Почему то с сентября в районе Комплекса защитных сооружений(КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений, в просторечии чаще называемым просто Дамба, активизировались контрольные службы и начали стабильно штрафовать рыбаков за нарушение правил рыболовства.
Мои знакомые тоже попали в эту компанию, и были уверены, что оштрафованы за ловлю в защитной зоне гидротехнического сооружения. При этом протокола не составлялось, выдавалась сразу квитанция на 2000 рублей. (Сразу скажу, что квитанция не левая, честная, для оплаты в банке по честным государственным реквизитам)
По тому как описывали происходящее мои друзья, было непонятно, насколько правомочно такое действие, и вообще за что же штраф. Тем не менее народ квитанции принимал, и оплачивал.
Я же поставил себе задачу разобраться с вопросом. Часть ответов была получена при рейде с пограничниками по съему браконьерских сетей, часть получена благодаря консультации юриста, и окончательную точку в вопросе я для себя поставил, написав официальный запрос руководству КЗС.
Поэтому статью пишу только сейчас, когда получил наконец, официальный ответ.
Какие запретные зоны есть на воде у Комплекса защитных сооружений?
Если сократить время чтения, то короткий ответ будет - никаких особо охраняемых зон у Комплекса защитных сооружений нет. По крайней мере это относится к воде, есть охранная зона тоннеля, но она на берегу, и туда рыбаки не попадают, равно как и в другие "огороженные" места, связанные с вопросами функционирования КЗС.
Подробно же, что б у читателей было понимание корня путаницы, дело обстоит так: правила рыболовства действительно запрещают лов в охранных зонах гидротехнических сооружений, но только в тех, которые установлены в законном порядке. А законный порядок это установка официально такой зоны правительством Российской Федерации. Впрочем, приведу ответ от дирекции КЗС
Видим, что и на самой дамбе и рядом с ней вроде как ловить можно. Тогда вопрос
А за что штрафуют?
А на этот вопрос мне ответило руководство подразделения, занимающегося контролем на Финском заливе. Те самые катера "Береговая охрана", которые патрулируют акваторию возле дамбы.
Дело в том, что в Правилах есть пункт 14.2 в котором излагаются общие запреты, и в частности в нем есть два рядом расположенных абзаца, которые народ часто путает.
Зеленым я отметил то, на что ответила администрация дамбы. А вот красным отмечен пункт о внутренних водных путях (судоходных фарватерах).
И если мы посмотрим например даже Яндекс карты, то увидим
Более профессиональные программы типа "Навионикса" или "Нерпы" покажут два официальных фарватера у Дамбы. Понятно, что они находятся у судопропускных сооружений , первого и второго (тоннель и мост).
Споры часто возникают о конкретной точке нахождения. Дело в том, что в правилах именно такая формулировка "внутренние водные пути ( судоходный фарватер)" В чем отличие?
Вспоминаю формулировку времен сдачи на водные права
"Судовой ход (фарватер) - водное пространство на внутреннем водном пути (реке), предназначенное для движения судов и обозначенное на местности и (или) карте."
То есть пространство, в котором нельзя ловить на водных путях должно быть обозначено на местности знаками. Или на карте линиями. Казалось бы, приключения начинаются, когда знаков нет, и лов идет на границе линий, обозначенных на карте. Тут то как раз можно оспаривать, если вы имеете хорошую версию карты, и работает система определения координат. К сожалению, по понятным причинам, у дамбы сейчас часто не работают навигационные системы общего назначения. Где есть знаки судового хода , там проще.
Хотя сложность возникает и с ними. Не со всеми, а с теми, которые обозначают судовые проходы, и установлены на самой дамбе.
Вот как раз пространство между этими знаками является обозначенным водным путем, и на нем могут оштрафовать за ловлю, независимо от того, на кокой глубине реально стоит рыбацкое судно. И тут как раз возникает эта путаница у рыбаков, они часто не разбираясь, считают, что они оштрафованы за нахождение в запретной зоне гидротехнического сооружения.
Почему без протокола о нарушении?
Если бы был составлен протокол, то там бы должно было быть указано конкретное нарушение, за которое накладывается административный штраф. НО, составление протокола, как правило, процесс довольно долгий, и ни инспектор, ни рыбак не сильно заинтересованы в потере времени. Но в рамках административного законодательства предусматривается упрощенный порядок выписки штрафа, в случае, если нарушитель согласен с предъявляемым ему нарушением. Именно эти и руководствуются инспектора у дамбы.
Что делать, если не согласен?
Допустим, вы считаете, что стоите на лодке вне фарватера. А вам предъявляют нарушение правил. Путь один - составление протокола, с требованием указать точное местонахождение , с координатами. И дальше быть готовым к долгому судебному процессу. Увы, быстро и на месте решить вопрос, если инспектор считает, что вы все же нарушили, не удастся.
На мой взгляд, субъективный, опирающийся на опыт общения и с инспекцией на Ладоге, и с пограничниками на Финском заливе, в спорных случаях сами инспектора не очень склонны "жестить", и сами не заинтересованы в проигранных судебных делах. Поэтому, если вы уверены в совей позиции, то возможно ее отстоять на воде. Но, конечно это не гарантия того, что вы правы. Поэтому лучше все же не нарушать, тем более, что рыбы в заливе пока хватает.