Мы с вами поговорили уже про покадровую анимацию, создание которой было очень трудоёмким делом – требовалось с нуля рисовать каждый из 24 кадров каждой секунды мультфильма. Мультипликаторы искали разные варианты, как облегчить эту задачу, например, использовали перекладную анимацию или целлулоидную. Ещё одним важным приёмом стало ротоскопирование, или фотоперекладка.
Предыстория
Польско-американский аниматор и режиссёр Макс Флейшер в 1914 году снимал серию фильмов «Из чернильницы». Для создания образа клоуна он попросил своего брата Дейва Флейшера сыграть эту роль, заснял актёрскую игру на киноплёнку, а затем силами художников-мультипликаторов прорисовал покадрово каждое изображение.
Вот, что у них получилось: Out of the Inkwell: Koko Kills Time.
Для работы над перерисовыванием кадров Флейшер соединил проектор с мольбертом и запатентовал своё изобретение под названием ротоскоп.
Флейшер использовал своё изобретение для создания новых мультфильмов: серии про Бетти Буп и полнометражного мультфильма «Приключения Гулливера».
Классика ротоскопирования
Технология Флейшера была внедрена на студии Уолта Диснея в 1940-х годах, что упростило и ускорило работу художников. В частности, с помощью ротоскопа были оживлены такие персонажи, как принц из «Белоснежки и семи гномов», Золушка, Алиса в Стране Чудес, Спящая Красавица, Маугли, Робин Гуд и многие другие.
Актёры играли роли, а художники превращали кадры кино в рисованный мультфильм. При этом это не было простым копированием – пропорции у нарисованных персонажей должны были отличаться от пропорций реальных людей, в частности художники увеличивали размер головы. С помощью этой технологии также рисовали обычных и антропоморфных животных.
Ротоскопирование использовалось и для создания других мультфильмов, например: «Жёлтая подводная лодка» (1968), «Американский хвост» (1986), «Все псы попадают в рай» (1989), «Анастасия» (1997).
В Советском Союзе также использовалась эта технология с 1920-х годов. Для работы с ней применялся французский аппарат марки Eclair, поэтому технологию и стали называть просто «эклер». С её помощью рождались мультфильмы, хорошо знакомые нам по плавным, реалистичным движениям персонажей, очаровывающие грацией и живостью. Например:
- «Цветик-семицветик», 1948
- «Сказка о рыбаке и рыбке», 1950
- «Ночь перед Рождеством», 1951
- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», 1951
- «Каштанка», 1952
- «Аленький цветочек», 1952
- «Полёт на Луну», 1953
- «Золотая антилопа», 1954
- «Снежная королева», 1957
Ротоскопирование сегодня
Сейчас ротоскопирование не так часто используется – во многом его заменили современные технологии, использующие «захват движения». Однако хотелось бы отметить ряд мультфильмов и сериалов в стиле манга и аниме, созданных для более взрослой аудитории именно с помощью ротоскопа:
- «Пробуждение жизни», 2001
- «Помутнение», 2006
- «Девочка, покорившая время», 2006
- «Цветы зла», 2013
Можно ли сделать ротоскопирование своими руками?
Сегодня мы практически не пользуемся киноплёнкой, поэтому повторить технологию досконально не получится, однако вот что можно сделать:
- создать камеру-обскуру и зарисовать движения другого человека,
- с помощью проектора вывести изображение на лист бумаги и обвести его,
- с помощью приложений типа Срисовки.ру настроить камеру и обвести нужное изображение,
- с помощью приложения типа Tracing Paper Sketching зафиксировать изображение на экране (буквально сделать из телефона или планшета лайтбокс) и обвести его.
Бонус
Оказывается, ротоскопирование использовалось не только в мультфильмах, но и в фильмах с комбинированными съёмками, в клипах групп A-ha, Dire Straits, в рекламе и даже в компьютерных играх. Да-да! Игры Prince of Persia 1989 года и Mortal Combat 1992 года тоже создавались с помощью ротоскопа!
Смотрите также: