Очень многие альтернативщики просто повторяют байки одного из «основоположников» нападок на «официальную» историю – Д. Белоусова, приписывая ему звание историка.
В этом нет ничего нового, ибо этим грешат нынче многие "профи", да тот же Козин, постоянно допускающий всевозможные ляпы и выказывающий полнейшее невежество в самых различных областях знания, не стесняется именовать себя то художником, то зодчим, то историком (как, в прочем, и специалистом в других науках).
Далее поговорим, как инженер кораблестроитель обошёлся с Александровской колонной, поскольку многие просто буквально цитируют его рассказ на "Славянском народном радио" об "официальной" версии изготовления и транспортировки Александровской колонны. Не поленилась. Нашла.
Разбираем утверждения "авторитетного историка".
Странности с весом заготовки колонны
Белоусов: "Вернёмся к двум творениям, приписанным О.Монферрану. Возьмём только колонны, потому что это самый такой наглядный критерий. Итак, символ Петербурга - Александровская колонна, она же Александрийский столп - исполинский монумент высотой 47,5 метров и весом гранитного ствола колонны - 612 тонн. Заготовка была - 1000 тонн по одной версии, 4000 тонн - по другой. Нижний диаметр колонны - 3,66 метра, верхний - 3,19, т.е. она сужается кверху......
Тут мне в пору бы съязвить по поводу сужения колонны "кверху", но я пока продолжу цитировать "авторитета"
Белоусов: "И в колонной форме есть - это 112 монолитных гранитных колонн Исаакиевского Собора разных размеров: нижние 48 это 114 т высотой 17 м с диаметром 1.85 м, ну а верхние полегче, там 67 т. Так вот, согласно романовской версии, ныне официальной, причём она не одна единственная она ещё делится на части, эти части друг другу противоречат. Так вот гранитные заготовки для колонн были добыты в Пютерлахской каменоломне... вот посмотрите как она выглядела, это рисунок того самого Монферрана, помещицы фон Экспарре. Это приблизительно чуть более 60 км по прямой, по дороге, естественно, больше, на запад от города Выборга. Хотя по другой опять же официальной версии была каменоломня в Летцарме.
Затем они были переправлены водным путём в г.Петербург, где под руководством "великого" О.Монферрана производилась обработка дальнейшая этих каменных монолитов. Ха-ха - 503 раза! Вот даже в этой официальной версии мы имеем дикое количество несоответствий и здравому смыслу, и правилам горных работ, и логике."
Поговорим о разнице в весе заготовки. Ясен пень, что только что отваленная от скалы масса имеет один вес, гораздо больший, чем масса заготовки округлённой (оболваненной - такой старинный термин), от которой отсекли лишнее. Это оболванивание, кстати, в подавляющем большинстве случаев делается прямо там же, в каменоломне, потому что лишний вес и объём - лишние проблемы при перевозке (размещение на судне, перегрузка и проч.). Доказательством рациональности предков могут послужить части глыбы, вчерне обработанной для статуи апостола Петра поднятой летом 1911 года со дна у острова Тугольм (бухта Виролахти). При подъёме заготовка разломилась по трещине на две части. Валентина Петровна Столбова (исследовавшая жизнь и работу Самона Суханова), сообщила, что обе они (по повелению Николая II) были использованы без дополнительной обработки (со следами долот) в основаниях памятников. О том, как выглядела доставленная из сухановской каменоломни заготовка для апостола Павла, можно видеть на картинке.
Нижняя часть "апостола Павла" стала основанием памятника адмиралу Макарову В Кронштадте
Верхняя - частью памятника морякам-цусимцам тоже в Кронштадте
Надпись на табличке гласит "Верхняя часть камня, поднятого по Высочайшему повелению из воды на рейде Штандарт в 1911 году. Нижняя часть находится под памятником адмиралу Макарову."
Так что теперь вы сами можете видеть следы ручного инструмента первой половины 19 века.
Другим доказательством служат колонны, найденные на дне Финского залива, вытащенные и ныне красующиеся в музее Выборга. То есть, практика первичной обработки камня ещё в каменоломнях - дело обычное и логично обоснованное.
В статье Александра Экеспарре, описавшего работы в Питерлаксе, упоминается, что вместо проектных 12 саженей длины, вырубили заготовку длиной 14 саженей. Сделано это было, словами Александра Матвеевича, "...на случай непредвидимого повреждения массы при выломке или отвалке...". Естественно, при разметке добавлялись вершки к диаметру колонны у базы (размеры квадрата были "более двух сажень", или более 4.7 м), а, поскольку вырубался параллелепипед/брус, то большой запас был заложен для верхнего конца будущей колонны. Экеспарре пишет, что отделямая часть была "весом более 100 тысяч пудов тяжести", или, в привычных нам единицах, - 1638 тонн. Чуете разницу с 1000 и 4000 тонн? Интересно, где доказательства, что вторую, слишком неправдоподобную циферку "историк" откопал в Эрмитаже, о чём им тоже сказано?
Далее, согласно проекту и после "предварительных нужных приуготовлений", сначала был отсечён продольный излишек, а затем лишние сажени длины. После этого приступили к дальнейшей "стёске лишнего"
После такой обтёски вес заготовки составлял уже "до 45 тысяч пудов" (737,1 т). Так что, разница в весе заготовок: от 1638 до 737 тонн - вполне рядовое явление при карьерных работах. Можно не сомневаться, что все числовые данные по колонне Экеспарре брал у подрядчика и представителей Комиссии. Вес вычислялся не взвешиванием на весах, а по удельному весу образца гранита, взятого в каменоломне же. Точно так вес по размерам заготовки вычислял и Монферран. В пятой главе альбома он указывал, что вес фута (ствола) безо всего - 39691 пуд (650.14 т), а с маяками, блоками, шкивами и канатами - 1847000 ливров (40 ливров = 1 пуду, т.е. вес составлял 756,35 т).
И, забегая немного вперёд, хочу натыкать носом "всезнающего корабельщика" в его же безпардонную лужицу:
Белоусов: "Но для начала вы не пропустите начальное враньё, как 1000 тонн при доставке из каменоломни к воде как-то превратились в 700 тонн, - 300, а квадратное сечение в идеально круглое. Вот так - раз и превратились. Как у девы Марии - "непорочная обработка монолита"."
То, что первичная обработка колонны была сделана сразу после отвалки массы, позволило катить её к берегу, что было много легче, чем тащить на катках в виде бруса. Я уже приводила расчёты по операции перекатки колонны и перемещения блока постамента на роликах.
То, что колонну именно катили, описано Экеспарре и изображено на чертежах Антонио Адамини (надо ли говорить про альбом Монферрана?).
Надеюсь, объяснила, когда и почему 1638 тонн уменьшились более, чем в два раза?
Про другую каменоломню. Да, каменоломня Лайтсальма (она же Letzarma, по тексту Монферрана) действительно была задействовала для создания Александровской колонны. Именно там добыли тот гигантский блок постамента, что изображён в альбоме Монферрана. Как пишет архитектор:
"Если в монолите колонны после извлечения нам посчастливилось не обнаружить никаких дефектов, то основание мне пришлось отвергнуть из-за нескольких трещин, покрывавших его так, что можно было опасаться за его прочность. В связи с этим обстоятельством, несмотря на значительные расходы, вызванные утратой этой работы, г-н Яковлев поспешил обшарить окрестные горы в отыскании другого камня. После нескольких дней поисков этот предприниматель обнаружил в пяти верстах от Питерлакса, в месте на краю моря, которое называется Лайтсальма, гранитную массу без дефекта, которая по фактуре и цвету была похожа на гранит колонны..."
Вообще-то, поскольку гранита для Питера требовалось много, каменоломен в Финском заливе было разработано несколько (только сухановских там было 4).
В Государственном музее "Исаакиевский собор" имеется чертёж с изображением каменоломни, где Архип Шихин добывал колонны для Исаакия
1000 тонн - это же ужас-ужас.
Белоусов:"Давайте я начну с того, что 1000 тонн - это гигантский вес.
Причем по второй версии, которая даже одно время висела на сайте
Эрмитажа, там не 1000 тонн, а 4000 тонн. Для молодёжи, которая
тяжелее сматфона ничего в руках не держала, я переведу 1000 тонн в
железнодорожные платформы. Это - 14 железнодорожных платформ
максимальной грузоподъёмности, т.е. по 70 тонн. А 4000 тонн - это
уже 57 таких платформ. Вдумайтесь: 57 тяжелогружённых железнодорожных
платформ. Вот он вес этой каменюки."
Знаете, на что рассчитано сие сравнение? На пылкое воображение и смущение чувств немогликов. При этом дипломированный инженер-кораблестроитель, видимо, и не слыхивал о ролкерах - кораблях (с погрузкой типа ро-ро), загрузка которых выполняется накатом. Первый ролкер - "Левиафан" (1820-й г.), водоизмещением 399 т, на своей палубе был способен разместить более 40 вагонов. На палубе, а не в трюме! Таких ролкеров было построено несколько, то есть, это, скорее уже типовое судно.
Белоусов: "Теперь для выпускников ЕГЭ (потому что остальные наверняка уже долго смеются над этим враньем) я поясню только два технических вопроса этой очень наглой фальсификации. Первый вопрос: доставка. Нам сейчас
уверенно врут, что специальную лодку построили и 1000 тонн доставили
водой.".
Как мы выяснили, на "специальной лодке" перевозили уже не 1000 тонн, а толику поменьше. И пора бы поговорить о судне, которое Экеспарре назвал "...предметом произведения отечественного искусства, которое столь блистательно оправдало себя и в самых трудных, неожиданных обстоятельствах."
Александр Матвеевич пишет о боте "Св. Николай" в двух местах (второй раз он подробнейшим образом описал конструкцию судна).
Экеспарре: "Судно имеет плоское днище и может нести полный груз 65000 пудов (1 064,7т) или 2600000 ливров*... Известно, что судно сие, или бот, построено по проекту и под непосредственным руководством Корпуса Корабельных Инженеров Г. Подполковника и Кавалера Глазырина. Бот сей имеет длины по палубе 147 ( 44.8 м) и ширины без обшивки 40 футов (12.2 м), глубины от киля до борта 13 футов 3 дюйма (4 м). Водоизмещение подводной части по грузовую ватер-линию содержит до 70.000 пуд (1 146,6 тонн).
(*) 1 пуд = 40 ливров ( 1 ливр = 0.4095 кг)
Об этом боте сообщалось в Journal de St.-Petersbourg 1831 № 117, а у меня в статье
дополнительно сообщается о купце Громове и его верфи, где был построен бот.
Создание этого судна отображено в архивных документах, например, в архиве МВФ
и в РГИА (Ф. 1311 О. 3)
Обратите внимание, судно было испробовано при перевозке блоков постамента и фундамента (в 1831 г.), а перед доставкой колонны из Петерлакса его снова освидетельствовали.
В следующий раз буду знакомить с примерами деревянных барж большой грузоподъёмности. А на сегодня откланиваюсь :о)