Найти в Дзене

Романтика стали и простора: 4 принципа «сурового стиля» Георгия Нисского

«Отбирать только главное… Остальное, литературно досказывающее — убирать, убирать уверенно, безжалостно». Георгий Григорьевич Нисский считается одним из основателей «сурового стиля» в советском изобразительном искусстве 1960 годов. Родился под Гомелем в 1903 году, в семье железнодорожного фельдшера. Железные дороги были одним из любимых мотивов художника. Его дипломная работа — «Интернационал на «Жиль-Барте». Восстание французских моряков в Одессе в 1919 году», посвящённая черноморскому мятежу была приобретена Третьяковской галереей сразу после защиты. Сотрудничал с журналом Мурзилка и «Окна ТАСС», создавал плакаты и иллюстрации. Работы Нисского можно охарактеризовать как индустриальный романтизм или монументальный лиризм. Художник прошел эволюцию от повествовательной графики к лаконичным, динамичным и мощным живописным образам. Нисский — один из основателей так называемого «сурового стиля», популярного среди молодых художников 1960-х. Важно отметить, что фраза «суровый стиль» была вве
Алексей Кириллов. "Портрет художника Георгия Нисского" (1952)
Алексей Кириллов. "Портрет художника Георгия Нисского" (1952)

«Отбирать только главное… Остальное, литературно досказывающее — убирать, убирать уверенно, безжалостно».

Георгий Григорьевич Нисский считается одним из основателей «сурового стиля» в советском изобразительном искусстве 1960 годов.

Родился под Гомелем в 1903 году, в семье железнодорожного фельдшера. Железные дороги были одним из любимых мотивов художника.

Его дипломная работа — «Интернационал на «Жиль-Барте». Восстание французских моряков в Одессе в 1919 году», посвящённая черноморскому мятежу была приобретена Третьяковской галереей сразу после защиты.

Георгий Нисский. «Интернационал на «Жиль-Барте». Восстание французских моряков в Одессе в 1919 году» (1930)
Георгий Нисский. «Интернационал на «Жиль-Барте». Восстание французских моряков в Одессе в 1919 году» (1930)

Сотрудничал с журналом Мурзилка и «Окна ТАСС», создавал плакаты и иллюстрации.

Обложка журнала "Мурзилка" с иллюстрацией Георгия Нисского.
Обложка журнала "Мурзилка" с иллюстрацией Георгия Нисского.

Работы Нисского можно охарактеризовать как индустриальный романтизм или монументальный лиризм. Художник прошел эволюцию от повествовательной графики к лаконичным, динамичным и мощным живописным образам.

Нисский — один из основателей так называемого «сурового стиля», популярного среди молодых художников 1960-х.

Важно отметить, что фраза «суровый стиль» была введена в оборот искусствоведом Александром Каменским в 1960 году как критическое определение творчества молодых художников, но благодаря своей точности закрепилась в качестве названия одного из самых значительных явлений в советском искусстве периода «оттепели».

Похожая история произошла ранее с термином «импрессионизм» (от фр. impression — впечатление), который был дан критиком Луи Леруа в насмешку над картиной Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», но был подхвачен и превращен в название целого художественного направления.

Ключевые черты «сурового стиля» Нисского:

1. Лаконичность и монументальность композиции. Обобщенность форм. Отказ от иллюстративной детализации. Даже в камерных работах чувствуется масштаб замысла.

Нисский следовал своему же правилу: «Отбирать только главное». Его картины лишены второстепенных деталей и бытовизма. Формы обобщены, доведены до почти геометрических символов.

Четкое разделение на горизонтальные планы (земля, вода, небо). Активное использование диагоналей для создания динамики и ощущения простора (скошенные паруса, уходящие вдаль дороги, взлетающие самолеты). Крупные планы: часто используется прием «кадра», когда объект (например, паровоз) частично срезан краем холста, что усиливает эффект масштаба и движения.

2. Романтизация индустриального пейзажа. Романтизация труда и индустрии. Воспевание самой сути индустриальной эпохи, ее энергии и мощи. Творения человеческих рук становятся символами крепости духа.

Железные дороги: поезда и мощные локомотивы, мчащихся по насыпям. Море и флот: паруса, яхты, корабли. Нисский был страстным яхтсменом и изображал море с особой проникновенностью. Авиация: самолеты в небе — частый мотив, символизирующий покорение воздушного пространства. Изящная архитектура прогресса: мачты электропередач, эстакады, легкие конструкции вокзалов. Эти объекты художник не просто изображал, а поэтизировал, находя в них строгую красоту и ритм.

3. Особая цветовая палитра. Нисский — мастер сдержанной, но выразительной колористики с использованием контрастов. Его палитра узнаваема.

Доминирование холодных тонов: синие, стальные, серебристые, зеленоватые оттенки. Контрастные акценты: яркие пятна чистого цвета (алый парус, красный самолет, огни семафора), которые оживляют картину и задают ей композиционный центр. Чистота и ясность: его пейзажи всегда освещены ровным, чистым светом, будто после дождя. Воздух прозрачен, цвета интенсивны, но не крикливы.

4. Динамика и ощущение простора. Картины Нисского почти никогда не статичны. Он мастерски передает движение и пространство. Стремительный бег поезда, полет самолета, бег парусной яхты. Огромное, часто пустынное пространство неба, моря или полей. Это создает ощущение свободы, простора и эпического масштаба.

Георгий Нисский. "Прыжок с парашютом" (1935)
Георгий Нисский. "Прыжок с парашютом" (1935)
Георгий Нисский. "Радуга" (1950)
Георгий Нисский. "Радуга" (1950)

Стиль Георгия Нисского — это синтез романтического восприятия мира и строгой, лаконичной формы. Он превратил индустриальные мотивы в элементы высокого искусства, создав свой уникальный, полный света, воздуха и динамики художественный язык.