Найти в Дзене

«Волга» ГАЗ‑24 с мотором V8 5.5: секретная «догонялка» КГБ

История советского автопрома богата уникальными машинами, разработанными для выполнения специфических задач. Одной из наиболее загадочных и технологически передовых моделей была модификация автомобиля «Волга» ГАЗ‑24, оснащённая двигателем V8 объёмом 5,5 литра. Этот автомобиль, предназначенный для использования органами государственной безопасности СССР, представлял собой уникальное сочетание массового серийного производства и специализированных технических решений. В период 1970–1980 годов перед Комитетом государственной безопасности СССР стояла задача обеспечения незаметного сопровождения дипломатических автомобилей и оперативного реагирования на дорожные инциденты. Серийные автомобили ГАЗ‑24, оснащённые четырёхцилиндровыми двигателями, не могли конкурировать по динамическим характеристикам с зарубежными аналогами. В связи с этим было принято решение о модернизации ГАЗ‑24 путём установки мощного двигателя от представительского автомобиля ГАЗ‑13 «Чайка». В основе «догонялки» лежал бе
Оглавление

История советского автопрома богата уникальными машинами, разработанными для выполнения специфических задач. Одной из наиболее загадочных и технологически передовых моделей была модификация автомобиля «Волга» ГАЗ‑24, оснащённая двигателем V8 объёмом 5,5 литра. Этот автомобиль, предназначенный для использования органами государственной безопасности СССР, представлял собой уникальное сочетание массового серийного производства и специализированных технических решений.

Исторический контекст

В период 1970–1980 годов перед Комитетом государственной безопасности СССР стояла задача обеспечения незаметного сопровождения дипломатических автомобилей и оперативного реагирования на дорожные инциденты. Серийные автомобили ГАЗ‑24, оснащённые четырёхцилиндровыми двигателями, не могли конкурировать по динамическим характеристикам с зарубежными аналогами. В связи с этим было принято решение о модернизации ГАЗ‑24 путём установки мощного двигателя от представительского автомобиля ГАЗ‑13 «Чайка».

Технические особенности

Двигатель

В основе «догонялки» лежал бензиновый двигатель V8 объёмом 5,5 литра и мощностью 195 лошадиных сил, идентичный двигателю ГАЗ‑13 «Чайка». Этот силовой агрегат обеспечивал следующие эксплуатационные характеристики:

  • Разгон до 100 километров в час за 12–14 секунд;
  • Максимальную скорость около 180–200 километров в час;
  • Высокую манёвренность и способность к эффективному обгону на трассах, а также к преследованию целей.
-2

Трансмиссия

Автомобиль оснащался трёхступенчатой автоматической коробкой передач, конструкция которой была замаскирована под механическую трансмиссию. Для этого:

  • В салоне устанавливался рычаг переключения передач, имитирующий механическую коробку;
  • Монтировалась фальшивая педаль сцепления (в некоторых модификациях — две педали тормоза), что создавало иллюзию механической трансмиссии.

Ходовая часть и тормозная система

Для обеспечения работы в условиях повышенных нагрузок автомобиль был оснащён следующими элементами:

  • Усиленными пружинами подвески, повышающими устойчивость и управляемость;
  • Утолщённым стабилизатором поперечной устойчивости для улучшения курсовой устойчивости;
  • Гидроусилителем руля с отдельным рабочим цилиндром, что значительно облегчало управление;
  • На модификации ГАЗ‑24‑34 устанавливались передние дисковые тормоза от автомобиля ГАЗ‑3102, обеспечивающие более эффективное торможение;
  • Барабанные тормоза с износостойкими колодками и высокотемпературной тормозной жидкостью для надёжной работы в экстремальных условиях.
-3

Скрытые системы

Для конспирации и выполнения специальных задач в конструкцию автомобиля были внедрены следующие элементы:

  • Маскировка двойных выхлопных труб, которые внешне не отличались от стандартных труб серийного автомобиля ГАЗ‑24;
  • Система отключения одной из фар, позволяющая имитировать свет мотоцикла или легкового автомобиля в тёмное время суток;
  • Отсек в багажнике для размещения оборудования спецсвязи, обеспечивающего оперативное взаимодействие с центром.

Внешние и внутренние отличия

Внешне автомобиль практически не отличался от серийного ГАЗ‑24:

  • Стандартная окраска, чаще всего в неприметных тёмных тонах;
  • Обычные дверные ручки и хромированные элементы, характерные для серийной модели;
  • Замаскированные выхлопные трубы, визуально неотличимые от стандартных.

В салоне автомобиля можно было заметить следующие особенности:

  • Слегка изогнутый у основания рычаг автоматической коробки передач;
  • Фальшивая педаль сцепления (в некоторых версиях);
  • Дополнительные переключатели для управления спецсистемами.

Модели и производство

Всего было выпущено две основные модификации автомобиля:

  1. ГАЗ‑24‑24 (1970-е годы) — первая версия автомобиля, оснащённая двигателем V8 и автоматической коробкой передач.
  2. ГАЗ‑24‑34 (1985–1993 годы) — усовершенствованная модель, оснащённая передними дисковыми тормозами и рядом других улучшений.

Всего было произведено 244 экземпляра модификации ГАЗ‑24‑34. Производство осуществлялось в специализированном цехе с использованием технологий, аналогичных применяемым при производстве ГАЗ‑13 «Чайка», что обеспечивало повышенный контроль качества.

-4

Эксплуатация и легенды

Автомобили ГАЗ‑24 с двигателем V8 использовались для:

  • Сопровождения дипломатических кортежей;
  • Оперативного реагирования на инциденты;
  • Негласного наблюдения за объектами и лицами, представляющими интерес для органов государственной безопасности.

Среди водителей и энтузиастов ходили легенды о:

  • Способности «догонять» любые иномарки, движущиеся по советским дорогам;
  • Секретных модификациях с дополнительным бронированием для повышения уровня защиты;
  • Системах экстренной связи, интегрированных в салон автомобиля.

Наследие

На сегодняшний день автомобили ГАЗ‑24 с двигателем V8 представляют собой раритеты:

  • Немногие сохранившиеся экземпляры находятся в музеях или частных коллекциях, что подчёркивает их уникальность и историческую ценность;
  • Стоимость отреставрированных образцов достигает 5–6 миллионов рублей, что свидетельствует о высоком спросе на эти автомобили среди коллекционеров и ценителей советского автопрома;
  • Интерес к этим автомобилям продолжает расти среди историков и специалистов по автомобильной технике, что подтверждает их значимость в контексте развития советского автомобилестроения и технологий спецслужб.

«Волга» ГАЗ‑24 с мотором V8 5,5 остаётся символом инженерной мысли СССР, демонстрируя уникальное сочетание массового серийного производства и специализированных решений, применявшихся в деятельности органов государственной безопасности. Её история — это не только техническое достижение, но и отражение эпохи, когда каждая деталь автомобиля имела стратегическое значение для обеспечения безопасности государства.