Найти в Дзене
Аргументы и факты – aif.ru

Играл Костика в «Покровских воротах» и у Михалкова в «Утомленных солнцем». Как сложилась кинематографическая судьба Олега Меньшикова

Оглавление
   Художественный руководитель театра Олег Меньшиков перед началом предпремьерного показа спектакля «Чуковский» в преддверии 100-го сезона в Московском драматическом театре им. М. Н. Ермоловой в Москве.
Художественный руководитель театра Олег Меньшиков перед началом предпремьерного показа спектакля «Чуковский» в преддверии 100-го сезона в Московском драматическом театре им. М. Н. Ермоловой в Москве.

Тринадцать лет назад Олег Меньшиков стал художественным руководителем Московского театра имени Ермоловой. Назначение это было неожиданно для многих, хотя и прежний худрук Владимир Андреев, просидевший в этом кресле сорок лет с перерывом, оставался почти на месте — его сделали президентом театра, которому он посвятил всю жизнь; такие рокировки тогда ещё не стали чем-то обыденным. Для Меньшикова театр Ермоловой не был незнакомым — он работал там пять лет, в конце восьмидесятых, как раз во время перерыва Андреева, да и потом от театральной деятельности далеко не отходил. И всё же у театралов имелись опасения, которые, впрочем, развеялись относительно быстро: были и новые спектакли, и новые лица, и, вообще, новый подход, который сделал этот театр немного, но другим, отличным от того, что был при Андрееве. Хотя и без скандалов не обошлось, среди которых и увольнения почтенных артистов труппы.

   Олег Меньшиков (справа) в роли психиатра Петра Адлера и Евгений Ткачук в роли его пациента Ивана на пресс-показе спектакля «Комната Адлера» на сцене театра им. М. Н. Ермоловой. Фото: РИА Новости/ Владимир Федоренко
Олег Меньшиков (справа) в роли психиатра Петра Адлера и Евгений Ткачук в роли его пациента Ивана на пресс-показе спектакля «Комната Адлера» на сцене театра им. М. Н. Ермоловой. Фото: РИА Новости/ Владимир Федоренко

Пожалуй, в итоге это назначение огорчило лишь тех, кто любил Меньшикова как актера кино — после прихода на серьезную должность он резко сократил своё присутствие на экране. Среди тех, кому он отказал, был и Никита Михалков. Но так, конечно, было не всегда — в начале восьмидесятых Меньшиков не был таким разборчивым, как, впрочем, и полагается молодым артистам. Но своя звездная роль появилась в его послужном списке практически сразу.

   Олег Меньшиков на пресс-конференции, посвящённой открытию театрального сезона. Фото: РИА Новости/ Владимир Федоренко
Олег Меньшиков на пресс-конференции, посвящённой открытию театрального сезона. Фото: РИА Новости/ Владимир Федоренко

​«Покровские ворота», 1982 — Костик

Когда Михаил Козаков задумал снимать фильм по пьесе Леонида Зорина, драматург получил право окончательного решения, кто из актеров сыграет студента Костика, рассказчика этой истории про коммунальную квартиру конца пятидесятых. Дело в том, что Зорин писал этого Костика с себя — именно он жил в коммуналке (правда, в конце сороковых) на Петровском бульваре, хорошо знал тех, кто стал прототипами героев его пьесы, так что именно он и должен был выбрать того, кто сыграет его в молодости. Перебирали, кстати, долго — претендовали Кирилл Козаков (сын режиссера), Андрей Ургант, Сергей Колтаков... но всё это было не то — и появление на пробах студента Щепкинского театрального училища Меньшикова оказалось буквально спасением для картины. У самого Меньшикова уже была за плечами пара небольших ролей — в том числе эпизод в «Родне» Никиты Михалкова, но именно Костик стал его звездной ролью.

​​«Утомлённые солнцем», 1994 — сотрудник НКВД Митя

В восьмидесятые и начале 1990-х Меньшиков был одним из самых востребованных молодых артистов, но у него не было ролей, которыми можно было бы затмить Костика из «Покровских ворот». И лишь новая работа у Михалкова — в фильме о судьбе репрессированного комбрига Котова (сам Михалков) — оказалась по успеху сравнимой с тем, что было после «Покровских ворот». «Утомленные солнцем» тогда получили Госпремию России, всерьез претендовали на главный приз в Каннах — но уступили «Криминальному чтиву» Квентина Тарантино, и остались лишь с Гран-при, — а также выиграли «Оскар» в иностранной номинации, в первый и последний раз в истории российского кино. Через много лет Меньшиков участвовал и в не слишком удачном сиквеле «Утомленных солнцем», где его герой дослужился уже до полковника НКВД, но это была совсем другая история.

   Олег Меньшиков сыграл роль Мити (Дмитрия Арсентьева) в фильме Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем» и «Утомлённые солнцем-2». Фото: Коллаж АиФ
Олег Меньшиков сыграл роль Мити (Дмитрия Арсентьева) в фильме Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем» и «Утомлённые солнцем-2». Фото: Коллаж АиФ

​​«Кавказский пленник», 1996 — прапорщик Саня

В 90-е Меньшиков вообще играл много — и лишь в главных ролях. «Кавказский пленник» — это фильм Сергея Бодрова-старшего по мотивам рассказа Льва Толстого; ещё одну главную роль в картине сыграл сын режиссера, актер, телеведущий и режиссер Сергей Бодров-младший. Сам фильм был номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус», а на российском фестивале «Кинотавр» Меньшиков и Бодров-младший разделили приз лучшему актеру.

   В 1997 году фильм был номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Кадр из фильма
В 1997 году фильм был номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Кадр из фильма

​​«Сибирский цирюльник», 1998 — Андрей Толстой/кадет МакКрекен

Ещё одна совместная работа Меньшикова и Никиты Михалкова — снятая совместно с французами картина о царской России, приезде иностранного инженера и странной машине, которую нужно внедрить. Ну и о любви, конечно. В фильме 38-летний Меньшиков сыграл две роли молодых людей — русского юнкера Толстого, влюбившегося в американку, и их выросшего в Америке сына, которого показали через 20 лет после событий русской части картины. Кроме всего прочего, «Цирюльник» запомнился скандалом с «Оскаром» — его выдвинули на иностранную номинацию от России, но американские киноакадемии сняли ленту с рассмотрения из-за опоздания в прокат; в итоге фильм участвовал только в фестивале «Золотой Витязь», а по просьбе Михалкова его не рассматривали и на премии «Ника».

   Олег Меньшиков исполнил главную роль в российско-французско-итальянско-чешском художественном фильме «Сибирский цирюльник». Он сыграл юнкера Андрея Толстого. Кадр из фильма
Олег Меньшиков исполнил главную роль в российско-французско-итальянско-чешском художественном фильме «Сибирский цирюльник». Он сыграл юнкера Андрея Толстого. Кадр из фильма

​​«Золотой телёнок», 2006 — Остап Бендер

В советское время режиссеры трижды подходили к произведениям Ильи Ильфа и Евгения Петрова об обаятельном авантюристе, который чтил Уголовный кодекс, и каждый подход дарил новый образ Бендера, который создали Сергей Юрский, Арчил Гомиашвили и Андрей Миронов. Уже в российском кино были новые попытки, но они оказались не такими яркими, как советские, так что для Меньшикова эта роль была, скорее, неудачей и даже провалом.

​«Легенда № 17», 2013 — тренер Анатолий Тарасов

Примерно в то время, когда Меньшикова назначили худруком театра Ермоловой, он снимался у Николая Лебедева в байопике знаменитого советского хоккеиста Валерия Харламова. Любопытно, что попал он в этот проект благодаря хитрости создателей картины; возможно, те были в курсе, как Меньшиков отказался сниматься у Михалкова в фильме «12» — просто не поверил в тот проект (его заменил Сергей Маковецкий). Ну а в «Легенде» ему предложили сыграть не Тарасова, но указали, что он может сам выбрать себе персонажа — и он всё же попытался примерить на себя неожиданную для его амплуа возрастную роль. Правда, актерского «Золотого орла» ему в том году не досталось.

​​«Гоголь», 2017-2019 — следователь Яков Петрович Гуро

«Гоголь» — это серия фильмов, которые были сняты для телевидения, но при этом выходили в прокат; по сюжету знаменитый впоследствии писатель (его играл Александр Петров) вместе с опытным следователем (роль Меньшикова) отправляются в Малороссию, где происходит всякая чертовщина, ставшая в итоге основой для произведений Гоголя. Фильмы очень хорошо показали себя в прокате, и хотя Меньшиков старался не затмевать молодого Петрова, доля славы ему всё же досталась.

   Олег Меньшиков сыграл роль следователя Якова Петровича Гуро. Кадр из фильма
Олег Меньшиков сыграл роль следователя Якова Петровича Гуро. Кадр из фильма

​​«Ваша честь», 2021 — судья Михаил Романов

До этого проекта Меньшиков старался не связываться с телевидением, предпочитая именно прокатное кино — даже в виде киносериала «Гоголь». Но в итоге он, видимо, понял, что времена изменились, и согласился сыграть главную роль в этом проекте, который был адаптацией американского сериала. Герой Меньшикова — неподкупный судья, который в одиночку воспитал сына; когда его наследник совершает преступление, судья оказывается перед серьезной нравственной дилеммой — помочь своему ребенку или же отдать его в руки правосудия.

АиФ в MAX https://max.ru/aif

АиФ в Телеграм

Официальный канал АиФ https://t.me/aifonline

АиФ. Здоровье https://t.me/aif_health

АиФ. На даче https://t.me/aif_dacha

АиФ. Кухня https://t.me/aif_food

Вопрос-Ответ — вопросы, ответы, викторины и интересные факты обо всем на свете. https://t.me/aif_vo