Один из самых очаровывающих видов Вечного города с уникальным сочетанием древнеримской архитектуры и средневековой истории открывается на площади Пьяцца делла Ротонда. Расположенный в ее центре фонтан у Пантеона, идеально дополняя величие древнего храма, ежедневно притягивает к себе тысячи взглядов туристов. Пожалуй, нет ни одного человека, который бы остался равнодушным к его красоте.
Когда появился фонтан у Пантеона
После восстановления древнеримского акведука Девы (Acqua Vergine) в 1570 году, построенного консулом Марком Випсанием Агриппой в 19 г.н.э., начались работы по строительству нескольких второстепенных подземных веток от этого водовода, чтобы достичь одного из самых густонаселенных районов Рима Кампо Марцио.
По заказу папы Григория XIII Бонкомпаньи был подготовлен проект отведения воды для частных домов и общественных фонтанов, который возглавили архитекторы Джакомо Делла Порта и Бартоломео Гритти. В 1572-1574 гг. они руководили строительством трех терракотовых трубопроводов и проектированием всех городских фонтанов Рима, возведенных во второй половине XVI века.
Таким образом, после сооружения фонтанов на площадях Пьяцца Навона и Пьяцца Колонна, Джакомо Делла Порта по заказу папы Григория XIII в 1575 году спроектировал фонтан у Пантеона на Пьяцца делла Ротонда, скульптурное воплощение которого было поручено Леонардо Сормани (1530-1589).
Какой вид имел первый фонтан у Пантеона
Строительство фонтана началось еще до того, как было определено его окончательное местоположение в городе. В те времена выбор места для общественных источников осуществлялся лишь через некоторое время после их постройки, что являлось обычной практикой. Только после завершения всех работ в 1576 году, было решено расположить очередной фонтан перед Пантеоном, где он находится и поныне.
Для фонтана у Пантеона, Делла Порта ограничился традиционной формой своих проектов, идентичной конфигурации фонтанов на площади Колонна и Пьяцца Навона: квадратный бассейн из серого мрамора с выступающими полукруглыми сторонами, размещенный на повторяющем ту же форму основании со ступенями. Вода изливалась из поднятой на постаменте большой вазы в центре, а также из размещенных на выступающих сторонах четырех гротескных масок, поддерживаемых дельфинами по бокам и морскими драконами сзади (геральдическим символом семьи понтифика).
Маски, изготовленные скульпторами Силла Джакомо Лонги (Silla Giacomo Longhi, 1550-1622 ) и Симоне Москино (Simone Moschino, 1553-1610), были созданы по эскизам Микеланджело Буонарроти, проектировавшего украшения для капителей колон Палаццо деи Консерватори на Капитолийской площади, которые так и небыли реализованы из-за финансовых проблем.
Считается, что гротескными масками изначально хотели украсить расположенный в северной части Пьяцца Навона фонтан dei Calderari (позже получивший название «Нептун» и остававшийся без украшений до 1878 года), поскольку скульптурные изваяния практически идентичны тем, что установлены в качестве украшений на фонтане Мавра, расположенном в южной части площади.
В 1880 году четыре оригинальные гротескные маски, украшающие фонтан у Пантеона, были демонтированы, перенесены на виллу Боргезе и сегодня хранятся в Римском музее. В 1886 году их заменили нынешними копиями скульптора Луиджи Амичи.
Жемчужина барокко
С течением времени фонтан у Пантеона претерпел изменения и дополнения не только из-за износа и деградации, которым неизбежно подвергаются памятники под открытым небом, но также из-за изменения вкусов и потребностей горожан. От оригинального проекта Джакомо Делла Порта сегодня сохранился лишь красивый мистилинейный бассейн из африканского серого мрамора.
В 1711 году, в рамках программ украшения города, архитектор Филиппо Бариджони (Filippo Barigioni, 1672-1723) по поручению папы Климента XI Альбани существенно преобразил фонтан XVI века, установив вместо существовавшей верхней чаши египетский обелиск времен Рамзеса II, украшенный благородной звездой семьи Альбани с католическим крестом.
Обелиск фонтана у Пантеона – один из тринадцати древнеегипетских обелисков Рима. Привезенный императором Домицианом из Гелиополиса и помещенный в качестве украшения на монументальную аллею Iseum Campense (святилище, посвященное египетской богине Исиде), он был найден в 1373 году на площади Сан Макутео, откуда и получил название «Обелиск Макутео».
Постамент под ним, покоящийся на травертиновой скале работы Франческо Пинчелотти (Francesco Pincellotti,1672 - 1749), украшен четырьмя дельфинами скульптора Винченцо Феличи. На двух лицевых сторонах пьедестала высечены символы геральдического герба папы Климента XI (горы и звезда), на двух других гранях повторяется памятный эпиграф, увековечивший вмешательство понтифика.
Несмотря на то, что сценографическая монументальность произведения Бариджони решена в декоративном стиле, архитектора явно вдохновил фонтан Бернини «Четыре реки», построенный на близлежащей площади Пьяцца Навона.
В 1879-80 гг фонтан у Пантеона был вновь отреставрирован и, как многие другие памятники и фонтаны, в конце XIX века был закрыт металлической оградой для сохранности, которую муниципалитет Рима убрал в 1928 году.
Сегодня, спустя более 300 лет, он по-прежнему ассоциирует площадь Ротонда с величественным Пантеоном у всех, кто посещает Вечный город.