Найти в Дзене
Научные статьи

Экскурсия "А.С. Макаренко: чужой среди своих, свой среди чужих" в Музее Московского образования

7 ноября 2025 года мы со студентами Государственного университета просвещения психологического факультета двойного профиля обучения "Психология и социальная педагогика" посетили Московский городской дом учителя. В нем расположен Музей Московского образования. Все экскурсии бесплатные, групповые, по предварительной записи на сайте https://mgdu.dogm.mos.ru/directions-of-activities/the-moscow-museum-of-education/. Мы были записаны на экскурсию "А.С. Макаренко: чужой среди своих, свой среди чужих". Но нам предложили ознакомится со всеми экскурсиями. Конечно, мы "за"! В Музее есть зал памяти А.С. Макаренко. Единственная на территории РФ музейная экспозиция, посвященная его жизни и деятельности. Сначала была короткая лекция о биографии и социально-педагогической деятельности А.С. Макаренко. Слушать было интересно, сидеть удобно. Студенты увидели макет первой колонии А.С. Макаренко – колонии имени Максима Горького, ознакомились с фотографиями, связанными с ней. Макеты колоний максимально точ
4 экскурсии музея: 1) об А.С. Макаренко, 2) урок чистописания, 3) обзор отечественной истории образования, 4) этнографическое путешествие.
4 экскурсии музея: 1) об А.С. Макаренко, 2) урок чистописания, 3) обзор отечественной истории образования, 4) этнографическое путешествие.

7 ноября 2025 года мы со студентами Государственного университета просвещения психологического факультета двойного профиля обучения "Психология и социальная педагогика" посетили Московский городской дом учителя. В нем расположен Музей Московского образования. Все экскурсии бесплатные, групповые, по предварительной записи на сайте https://mgdu.dogm.mos.ru/directions-of-activities/the-moscow-museum-of-education/. Мы были записаны на экскурсию "А.С. Макаренко: чужой среди своих, свой среди чужих". Но нам предложили ознакомится со всеми экскурсиями. Конечно, мы "за"!

В Музее есть зал памяти А.С. Макаренко. Единственная на территории РФ музейная экспозиция, посвященная его жизни и деятельности. Сначала была короткая лекция о биографии и социально-педагогической деятельности А.С. Макаренко. Слушать было интересно, сидеть удобно.

Зал памяти А.С. Макаренко. Слева и справа - макеты двух колоний: имени Горького и имени Дзержинского. За спинами ребят - шкафы с оригиналами "Педагогической поэмы", изданными более чем в 20 странах мира. На персидском, на немецком и т.д.
Зал памяти А.С. Макаренко. Слева и справа - макеты двух колоний: имени Горького и имени Дзержинского. За спинами ребят - шкафы с оригиналами "Педагогической поэмы", изданными более чем в 20 странах мира. На персидском, на немецком и т.д.

Студенты увидели макет первой колонии А.С. Макаренко – колонии имени Максима Горького, ознакомились с фотографиями, связанными с ней. Макеты колоний максимально точные, воссозданные по фотографиям и воспоминаниям!

-3

Затем им показали макет второй коммуны – имени Феликса Эдмундовича Дзержинского, на территории которой был выстроен завод по производству фотоаппаратов и завод по производству «электросверлилок».

-4

Увидели студенты и сами фотоаппараты и электросверлилки, первые отечественные! До этого их закупали за рубежом, за золото.

Это не ржавая железка, это прорыв в технологической независимости Союза от Запада. Свои отечественные электродрели!
Это не ржавая железка, это прорыв в технологической независимости Союза от Запада. Свои отечественные электродрели!

С фотоаппаратами ФЭД та же история: Макаренко с ребятами наладил сложнейшее высокоточное производство около 1000 деталей, из которых состоит фотоаппарат. Разве это не доказательство эффективности работы Макаренко? Ведь его подопечные - вчерашние беспризорники, не желающие усложнять жизнь постоянной работой и учебой.

-6

Музей ежегодно проводит международную научно-практическую конференцию памяти А.С. Макаренко. На ней обсуждается приложение идей Антона Семеновича в современной социально-педагогической практике.

Сборники материалов конференций последних трех лет. Есть на elibrary.ru (я проверяла) и индексируются в РИНЦ.
Сборники материалов конференций последних трех лет. Есть на elibrary.ru (я проверяла) и индексируются в РИНЦ.

Далее студенты были приглашены на вторую экскурсию в этнокультурное путешествие. Познакомились с традициями и бытом народов, населяющих Россию. Прикоснулись к многообразию культур нашей страны.

-8

Поиграли в древнюю игру северных народов. Она выбрана сотрудниками как часть программы потому, что очень интересна для младших школьников. Но нам тоже понравилась. Наверное, нет нужды объяснять, что сотрудники упрощают программу для младших посетителей и усложняют программу для студентов и преподавателей. Но есть простые затеи-игры, в которых отдохнут все: и старый, и малый.

-9

Далее студенты познакомились с экспозицией, посвященной истории отечественного образования.

-10

И увидели предметы, связанные с образованием и воспитанием в Советском Союзе.

-11

Их бабушки и некоторые мамы носили вот такие значки, получали вот такие групповые награды…

-12

.. и учили наизусть Устав Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза молодёжи (ВЛКСМ).

-13

Готовальня и логарифмическая линейка милы сердцу многих из нас, взрослых, а теперь – и нашим студентам.

-14

И самое увлекательное – мастеркласс в музее. Мастеркласс рассчитан на дошкольников и школьников. Но каждый студент и взрослый с удовольствием сядет за анатомически выверенные парты с откидной крышкой, почувствует, насколько они удобные, поймет, зачем нужна откидная крышка, и ...

-15

... и попробует писать винтажными металлическими перьями и настоящими чернилами из чернильниц.

-16
Носит одуванчик воздушный сарафанчик!
Носит одуванчик воздушный сарафанчик!

Каждый студент унес свою пробу пера – в руках, а в сердце – признательность экскурсоводу за интересный рассказ и благодарность Музею за сохранение памяти об истории образования и социальной педагогики.

-18

Государственный университет просвещения благодарит Музей московского образования Дома учителя за увлекательные экскурсии и очень уютную атмосферу!

Многие наши студенты – целевики, они приведут сюда своих маленьких подопечных в недалеком будущем!

Уважаемые читатели, спасибо за внимание! Автор статьи, руководитель студенческой группы, кандидат психологических наук Нехорошева Инна Владимировна.