Найти в Дзене
Отовсюду понемногу

подлодка, исчезнувшая более чем на век

Загадка исчезновения субмарины AE-1 и ее экипажа будоражила умы любителей морской истории больше столетия. HMAS AE1 – дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) типа E. Была подводной лодкой класса E Королевского военно-морского флота Австралии (RAN). Пропала без вести со всем экипажем 14 сентября 1914 года в районе Восточной Новой Британии (Новая Гвинея), успев прослужить около семи месяцев. Подводная лодка класса Е была версией предыдущей подводной лодки класса D, увеличенной для размещения дополнительной пары бортовых торпедных аппаратов. Общая длина AE1 составляла 181 фут (55,2 м), ширина - 22 фута 6 дюймов (6,9 м), осадка – 12 футов 6 дюймов (3,8 м). Она водоизмещала 750 тонн (762 тонны) в надводном положении и 810 тонн (823 тонны) в подводном. Лодки класса Е имели расчетную глубину погружения 100 футов (30,5 м), но добавление водонепроницаемых переборок усилило корпус и увеличило фактическую глубину погружения до 200 футов (61,0 м). Личный состав состоял из 34 человек: офицеров

Загадка исчезновения субмарины AE-1 и ее экипажа будоражила умы любителей морской истории больше столетия.

HMAS AE1 – дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) типа E.

Была подводной лодкой класса E Королевского военно-морского флота Австралии (RAN). Пропала без вести со всем экипажем 14 сентября 1914 года в районе Восточной Новой Британии (Новая Гвинея), успев прослужить около семи месяцев.

Подводная лодка класса Е была версией предыдущей подводной лодки класса D, увеличенной для размещения дополнительной пары бортовых торпедных аппаратов. Общая длина AE1 составляла 181 фут (55,2 м), ширина - 22 фута 6 дюймов (6,9 м), осадка – 12 футов 6 дюймов (3,8 м). Она водоизмещала 750 тонн (762 тонны) в надводном положении и 810 тонн (823 тонны) в подводном. Лодки класса Е имели расчетную глубину погружения 100 футов (30,5 м), но добавление водонепроницаемых переборок усилило корпус и увеличило фактическую глубину погружения до 200 футов (61,0 м). Личный состав состоял из 34 человек: офицеров и рядовых.

Лодка имела два гребных винта, каждый из которых приводился в движение восьмицилиндровым дизельным двигателем мощностью 800 тормозных сил (600 кВт), а также электродвигателем мощностью 420 тормозных сил (313 кВт). Такое расположение обеспечивало подводным лодкам класса Е максимальную скорость в 15 узлов (28 км/ч; 17 миль/ч) в надводном положении и 10 узлов (19 км/ч; 12 миль/ч) в подводном положении. Они перевозили около 40 тонн длинномерного (41 тонна) мазута, что обеспечивало дальность полета в 3000 морских миль (5600 км; 3500 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль/ч) на поверхности и 65 миль в час (120 км; 75 миль) при скорости 5 узлов (9,3 км/ч; 5,8 миль/ч) в подводном положении. У AE1 было четыре 18-дюймовых (460-мм) торпедных аппарата, по одному в носу и корме, плюс два на борту, один из которых стрелял по левому, а другой - по правому борту. На лодке имелось по одной запасной торпеде для каждого аппарата. Орудия не были установлены.

В феврале 1911 года министр обороны Джордж Пирс объявил, что компания "Виккерс Лимитед" получила заказы на две подводные лодки. AE1 был построен в Барроу-ин-Фернесс, Англия.

Заложена 14 ноября 1911 года на английской верфи Vickers Armstrong в Барроу-ин-Фёрнессе. Спущена на воду 22 мая 1913 года, включена в состав Королевского австралийского флота 28 февраля 1914 года.

Капитаном AE-1 был назначен 30-летний Томас Бизант – молодой, подающий надежды офицер.

После ввода в эксплуатацию AE1 в сопровождении AE2, другой из двух первых подводных лодок RAN, прибыла в Сидней из Англии 24 мая 1914 года. Офицерами подводных лодок были военнослужащие Королевского военно-морского флота (RN), в то время как рядовой состав состоял из моряков, набранных из RN и RAN.

В начале Первой мировой войны AE1, которым командовал лейтенант-коммандер Томас Безант, входил в состав австралийских военно-морских экспедиционных сил, отправленных для нападения на немецкую Новую Гвинею. Вместе с AE2 она принимала участие в операциях, приведших к оккупации территории Германии, включая капитуляцию Рабаула 13 сентября 1914 года. Участие подводной лодки в боевых действиях было признано в 2010 году после пересмотра системы боевых наград RAN, когда задним числом был присвоен почетный знак "Рабаул 1914".

AE1с другими австралийскими судами у берегов Рабаула, 9 сентября 1914 года
AE1с другими австралийскими судами у берегов Рабаула, 9 сентября 1914 года

В 07:00 14 сентября AE1 вышел из бухты Бланш, Рабаул, для патрулирования у мыса Газель вместе с кораблем ее величества "Парраматта".

HMAS AE1 в строю в 1914 году
HMAS AE1 в строю в 1914 году

Когда судно не вернулось к 20:00, на его поиски было отправлено несколько судов. Никаких следов подводной лодки обнаружено не было, и она была внесена в список пропавших без вести. Это исчезновение стало первой крупной потерей Австралии в Первой мировой войне.

В 1933 году в военно-морскую часовню на Гарден-Айленд в Сиднее был добавлен витраж, посвященный потерям AE1 и AE2.

Помимо поисков, начатых сразу после исчезновения подводной лодки, в течение следующих 60 лет не предпринималось никаких целенаправленных усилий по обнаружению места крушения AE1, вплоть до 1970-х годов, когда Джон Фостер, офицер RAN, работавший в Порт-Морсби, заинтересовался этой историей.

Изучив записи военного времени, Фостер убедил RAN в 1976 году направить исследовательский корабль его величества "Флиндерс". "Флиндерс" обнаружил один потенциальный гидролокатор, но у него не было достаточно сложного гидролокатора бокового обзора, чтобы определить, в любом случае. Во время командировки в Папуа – Новую Гвинею в 1978 году Флиндерс провел несколько специальных поисков, которые снова не дали никаких полезных результатов.

В 1990 году, совершая плавание между Новой Британией и Новой Ирландией, Жак Кусто направил свой корабль "Калипсо", чтобы исследовать потенциальный контакт, обнаруженный в 1976 году. Его первоначальный план состоял в том, чтобы исследовать местность вблизи с помощью подводного аппарата, но этому помешали механические неполадки, и вместо этого "Калипсо" провела поиск с помощью магнитометра, не обнаружив никаких обломков.

Фостер продолжил архивные исследования по исчезновению AE1, дополнив их посещением Рабаула и близлежащих островов, чтобы выяснить, появлялись ли упоминания о подводной лодке в устных преданиях какой-либо общины. К 2002 году его внимание сосредоточилось на водах у острова Миоко в группе островов Дьюк-оф-Йорк: священник из католической миссии заявил, что члены общины заметили потерпевшую крушение подводную лодку на рифе Вириан, когда ныряли за ракушками. Попытки погрузиться в районе заявленного места крушения в 2002 и начале 2003 годов не увенчались успехом: первая экспедиция была отменена из-за большого присутствия акул, вторая экспедиция также столкнулась с активностью акул и не обнаружила затонувшего судна в заявленном месте. Третья экспедиция, состоявшаяся в ноябре 2003 года при поддержке Морского музея Западной Австралии и Австралийской радиовещательной корпорации, провела поиски у берегов Миоко и близлежащих островов, но также безуспешно. Еще одно устное свидетельство, подтверждающее, что AE1 потерпел крушение у берегов Миоко, было получено во время одной из экспедиций 2003 года: Фостер обнаружил, что у народа толаи есть легенда о "рыбе-дьяволе", появившейся у берега в день исчезновения AE1.

В феврале 2007 года RAN предприняла новую попытку обнаружить подводную лодку, когда исследовательские суда "Беналла" и "Шеппартон" попытались обнаружить подводную лодку у берегов восточной части Новой Британии. 1 марта Беналла обнаружил на рифе Вириан объект подходящих размеров с помощью гидролокатора, но не смог определить его природу из-за неисправности магнитометра.

В конце 2007 года для дальнейшего изучения объекта был направлен миноискатель HMAS Yarra. На снимках, сделанных гидролокатором и дистанционно управляемым транспортным средством (ROV), было обнаружено, что объект по форме и размерам похож на подводную лодку, но последующий анализ, проведенный Организацией оборонной науки и техники, определил, что это скальное образование.

В 2008 году на мемориале тасманийских моряков в Триабунне на восточном побережье Тасмании была установлена мемориальная доска, посвященная HMAS AE1, в память о гибели L.S. Сирил Лефрой Бейкер РАН, телеграфист, первый житель Тасмании, погибший на службе своей стране во время Первой мировой войны.

В мае 2009 года Фостер организовал еще один поиск, частично профинансированный программой "Воскресный вечер на Седьмом канале", на основании заявления дайвера-спасателя из Рабаула о том, что он видел затонувшее судно в Симпсон-Харбор в 1971 году, недалеко от места крушения японского торгового судна "Кейфуку Мару". Поиски водолазов в указанном спасателем месте не привели ни к одному из затонувших судов. В ходе последующих поисков, проведенных позже в том же году Западноавстралийским морским музеем, было обнаружено, что Кейфуку-Мару был погребен под 30-метровым слоем породы во время извержения кальдеры Рабаул в 1994 году, но не было обнаружено никаких свидетельств присутствия AE1, погребенного или иного. Джон Фостер умер в 2010 году, а поиски AE1 продолжили другие. В начале 2012 года судно minehunter HMAS Gascoyne и исследовательское судно HMNZ Resolution обнаружили в Симпсон-харбор предположительно потерпевшую крушение подводную лодку. Хотя первоначально предполагалось, что это была AE1, было установлено, что затонувшая японская сверхмалая подводная лодка времен Второй мировой войны. Позднее Resolution провела гидроакустическую съемку районов, в которых, возможно, была потеряна AE1, но обломки не были найдены.

В период с 6 по 9 сентября 2014 года Yarra проводила поисковые работы вокруг островов Дьюк-оф-Йорк перед панихидой по случаю столетия исчезновения подводной лодки. Хотя в ходе поиска были установлены многочисленные гидроакустические "контакты, представляющие интерес", в том числе один, который был выбран для дальнейшего изучения, все они оказались на естественной местности.

В сентябре 2015 года компания Find AE1 Limited объявила о планах проведения новых поисковых работ. Поиск у острова Миоко был проведен в ноябре с помощью горноразведочного судна, буксировавшего многолучевой эхолот. Во время поиска в Find AE1 заявили, что, если попытка не увенчается успехом, они планируют обратиться к правительству Австралии с просьбой предоставить поисковое оборудование, которое использовалось во время поиска рейса 370 авиакомпании Malaysia Airlines. Поиск в 2015 году в конечном итоге не увенчался успехом.

Было выявлено несколько факторов, которые препятствовали поискам AE1. Вулканическая природа региона привела к изрезанному и сильно изменчивому подводному рельефу с высокой частотой акустических аномалий, напоминающих затонувшие корабли. Большая часть региона находится на большой глубине, что ограничивало возможности использования методов и инструментов для определения местонахождения и проверки места крушения. Вулканическая активность также была определена как фактор, вызывающий нарушение местных магнитных полей, влияющий на работу магнитометров. Были опасения, что извержения и подводные землетрясения могли привести к изменению подводного ландшафта, разрушению или погребению затонувшего судна. Кроме того, в районах поисков было обнаружено большое количество затонувших кораблей из-за интенсивных военных действий вокруг Новой Гвинеи во время Второй мировой войны, а также утилизации судов в последующие годы.

В декабре 2017 года еще один поиск – 13–й – был проведен с использованием голландского исследовательского судна Fugro Equator у островов Дьюк-оф-Йорк. Эта экспедиция финансировалась правительством Содружества и Фондом Silentworld при дополнительной поддержке Австралийского института подводных лодок и Австралийского национального морского музея. В результате этих усилий подводная лодка была обнаружена на глубине 300 метров (980 футов) и оказалась хорошо сохранившейся в целости и сохранности. "Буревестник" был привлечен для обследования обломков, где было обнаружено, что вентиляционная шахта подводной лодки открыта примерно на 60%, что указывает на то, что наиболее вероятным объяснением затопления AE1 является затопление с последующим взрывом ниже глубины разрушения. Кроме того, как кормовой, так и носовой "колпаки" (наружные крышки торпедных аппаратов), по крайней мере, частично открыты, что говорит о том, что AE1 был подготовлен к бою. f Австралийское правительство не объявляло о месте крушения на момент обнаружения, чтобы защитить его от "несанкционированных попыток спасения". Заявленная позиция правительства заключается в том, что место крушения будет рассматриваться как военное захоронение.

После обнаружения подводной лодки в декабре 2017 года контр-адмирал Питер Бриггс в отставке заявил, что вероятной причиной ее гибели стал несчастный случай при погружении. Добавил он:

Подводная лодка, по-видимому, ударилась о дно с достаточной силой, чтобы сорвать плавник с опоры, вынудив его наклониться вперед передней кромкой, ударившись о корпус.

По состоянию на апрель 2018 года наиболее обоснованной версией гибели подводной лодки была версия о том, что она опустилась ниже заданной глубины из-за механической неисправности. Позже в том же году группа исследователей во главе с директором Национального морского музея Кевином Сампшеном завершила расследование гибели AE1. Они пришли к выводу, что вентиляционный клапан, который, вероятно, был открыт для того, чтобы сделать тропические условия немного более терпимыми, пока подводная лодка находилась на поверхности вблизи островов Дьюк-оф-Йорк, был неисправен, когда подводная лодка нырнула, что привело к затоплению машинного отделения подводной лодки и полной потере управления AE1. Впоследствии подводная лодка опустилась на глубину менее 100 метров и взорвалась, в результате чего все находившиеся на борту мгновенно погибли.

От имени острова Ниуэ изготовили памятную серебряную монету - «HMAS AE1», посвящённую первой подводной лодке в составе ВМС Австралии. Пропала без вести со всем экипажем 14 сентября 1914 года в районе Восточной Новой Британии (Новая Гвинея), успев прослужить около семи месяцев. В декабре 2017 года, во время тринадцатой по счету экспедиции, обломки субмарины были обнаружены у побережья островов Дьюк-оф-Йорк, входящих в состав Папуа – Новой Гвинеи. Поиски вело нидерландское исследовательское судно Fugro Equator на деньги австралийского правительства, фонда Silentworld, Австралийского национального морского музея и сообщества Find AE1 Ltd

Номинальная стоимость монеты – 1 новозеландский доллар, металл – серебро (925), селективное покрытие золотом, вес – 28.28 гр., диаметр – 38.6 мм, лимит чеканки – 499 штук.

На аверсе изображен портрет Ее Величества королевы Великобритании Елизаветы II работы Иена Рэнк-Бродли (Ian Rank-Broadley FRBS). Вокруг портрета отчеканена легенда – «ELIZABETH II», «NIUE», «ONE DOLLAR», «2019».

-4

На реверсе изображена первая подводная лодка Австралии «HMAS AE1»

-5

Надписи по окружности: название подводной лодки – «HMAS AE1» , место, где нашли обломки субмарины – «PAPUA», годы службы – «28 February 1914 - 14 September 1914», «ENTOMBED NOT FORGOTTEN».