8 ноября, в день 65-летия Олега Меньшикова, на сцене Театра имени Ермоловой, которым он руководит последние 15 лет, покажут «спектакль-интервью» с ним в главной роли (не беспокойтесь, все билеты давно проданы). Сообщается, что «каждый блок вечера раскроет сегодняшнего Меньшикова — худрука, педагога, модника, блогера, актера, продюсера, авантюриста и болельщика». В реальном времени на сцене будет сниматься документальный фильм - так что свидетелями этого интервью станут не только 600 с лишним человек, успевших купить билеты вовремя.
В день юбилея одного из лучших российских актеров хотелось бы вспомнить несколько его высказываний и несколько его главных картин.
«Покровские ворота» (1982)
Это не дебют Меньшикова в кино. Дебютом была почти забытая сегодня драма о партизанах «Жду и надеюсь». Потом была небольшая роль в «Родне» Никиты Михалкова. Ну, а потом Олег должен был стать партнером Михаила Ульянова и Ии Саввиной в фильме живого классика Юлия Райзмана «Частная жизнь». Но выбрал «Покровские ворота». Говорят, из-за этого чуть не вспыхнул скандал, - но его замяли.
Вообще Михаил Козаков мучительно долго искал актера на роль Костика (который был одновременно альтер эго его самого и автора пьесы Леонида Зорина). Отсеял 19 кандидатов (в том числе Андрея Урганта, Сергея Колтакова, собственного сына Кирилла), дошел до отчаяния и почти что Костика возненавидел. Режиссер Сергей Соловьев, с которым Козаков поделился своими страданиями, сказал: «Тебе нужен шпаликовский мальчик середины пятидесятых! Не ищи. Таких нынче нет».
Но жена Козакова случайно увидела по телевизору «Жду и надеюсь», обратила на Меньшикова внимание и записала его фамилию. Михаил Михайлович вспоминал: «Наутро в нашей киногруппе появился паренек с очаровательной улыбкой, невысокого роста, в туфлях на каблуках и с часами, на циферблате которых был изображен красный Кремль. Ну, Кремль так Кремль. Зато глаза сообразительные, заразительный хохоток, не тронутый бритьем пушок над верхней губой. А когда они вместе с Таней Догилевой сыграли первые же реплики на пробе, мы облегченно вздохнули: у нас появился актер, без которого бы не было нашей комедии».
У Татьяны Догилевой об этом дне сохранились не столь радужные воспоминания: «Показывают мне главного героя - Олега. Сидит такой парень - пухленький, прыщавенький, не модный… Никакой, одним словом... А я же уже «состоявшейся актрисой» себя считала. Я старше Олега, и меня уже знали и режиссеры, и зрители… Но прозвучала команда: «Мотор!» - и все стало на свои места. Олег вошел и произнес одну фразу: «О!» И его сразу взяли на роль. После выхода фильма нас с Олегом долго считали любовниками - причем слух этот ходил упорно. Вот мы с ним ржали над этим тогда!..»
О съемках у Козакова Олег Евгеньевич много лет спустя вспоминал: «Заслуги в создании этой роли не чувствую вообще. Это абсолютно их (Козакова и Зорина. - Ред.) дитя...» И добавлял: «Считают, что [после выхода фильма] я прямо подскочил знаменитым, чего на самом деле не было». Действительно, «Покровские ворота» долго не выходили в телеэфир, а когда вышли, большого шума не наделали: потребовались годы, чтобы публика их распробовала и полюбила. Так что Меньшиков благодаря им звездой не стал.
«Утомленные солнцем» (1994)
После «Покровских ворот» у Меньшикова 12 лет не было звездной кинороли. Либо маленькие роли в больших картинах (типа «Полетов во сне и наяву» или «По главной улице с оркестром»), либо большие в маленьких (мало кто помнит «Полосу препятствий» или советскую телеверсию «Капитана Фракасса»).
А что до «Утомленных солнцем», Никита Михалков именно Меньшикова видел в главной роли, когда писал сценарий (который, кстати, изначально назывался «Безусловный эффект шаровой молнии»). Гуляет легенда, что актер отказывался сниматься, буквально бегал от Михалкова. Но Меньшиков объяснял: «У меня тогда был подписан контракт с одним румынским режиссером относительно съемок в фильме «Поединок». А у Никиты Сергеевича все выглядело еще очень непонятно. И вдруг Михалков заявляет: начинаем! А у меня контракт. Вы же понимаете, что за нарушение контракта на меня элементарно могли подать в суд. Слава богу, съемки «Поединка» отложили на месяц, я тут же мог воспользоваться этим и радостно сказал: раз так, сниматься у вас не могу. После этого позвонил Михалкову и сообщил, что все мои проблемы решены».
Михалков старался на съемках создать максимально комфортную атмосферу для актеров. Он был уверен, что актер, живущий в плохой гостинице, без машины, в шуме и грохоте, просто не сможет хорошо сыграть. «Вы ничего не сможете от него требовать...» Он пришел к выводу, что разряжать атмосферу после работы лучше всего с помощью спорта - и каждый день после съемки группа два часа играла в футбол. «Это серьезная психотерапия!» А съемки оказались не так просты: лето снимали осенью, и актерам, включая Меньшикова, Надю Михалкову и Ингеборгу Дапкунайте, приходилось изображать беззаботное купание в ледяной воде.
«Сибирский цирюльник» (1999)
Третий и самый к тому моменту масштабный фильм Михалкова с Меньшиковым. Никита Сергеевич собирался его поставить еще в конце 80-х, и уже тогда пробовал Олега Евгеньевича на главную роль, но проект развалился. А в середине 90-х, как вспоминал Меньшиков, он вдруг «совершенно случайно в какой-то телевизионной программе услышал: «Известный режиссер Никита Михалков начинает снимать фильм «Сибирский цирюльник». В главных ролях заняты Олег Меньшиков, Олег Басилашвили и Владимир Ильин». Во, думаю, дела! Позвонил Никите Сергеевичу. Оказывается, информация не от него пошла. Говорю: «Если у вас на мой счет какие-то планы, давайте встретимся и обсудим. Потом будет поздно — я запущу театральный проект». Михалков ответил: «Дай мне два дня». Мы встретились, и он сказал: «О’кей».
Главной проблемой фильма, как злословили критики, было то, что Меньшикову было уже больше 35, а его герою - около 20. Он и сам признавался, что юношу играть было сложно: «я не только из-за внешности волновался, хотя и это было. Я даже бросил курить, начал ходить в спортзал, стал следить за собой... [Но] требовалось особое состояние. Как вернуть себя на два десятилетия назад, сбросить груз прожитых лет?»
На этот раз Михалков решил, что все актеры, играющие юнкеров, перед съемками на три месяца должны отправиться в настоящее военное училище, в Кострому. И жили там в казарменных условиях. Меньшикову еще делали послабления: «баня полагалась два раза в неделю, а не один, как всем прочим». Но в шесть утра он, как и все остальные, вставал по команде «Подъем!» и бегал. Было непросто, но актер говорил, что «иначе не удалось сначала создать, а потом передать атмосферу юнкерского братства».
Меньшиков должен был сниматься и в следующем фильме Михалкова - «12». Но тут действительно отказался, хотя съемки уже начались. Ходили слухи, что он ушел чуть ли не посередине сцены, из кадра. Сам актер комментировал в интервью Сергею Минаеву: «Я ушел с репетиции. Я действительно его подвел, ему пришлось искать артиста. Но, слушайте, Михалкову найти артиста не самая большая проблема. (...) С Михалковым нас связывала только работа. Мы никогда не дружили семьями, не отмечали вместе праздники. Обидеться можно только на близкого человека. А это был рабочий момент, я сказал: «Я не буду сниматься, мне неинтересно». На что тут обижаться? Я прошу у него прощения до сих пор за то, что я его подвел. (...) Для него это был удар. Его это сильно задело. Но что делать? Так получилось».
«Легенда № 17» (2013)
В 12 лет Олег с отцом внимательно следили за «суперсерией» из восьми товарищеских хоккейных матчей между сборными СССР и Канады, думали о матчах, даже вычерчивали какие-то схемы... А сорок лет спустя Меньшиков снялся в фильме, который был посвящен этим матчам, знаменитому хоккеисту Валерию Харламову и тренеру Анатолию Тарасову. Он рассказывал: «Меня очень уговаривали на этот фильм, но хотели какую-то другую роль предложить. Я прочел сценарий и сказал [продюсеру Леониду Верещагину]: «Леня, там только одна роль есть — Тарасов. И не надо мне больше ничего даже предлагать. Больше там ни одна роль не прописана при всем уважении». В общем, я это сказал, сам забыл, а потом Верещагин позвонил и предложил Тарасова...»
Правда, в другом интервью он говорил, что сомневался, что сможет сыграть знаменитого тренера: «Где я, а где Тарасов? Ну какое я к нему имею отношение?» Но «роль вела меня - это бывает редко, но бывает. Ты не предполагаешь, что можешь сойтись с ролью - и вдруг... Я очень рад».
Меньшиков внешне не очень-то напоминает своего героя. Но рассказывал, что во время съемок дочь тренера Татьяна Тарасова подошла к нему на каком-то банкете и сказала: «Знаете, Олег, я нашла фотографию отца в молодости - вы очень похожи!» Больше они до премьеры не общались. А после премьеры Тарасова поклонилась актеру. И сказала: «Я с большой благодарностью к режиссеру и к Олегу Меньшикову. Большое спасибо за то, что я выхожу из кинозала с хорошим настроением и воспоминаниями, которые меня разбередили. Я двое суток не спала перед премьерой. И сегодня пережила то состояние, которое было у меня в детстве перед матчами. И это очень похоже по духу, по нерву на то, что было у отца».
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru
Автор: Денис КОРСАКОВ