Знаете, есть такой момент, когда ты находишь «ту самую» машину. Не новую, конечно - на новую сейчас цены- космос, просто безумие какое-то. А «свою». Идеальную. Я ее искал почти два месяца, и поиск превратился в пытку. Я пересмотрел десятки вариантов: откровенный «хлам» со скрученным пробегом, битые «перевертыши», жадные дилеры с «уставшими» машинами из трейд-ин... Я уже почти отчаялся.
И вот она. Kia Sportage 2018 года, четвертое поколение, уже рестайлинг. Выглядит- огонь. Белый, намытый, блестит на солнце, как новенький.
Но главное- под капотом. Я же «умный», я начитался форумов. Я целенаправленно не смотрел на «овощной» 2.0-литровый мотор G4NA, который все проклинают. Я искал именно 2.4 GDI на 184 «лошади». Чтобы «ехала»! И комплектация была- «полный фарш»: полный привод, классический автомат, панорамная крыша, кожаный салон. А пробег… 119.000 км. Ну, думаю, для 2018 года- сущая ерунда. Почти вся история у дилера, сервисная книжка. Просто подарок, а не машина.
Я уже почти ударил по рукам с продавцом, мысленно поздравляя себя с удачей. Но есть у меня правило- «звонок другу». Друга зовут Саня, и он- перекуп. Настоящий, «зубастый», который видит машины не глазами, а калькулятором и эндоскопом. Я ему звоню, больше похвастаться, чем спросить совета:
«Саня, привет! Я, кажется, нашел 'бомбу'. 'Спортейдж' 2018-го, 2.4 GDI, полный привод, 119 тысяч пробег. Состояние- 'муха не сидела'. Завтра забираю!»
В трубке повисла тишина. Такая тяжелая, мхатовская, которая бывает только перед очень плохими новостями.
«Ты в своем уме? - наконец прорезался Санин голос. - Какой мотор, говоришь? 2.4 GDI? G4KJ? И пробег 119? Ты что, враг своим деньгам? Ты сейчас серьезно? Даже. Не. Смотри. На нее».
Я опешил, такое вступление меня обескуражило. «Да ладно тебе, - говорю, - это же не 2.0, который 'задирает'! Это 2.4, он 'едет', он надежнее!»
«Кто? - Саня аж рассмеялся в трубку каким-то каркающим смехом. - 'Надежнее'? Ты сейчас повторяешь мантру первого владельца, который пытается тебе ее 'впарить'. Слушай сюда, 'покупатель'. Я тебе сейчас сэкономлю тысяч 400 рублей твоего времени и нервов».
И Саня начал «грузить».
Почему 119.000 км - это «красная тряпка»
«Видишь ли, - начал он издалека, - в головах у людей сидит миф, что 'задиры' - проблема только 2.0-литрового G4NA. А 2.4 G4KJ - 'другой', 'хороший' мотор. Так вот, это ложь. Это- братья-близнецы по алюминиевому блоку. И проблема у них одна и та же, только у 2.4 она еще и 'улучшена' прямым впрыском».
И он разложил мне всю картину маслом.
Проблема 1: Катализатор-убийца
«Главная беда 'корейцев' - не мотор, - говорит Саня, - а инженеры, которые в погоне за 'Евро-5' поставили катализатор очень близко к двигателю. Он стоит прямо у 'штанов', чтобы быстрее прогреваться. Но на нашем бензине и с нашими пробками он начинает 'сыпаться' уже к 100-120 тысячам километров. Его керамическая начинка превращается в мелкую, абразивную пыль».
И вот тут, по его словам, начинается самое «веселое».
«Эта пыль, - продолжает он, - летит не только в выхлопную трубу. Из-за особенностей конструкции, из-за обратной тяги, ее засасывает обратно в цилиндры. Прямо в мотор. И она начинает работать, как наждачная бумага».
Проблема 2: «Задиры» - они здесь
«Именно эта керамическая пыль, - безжалостно продолжал Саня, - и 'дерет' стенки цилиндров. Начинается с малого, с 'паутинки'. Но к 119 тысячам- твой пробег - это уже не 'риски', это 'борозды'. Мотор начинает 'жрать' масло. Сначала литр на 5000, потом литр на 3000, а потом- литр на 1000. Владелец, который тебе ее продает, он же не дурак. Он видит, что 'попал'. Он подливает маслице и срочно выставляет тачку на продажу. Твои 119 тысяч - это не 'почти новая', это 'критический' пробег».
Проблема 3: «Кулак дружбы» и дорогой GDI
«Но 'масложор', - говорит Саня, - полбеды. Беда- когда владелец 'проморгал' уровень. А он его 'проморгает', потому что не ждет такого подвоха от 'надежного корейца'. Масляное голодание - и все. Привет, 'кулак дружбы'. У мотора проворачивает шатунные вкладыши. Мотор 'стуканул'».
Я пытался возразить: «Ну, 'капиталка'… можно же сделать…»
«Какая 'капиталка'? - взревел он в трубку. - Это G4KJ! Это GDI- прямой впрыск! Он сложнее и дороже в ремонте, чем старый 2.0. Гильзовка алюминиевого блока- 300-400 тысяч, если найдешь, кто за него возьмется и сделает нормально. А к твоему 119-тысячному пробегу у него вдобавок к 'задирам' есть еще один 'подарок' от GDI - 'шуба' из нагара на впускных клапанах. Клапана-то топливом не омываются, как на G4NA. В итоге машина уже 'троит' на холодную и не едет на свои 184 'лошади', я тебе гарантирую. Тебе придется еще и 'голову' скидывать и чистить».
Вердикт перекупа
«Так вот, - подытожил Саня, - 119 тысяч пробега для 2.4 - это не 'обкатка'. Это 'предсмертное' состояние, если катализатор еще не вырезан. А если вырезан- то почему? Значит, 'жрала' масло. Ты не видишь этого эндоскопом, пока не разберешь полмотора. Ты покупаешь лотерейный билет ценой в полмиллиона. Не трогай ее. Ищи или 'дизель', или что-то другое».
Я постоял у капота этого блестящего, белого «Спортейджа». Продавец смотрел на меня и улыбался. Но я уже не видел красивый кузов и панорамную крышу. Я физически слышал, как керамическая пыль скребет по цилиндрам, а на клапанах нарастает черный нагар.
Я пожал продавцу руку и сказал, что «подумаю». Саня сэкономил мне кучу денег, времени и нервных клеток.
А что вы думаете? Это перекупы сгущают краски, чтобы сбить цену? Или 119 тысяч для 2.4 GDI - это реально приговор? Кто ездил на таком, кто «попадал» на «капиталку»? Напишите свой реальный опыт в комментариях.