, при этом Щербакова (мл.) / Гончаров за компоненты получили ровно на балл меньше.

Занявшие пятое место Екатерина Рыбакова / Иван Махноносов отстали не сильно – 74,75, при том, что в технике они 0,72 превзошли Миронову / Устенко.

Наверное, нужно отметить и занявших шестое место Варвару Жданову / Тимура Бабаева-Смирнова - 70,86. Потенциал этого дуэта мне до конца пока не ясен. "Хрустальный" – всё-таки это танцы на льду.

В произвольном танце Жданова / Бабаев-Смирнов откатали неплохо - 106,05 и пятое место, но по итогам двух программ (176,91) остались на 6-ом, чего, наверное, и стоило ожидать.

А вот Щербакова (мл.) / Гончаров произвольный танец провалили. Не то, чтобы совсем провалили. Всё в общем-то было не так уж и плохо, но сорванное танцевальное вращение всё испортило. Как следствие, дуэт остался без элемента, а это минус от 4,5до 6,0 в базовой стоимости. Соответственно базовая стоимость технических элементов – 40,41 – худшая среди всех 10 участников этапа.

Лишь 105,20 в произвольном танце. Только шестое место в нём. А если бы не эти 6-8 баллов потери, то Щербакова (мл.) / Гончаров могли бы сохранить своё третье место, и уж точно не опустились бы ниже четвёртого. А так - 180,72 и только пятое место.

Благодаря неудаче Щербаковой (мл.) / Гончарова Рыбакова / Махноносов, набравшие в произвольном танце 110,75 и в сумме 185,50, поднялись с пятого на четвёртое место, а Миронова / Устенко, набравшие в произвольном танце 113,98 и в сумме 189,21, с четвёртого на третье.

Кагановская /Некрасов плюс/минус откатали примерно так же, как и неделю назад – 123,67 против 123,66. За счёт уровней в поддержке, дорожке шагов и серии поворотов на одной ноге похуже базовая стоимость и сумма за технику, что компенсировалось более высокими оценками за компоненты.

204,54 в сумме и второе место.

«Орфей и Эвредика» Степановой / Букина однозначно сильнейшая программа за два этапа. Оценки за компоненты от 9,00 до 9,50. 126,52 и 210,81. Безусловное первое место.

Что обращает на себя внимание: в отличие от одиночного катания в танцах судьи и техбригада особо не лютовали. Достаточно сравнить результаты этапа сильнейшего дуэта с его же в прошлом сезоне: 207,40 (1-й этап), 213,90 (4-й этап), 215,96 (ЧР).

Как видите, год назад Степанова / Букин начинали даже с более худшего результата.

Да и те же Кагановская / Некрасов, например, на прошлогоднем Чемпионате России набрали меньше- 202,76, но там была ошибка, зато на Финале Гран-при было – 205,58, а на 5-ом этапе – 205,74. Разница небольшая.

Неужто это потому, что наши дуэты не допустили на Олимпиаду?

Тогда посмотрим, что происходит в парном катании?

Победившие на этапе Александра Бойкова / Дмитрий Козловский набрали в сумме 226,18, что, учитывая их нынешний уровень после перехода к Тутберидзе, вполне приличный результат. Да, были результаты и намного выше, но тогда они тренировались у Москвиной.

Результаты же остальных непоказательны.

У Бойковой / Козловского за короткую программу 78,55. Бывало и выше, но… довольно много девяток за компоненты.

В произвольной пара пошла на риск, выполнив четверной выброс с Сальхова. Вышло не самым удачным образом. -2 - -3 и лишь 5,07. Для сравнения выброс с Флипа в три оборота (причём не самый идеальный) принёс 6,25.

Для этого состава участников риск вполне оправданный, но для более серьёзной конкуренции – вряд ли.

147,63 – при двух ошибках (кроме выброса ещё и недокрут в четверть на двойной Акселе в комбинации) – результат вполне приличный. При том, что оценки за компоненты от 8,75 до 9,25! Явно не то, что мы видели в одиночном катании от судей и техбригады. Видимо, всё-таки жёсткое судейство одиночников и одиночниц связано с потенциальным участием в Олимпиаде. Спорный подход.

Второе и третье места заняли представители ПК СШОР «Старт». Второе - у Таисии Щербининой / Артёма Петрова 201,34 (72,86, 2-е место + 128,48, 2-е место), третье - у вернувшихся после пропущенного из-за травмы сезона Екатерины Чикмарёвой / Матвея Янченкова 191,38 (66,60, 3-е место + 124,78, 3-е место). К сожалению, пара, которая в позапрошлом сезоне подавала очень большие надежды, пока далека от былой формы. Без ошибок Екатерина и Матвей не обошлись в обеих программах.

Интересно, что на первых четырёх строчках вообще не было никаких перестановок после короткой, словно парное катание и танцы на льду поменялись местами.

Состав участников не особо представительный, будем откровенны, хотя в парном катании у нас сейчас дела идут далеко не так хорошо, как было в предыдущем олимпийском цикле.

У мужчин из 1-ой десятки прошлогоднего Чемпионата России в этапе участвовал лишь занявший там 7-ое место Даниил Самсонов. В Красноярске он тоже финишировал 7-м с результатом 223,38.

Как мы помним, Самсонов этой весной после Кубка первого канала вляпался в ряд некрасивых скандалов. Сначала он повёл себя, мягко говоря, очень некрасиво в отношении Анны Щербаковой, раскритиковав её за выбор участников её же команды, замаскировав всё под «защиту» Алиева, который, надо сказать, повёл себя не многим лучше, всячески пытаясь разыграть из себя «обиженного», хотя виной тому, что его никто не выбрал, были его результаты. Есть основания полагать, что в действительности Самсонов сам обиделся на Щербакову, рассчитывая попасть в её команду из-за того, что годом ранее именно его блестящее выступление во многом предопределило победу команды Щербаковой. Вероятно, Самсонов посчитал, что теперь Аня обязана ему вечно быть благодарной и выбирать в свою команду, вне зависимости от его результатов. Заодно Самсонов не к месту раскритиковал Аню из-за номера на «Русском вызове». Уверен, что Самсонов должен был прекрасно понимать, что спровоцирует своими высказываниями неадекватных недоброжелателей Щербаковой, что и произошло. Есть все основания полагать, что никогда не хватавший звёзд с неба Самсонов, очень хотел понравиться Тутберидзе, а не только её непримиримым фанатам, для которых стал «героем на час». При этом Самсонов «забыл», что именно мама Анны Щербаковой, а вовсе не Тутберидзе, нашла ему врача, когда его уже практически списали из-за травмы.

Но «прогиб» не был засчитан, и вскоре Самсонов уже нецензурной бранью высказал своё отношение к тому, что его у Тутберидзе не ценят (а за что, спрашивается?). А после сбежал.

Символично, что школа, за которую теперь выступает Самсонов, называется «Наши надежды». И как тут не вспомнить слова Аршавина: «Ваши надежды – это ваши проблемы». Полагаю, что ничего в фигурном катании Самсонов уже не достигнет, и его как-то совсем не жаль.

Ещё хуже, чем у Самсонова, дела на этапе обстояли у Матвея Ветлугина – 223,10 и восьмое место.

Андрей Мозалёв после перехода к Тутберидзе движется явно не вперёд. Даже в такой скромной компании он не смог попасть на пьедестал. 237,02 и лишь четвёртое место.

Мозалёв уступил даже 17-летнему Александру Мельникову – 241,90 и третье место.

Григорий Федотов снова, как и за неделю до этого, второй. 249,67 – на одиннадцать с половиной баллов меньше, чем неделей ранее. Но на таком этапе и этого хватило!

Победил Николай Угожаев, который в этот раз после короткой произвольную не провалил. В обеих программах первые места, хотя и там, и там были ошибки. Но Угожаев набрал на 11,25 больше, чем в Магнитогорске – 266,25. Это даже выше, чем у Кондратюка на 1-ом этапе.

В короткой Угожаев ошибся на четверном Флипе и набрал «бесконечные» четыре восьмёрки» - 88,88. В Италии его бы за такие баллы «забанили». Это конечно, шутка, причём понятная, пожалуй, в основном тем, кто хотя бы иногда следит за футболом. Всё дело в том, что в итальянском футболе по политическим мотивам запрещён 88-й номер, из-за чего, по слухам, игрок ФК «Краснодар» Кривцов, вытатуировавший себе свой игровой номер на видном месте, не смог попасть в итальянский клуб, который им интересовался. Полагаю, от этого итальянский футбол не сильно пострадал, но маразм, конечно, знатный! Причём здесь цифры?! Почему б тогда итальянцам не запретить и № 18, а лучше - вообще все цифры – мало ли что!

В произвольной Угожаев упал с недокрученного четверного Тулупа, базовая стоимость которого была понижена на 20 %. Неясное ребро на тройном Лутце, дорожка лишь второго уровня, но зато пять четверных плюс тройной Аксель. Как следствие – 177,37. И главное – 100,78 за технику!

О мужском одиночном сказать больше нечего, да и особо не хочется.

К сожалению, мало что есть сказать и о женском одиночном. Юлия Липницкая, как и Аделина Сотникова сейчас тренируют, но у меня полное впечатление, что наше женское одиночное скатилось до уровня катания как раз во времена Сотниковой и Липницкой – 11 лет или три олимпийских цикла назад!

Этап в Красноярске у женщин был «потрясающе представительным». Из десятки прошлого ЧР лишь девятая Софья Важнова! Состав такой, что, помимо Важновой, на пьедестале должна была стоять ещё и Елизавета Куликова! Но даже в такой компании Важнова провалилась и заняла лишь 7-е место с результатом 161,45. Во времена Щербаковой на международной арене за одну произвольную набирали больше!

Занявшая четвёртое место 16-летняя Мария Елисова из Тульской области отличилась тремя тройными Акселями. Правда, в короткой она с Акселя упала. В произвольной оба удачно, но «почему-то» в восхитительных тонах пиар-кампании, как неделей ранее, в отношении Дины Хуснутдиновой, мы не увидели. Я даже догадываюсь почему.

Я бы не сказал, что у Елисовой катание было более юниорское и менее компонентное, чем у упомянутой новой любимицы Тутберидзе, но сравним баллы за компоненты: в короткой Хуснутдинова - 30,19 (оценки от 7,50 до 8,00); Елисова – 25,21 (оценки от 5,00 до 6,75)! Как говорится, почувствуйте разницу! За произвольную Хуснутдинова – 57,80 (от 6,75 до 7,50), Елисова – 56,74 (от 6,50 до 7,50). Тут уже поближе.

Эти две фигуристки примерно одинаковы, но сразу видно, кто выступает за Тутберидзе.

Ладно, вернёмся к прокатам Елисовой. Из-за падения с тройного Акселя и низких оценок за компоненты Елисова заняла только пятое место – лишь 59,12.

В произвольной Елисова первыми двумя прыжками выполнила два тройных Акселя, но дальше много наошибалась. Техбригада насчитала аж четыре недокрута в четверть и один на «галку» с понижением на 20% базовой стоимости. В четверть засчитали сольные тройные Риттбергер, Флип и Лутц. В каскаде тройной Лутце – тройной Тулуп – первый прыжок в четверть, второй на «галку». 129,11 и третье место в произвольной.

В сумме – 188,23. 1,07 балла не хватило дебютантке до «бронзы», которая досталась Куликовой – 189,30.

В короткой Елизавета финишировала второй – 67,85. А произвольную откатала неудачно – лишь 121,45 и четвёртое место. Недокрут в четверть на тройном Тулупе в каскаде с тройным Лутцем; неясное ребро на тройном Флипе и «на закуску» неудачный тройной Лутц, пониженный до двойного.

В общем, хуже, чем на 1-ом этапе, где у Куликовой в сумме было 202,33. Куликова потеряла 13 баллов за неделю, а главное – катание не чистое. А ведь катание Куликовой хоть всегда и было невзрачным, но отличалось относительной чистотой.

Что ещё хотелось бы сказать по поводу Куликовой? Помните, в качестве темы она выбирала Анну Герман. В этот раз опять амбициозный проект «Çalikuşu» («Чаликушу» - в переводе: желтоголовый королёк) - легендарная музыка турецкого композитора Эсина Энгина из не менее легендарного сериала «Королёк – птичка певчая», снятого по нашумевшему роману турецкого драматурга Решада Нури Гюнтекина, впервые изданного в 1922 году.

Роман экранизировали, минимум, трижды. В 1966-м сняли двухсерийный фильм с «Элизабет Тейлор Востока» Тюркан Шорай. У нас его никогда не показывали. Но все, кто родился в СССР, конечно, видели сериал 1986 года с непревзойдённой красавицей Айдан Шенер в главной роли. В 2013 году сняли римейк, где роль Фериде сыграла Фахрийе Эвджен, по мнению многих (и меня в их числе), входящая в список самых красивых женщин мира, а роль Кямрана – секс-символ современных турецких сериалов и любимец российских зрительниц Бурак Озчивит. Количество серий по сравнению с 1986-м годом увеличили в четыре раза, от сюжета романа частично отошли, а вот центральную музыкальную тему сохранили.

Зачем я это пишу? Это важно, чтобы на примере Куликовой показать, что для современных фигуристок музыкальное сопровождение – это просто фон. За редким исключением. Куликова в этом плане не хуже и не лучше других.

Это роман, фильм и музыка соответственно (а взята музыка была из сериала 2013 года с переведёнными на русский язык словами главной героини) о тяжелой судьбе девушки по имени Фериде в переходный период после Первой мировой, когда Турция была оккупирована англо-французскими войсками, и одновременно шёл переход от патриархальных шариатских ценностей, где судьба женщин была незавидной, к светской современной Турции. И благодаря таким Фериде турецкие женщины сейчас в крупных городах и курортных районах могут спокойно носить светскую и даже откровенную одежду, голосовать на выборах, занимать руководящие должности…

Фериде в раннем детстве потеряла родителей, воспитывалась у тёти, училась во французском пансионе, бросая вызов неприемлемым патриархальным устоям; смелая непокорная, но на её судьбу выпало немало тяжёлых испытаний. Несчастная любовь и людское коварство завели её в турецкую глубинку, где учительницу с французским образованием местные воспринимали как нечто инородное и неприемлемое для своего отсталого менталитета. Удочерённая Фериде девочка тяжело заболела и умерла; она сама, никому плохого не сделавшая (наоборот – учила их детей), подвергалась гонениям ханжеско-лицемерной толпы и бюрократическим препонам со стороны чиновников. Ей пришлось выйти замуж за врача, который ей годился в отцы, но брак был фиктивный – он просто её пожалел и этим браком попытался спасти от беспричинной людской ненависти и невежества (ничего не напоминает?), а заодно и обеспечить её будущее. Потерявший свою Фериде Кямран женился, но овдовел. Благодаря письму, которое оставил после смерти доктор, Кямран узнал всю правду и они встретились…

Замечу, что сюжет римейка ещё более запутанный и драматический.

Потрясающе красивая музыка Эсина Энгина в полной мере отражает весь трагизм сюжета, переживания и испытания главных героев; берёт за душу, да что там – буквально разрывает её. Но видели ли мы хоть что-то подобное в катании Куликовой? И близко нет. Обычный стандартный набор движений. Ни один из трёх Кямранов не впечатлился бы!

Остаётся только сожалеть, что на музыку из сериала «Королёк - птичка певчая» не догадались поставить программу Анне Щербаковой. Вот она бы все эти переживания, всю трагедию главной героини изобразила бы в полной мере.

Однако Анны Щербаковы рождаются раз за век. Она переживала на льду судьбу своих персонажей, а нынче фигуристки просто работают.

Переходим ко второму месту, которое заняла ещё одна дебютантка – 16-летняя Анна Ляшенко из Ростовской области, о прокатах которой можно сказать только то, что ошибалась она чуть меньше, чем те, кто финишировал ниже, и показала результат 197,57.

Второе место на этапе не набирает 200 баллов, третье – 190!!! Ни в какие ворота!

Предсказуемо выиграла Алиса Двоеглазова, ничего выдающегося не показав. В короткой стандартный набор прыжков, без видимых ошибок. 72,70 – лишь на 0,04 меньше, чем неделей ранее у Анны Фроловой. Полу-юниорское катание было оценено судьями за компоненты на 32,59 (от 7,75 до 8,50). Для сравнения: целостная артистичная короткая Фроловой получила 33,99 (от 8,00 до 8,75).

И это ещё не всё. В произвольной Двоеглазова начала с «бабочки» на неудавшемся четверном Лутце, который вышел лишь двойным, не докрутила в четверть четверной Тулуп в комбинации; сольный четверной и вовсе недокрутила на галку, то есть с понижением базовой стоимости на 20 %. 145,09 – уверенное первое место – для взрослого официального телевизионного дебюта неплохо, но оценки за компоненты вызывают недоумение. Опять же полу-юниорское катание Двоеглазовой принесло ей 65,01 (от 7,75 до 8,50), взрослая артистичная красивая программа Фроловой – 66,88 (от 8,00 до 8,50). То есть, по мнению судей, разница в компонентности между ещё не до конца взрослым катанием Двоеглазовой и абсолютно сложившимся и артистичным Фроловой не такая уж и большая. То, что этапы разные, не о чём не говорит. Не удивлюсь, если Двоеглазовой в очном противостоянии поставят выше.

Нормально ли это? Ненормально. Но у нас судьи оценки за компоненты ставят за что угодно, только не за сами компоненты.

Что ещё можно сказать? В Сумме Двоеглазова набрала 217,79. Вроде бы по всем статьям переиграла новую любимицу Тутберидзе Хуснутдинову, но с Двоеглазовой на этап в Красноярск Тутберидзе не поехала. Символично, не правда ли? Нет, можно конечно, возразить, что в Магнитогорск она поехала с Петросян, но почему бы вчерашних юниорок Хуснутдинову и Двоеглазову не поставить на один этап? Это было бы куда логичнее.

Посмотрим, что будет дальше.

А пока же, завершая обзор второго этапа, хочется вернуться к тому, с чего начал: «перемен, мы ждём перемен!» Без перемен в российском фигурном катании мы рискуем скатиться в период между Турином и Сочи. Очень бы не хотелось…

© Ратибор Волхов, 07.11.2025