Найти в Дзене

Олеся Березина: «Гармония во всём и маркетинг повсюду»

Олеся, Вам с самого детства было интересно что‑то шить и создавать вещи своими руками? Или что вдохновило Вас на получение профессии в лёгкой промышленности? Я не шью и не создаю вещи своими руками. Я сама в общем‑то не занимаюсь рукоделием, за исключением приготовления еды. Мне было интересно получить своё образование в сфере лёгкой промышленности. И поэтому, я девочкой, сразу после школы пришла в техникум, чтобы узнать там много нового и интересного. Каким был дальше Ваш профессиональный путь в этой сфере? С какими трудностями Вы столкнулись на этом пути, а что, наоборот, подогревало в Вас интерес к выбранной профессии? Я поступила в Московский техникум лёгкой промышленности на факультет маркетинга. Именно там у меня был преподаватель, который меня заинтересовал и помог полюбить свой предмет. С той минуты и до сегодняшнего дня моя привязанность к маркетингу не ослабевает. И только спустя 25 лет я поняла слова преподавателя о том, что маркетинг существует везде. Даже простая просьба о

Олеся, Вам с самого детства было интересно что‑то шить и создавать вещи своими руками? Или что вдохновило Вас на получение профессии в лёгкой промышленности?

Я не шью и не создаю вещи своими руками. Я сама в общем‑то не занимаюсь рукоделием, за исключением приготовления еды. Мне было интересно получить своё образование в сфере лёгкой промышленности. И поэтому, я девочкой, сразу после школы пришла в техникум, чтобы узнать там много нового и интересного.

Каким был дальше Ваш профессиональный путь в этой сфере? С какими трудностями Вы столкнулись на этом пути, а что, наоборот, подогревало в Вас интерес к выбранной профессии?

Я поступила в Московский техникум лёгкой промышленности на факультет маркетинга. Именно там у меня был преподаватель, который меня заинтересовал и помог полюбить свой предмет. С той минуты и до сегодняшнего дня моя привязанность к маркетингу не ослабевает. И только спустя 25 лет я поняла слова преподавателя о том, что маркетинг существует везде. Даже простая просьба о шубе к мужу — это тоже форма маркетингового взаимодействия. Мой интерес к профессии всегда подпитывался любовью к красоте. Я с удовольствием наблюдаю за тем, как человек становится своей лучшей версией при помощи одежды и аксессуаров. Это не только про эстетику, но и про идентичность: через внешний облик мы выражаем, кто мы есть и кем хотим быть. Именно этот процесс, как язык визуальной коммуникации, особенно увлекает меня как маркетолога и как исследователя.

Что стало для Вас толчком в получении дальнейшего образования в маркетинге, и как эти знания повлияли на Вашу работу в сфере моды?

После техникума я сразу начала работать по специальности. Уже, занимая должность директора по маркетингу в холдинге, который занимался производством и продажей нижнего белья, я продолжила своё дальнейшее обучение. И поступила в Высшую школу экономики на программу MBA по коммуникациям в фэшн-индустрии. Затем прошла короткий курс обучения в Милане в Istituto Marangoni. Эти этапы сильно повлияли на моё профессиональное развитие: расширили взгляд, усилили насмотренность, помогли глубже понять, как устроены процессы внутри модной индустрии. Всё это стало важной основой для моего дальнейшего роста и перехода на позицию коммерческого директора холдинга.

В какой момент, собрав весь свой опыт, Вы пришли в сферу образования? Расскажите об этом подробнее.

Когда у меня появился ребёнок и он начал подрастать, я всё чаще задумывалась о том, как устроено современное образование и какие методики в нём применяются. Когда он подошёл к школьному возрасту, мне стало интересно рассмотреть систему глубже — понять, как сегодня работает школа, чему и как учат детей. С этого всего начался мой путь в сфере образования. Сначала я пришла туда как маркетолог, а затем стала развиваться уже как управленец: работала коммерческим директором сети детских садов, затем — директором детского лагеря, а позже — руководителем факультета в вузе. Возглавив факультет дизайна, я разработала образовательную программу, связанную с модой и управлением модным бизнесом. Именно в этот период меня по‑настоящему увлекли педагогика, андрогогика и возрастная психология — всё то, что формирует подход к обучению людей разных возрастов. С этого момента образование стало не просто профессиональным направлением, а настоящей зоной интереса и развития.

У Вас есть два проекта: первый — школа маркетинга и креативных коммуникаций для детей и взрослых; второй — навигатор по образовательным и карьерным стратегиям. Похожи ли эти проекты между собой или нет? Что в первую очередь Вы хотите донести своим ученикам, какую поддержку и помощь оказать?

Эти два проекта действительно связаны между собой. Первый — это школа маркетинга и креативных коммуникаций для детей и взрослых; второй — навигатор по образовательным и карьерным стратегиям. На первый взгляд они разные, но по сути оба касаются одной темы — человеческого поведения, мотивации и способов осознанно строить свои стратегии, будь то стратегия бренда или собственная жизненная траектория.

Школа маркетинга и креативных коммуникаций — мой авторский продукт, созданный от идеи до реализации. Мы с командой сделали мультфильм для детей с восьми лет, который простыми словами рассказывает, что такое маркетинг и зачем он нужен каждому. С помощью этого проекта я хочу показать, что маркетинг — это не про продажи, а про понимание людей, их внимания, решений и потребностей. Мне важно научить учеников быть осознанными потребителями и коммуникаторами, понимать, как бренды воздействуют на наше восприятие, и как самим использовать эти знания, чтобы строить честные и эффективные коммуникации.

Навигатор по образовательным и карьерным стратегиям появился позже — как естественное продолжение школы. После работы с детьми мне стало интересно глубже взаимодействовать с подростками и взрослыми, помогая им осознанно выбирать образовательные и профессиональные пути. Я прошла обучение в этой области и посвятила данной практике несколько лет. Навигатор помогает людям развивать насмотренность, навыки и самопонимание, чтобы находить себя и выстраивать собственную стратегию развития.

В основе обоих проектов лежит интерес к психологии человека. Как маркетолог, я умею строить стратегии для брендов и однажды задумалась — можно ли применить те же принципы к человеческим стратегиям? Оказалось, что да: система построения стратегии схожа, но с людьми намного сложнее — больше вариаций, больше психологии.

Если говорить о том, что я хочу донести до своих учеников, то, в первую очередь, — осознание того, что маркетинг окружает нас повсюду. Важно понимать, как работает наше внимание и мотивация, как мы принимаем решения. Это знание помогает лучше понимать себя и других, выстраивать коммуникации и достигать своих целей. И в школе, и в навигаторе я стараюсь дать не только знания, но и опору — тот внутренний импульс, который помогает человеку по‑новому взглянуть на себя, свои желания и ожидания от жизни.

Какие знания и навыки даёт Ваша школа детям, которые изучают маркетинг и креативные коммуникации? Через какие форматы Вы объясняете им эти сложные темы, чтобы у них появился интерес к этим темам?

Формы обучения в школе маркетинга для детей выбираются исходя из возраста и возрастных особенностей. Если мы говорим о детях в возрасте с восьми до двенадцати лет, то это реализовано с помощью мультфильма и красочной рабочей тетради, в которой они выполняют задания, часть которых становится их настоящим проектом. Когда речь идёт о подростках старше двенадцати лет, это уже сайт с видеороликами, тезисами и яркими рекламными кампаниями, дополняющими теорию. Всё в школе маркетинга построено по методологии «перевёрнутого класса», когда преподаватель не является говорящей головой, рассказывающей теорию, а практиком, который помогает приобрести навыки. Знания же дети получают самостоятельно — через мультфильм, лендинг, практические задания и обсуждения.

Какой совет Вы могли бы дать тем, кто никогда не создавал образовательные и карьерные стратегии?

Совет состоит в том, что необходимо задавать себе много вопросов «зачем». Метод задавания вопросов является основополагающим как в маркетинге, так и в навигации. Чем больше вопросов мы задаём, тем лучше понимаем себя и свои потребности. Когда мы говорим об образовательных или карьерных стратегиях, крайне важно понять, что лежит в фундаменте желаний и какие они — настоящие и истинные. Для этого нужно задать как минимум пять вопросов «зачем» на один запрос, с помощью которых человек легче дойдёт до сути.

Вы также преподаёте в вузах. С чем Вв сталкиваетесь чаще всего, попадая в аудиторию? Удается ли Вам заинтересовать студентов своей темой с первой минуты или на это требуется время?

В вузах я преподаю разные предметы, и, соответственно, мой опыт является многоплановым. Если организационный маркетинг не всегда вдохновляет студентов, то такие предметы, как личный бренд или комьюнити-менеджмент, вызывают безусловный интерес. Я всегда стараюсь сделать курс максимально практичным и полезным. Перед началом мы глубоко знакомимся: обсуждаем, зачем они пришли, есть ли у них бизнес или опыт. Все задания практические и персонализированные. Мы можем изучать маркетинг даже через составление резюме, если это их актуальная задача.

Ваш самый главный проект — это клубный дом Артель. Могли бы вы коротко описать, что это, для кого и какие возможности он открывает?

Идея создания проекта Артель принадлежит меценату Максиму Белоусову, и я счастлива быть частью его реализации. Ту структуру проекта, которую мы сейчас реализуем, мы придумали совместно с командой и нашими резидентами. Уверена, что она будет меняться, потому что рынок и запросы наших резидентов меняются, и мы должны быть гибкими.

Экосистема Артеля состоит из нескольких направлений:

Это сообщество — многослойное: специалисты и студенты обмениваются опытом, наставляют и помогают друг другу. Это образование, потому что студентам не хватает практики и реального бизнеса. Мы соединяем студентов и отрасль, чтобы каждый участник мог брать то, что ему нужно.

Это предпринимательство — неотъемлемая часть Артели, потому что именно предприниматели создают реальный рынок, технологии, рабочие места и проекты.

Артель — это физическое пространство, где можно шить, вышивать, создавать коллекции, делать контент, проводить показы, работать и вдохновляться. Атмосфера внутри клуба уникальна: люди чувствуют поддержку, среду своих и благодаря этому развиваются.

-2

Какую основную проблему или задачу, стоящую перед индустрией моды и лёгкой промышленности, решает клубный дом «Артель»? Чего уже удалось достичь за время его существования?

В первую очередь мы соединяем людей, чтобы бренды, цеха, производства и ателье стали сильнее. Благодаря обмену опытом внедряются новые технологии и формируются партнёрства, внутри которых рождаются продукты и инициативы. Ещё одно направление — практическое образование: опытные резиденты передают начинающим реальные знания, свой опыт, свои ошибки. Это большой вклад в развитие молодых специалистов.

У нас множество кейсов, которые показывают, что мы движемся в правильном направлении. Резиденты растут у нас на глазах, меняют траекторию развития и становятся самостоятельными профессионалами. Появляются совместные бизнесы, проекты и конкурсы для дизайнеров, которые дают возможность выйти на рынок и заявить о себе.

Кто Ваши резиденты? Как проходит их отбор?

Резидентом может стать любой человек, интересующийся модой и лёгкой промышленностью не как хобби, а профессионально. Для нас не важны возраст или сфера деятельности — важно, чтобы у человека был интерес и реальная вовлечённость в отрасль. Необходимо заполнить заявку на сайте https://spaceartel.ru/ и пройти собеседование с комьюнити-менеджером. Резидентами могут быть как специалисты, так и компании, связанные с модой и креативными индустриями, которые понимают, что коллаборации важнее конкуренции.

А можете рассказать об одном из резидентов?

Фаррух — основатель бренда FARRDI, дизайнер, соединяющий элементы неоклассики и классики с использованием инновационных материалов. Помимо этого он занимается созданием мужской одежды в рамках линейки смарт-кэжуал. ДНК бренда FARRDI включает такие ключевые концепции, как смысл, инновации, футуризм, неоклассика, утонченность и лаконичность.

С кем Вы работаете? Кто ваши менторы, которые помогают воплотить идеи в жизнь? Или как у Вас это происходит?

Я не могу сказать, что у нас есть менторы. Есть более опытные специалисты, которые делятся своим опытом. Внутри сообщества действует структура «мастерских»: человек, готовый делиться, становится мастером и собирает вокруг себя участников. Темы мастерских бывают разными — от изучения нового дела до реализации идеи и передачи компетенций. Всё строится на групповой динамике и желании участников.

Что получает молодой модельер или дизайнер, приходя к Вам?

В первую очередь — принятие и поддержку: безопасную среду для реализации идей. Затем — площадку для воплощения, аудиторию и коллег, которые поддержат, помогут, расскажут, как было у них, или сделают это с ними вместе. Можно получить помощь в съёмке лукбука, пошиве первой вещи и освоении новых навыков. И самое главное — опыт от людей, которые прошли свой путь и готовы им делиться с другими.

Как бы Вы могли оценить сегодняшнее состояние лёгкой промышленности в России, и какую роль в этом играет Ваш клубный дом «Артель»?

К сожалению, состояние лёгкой промышленности можно оценить как нестабильное и склоняющееся к худшим показателям за всю современную историю. Бренды и производства закрываются, не выдерживая конкуренции с Китаем. Мы зависим от импортного оборудования и тканей, а законодательные меры часто мешают развитию. Поэтому мы создали «Артель» — чтобы дать возможность брендам, цехам и производствам обмениваться идеями, внедрениями, улучшать свои показатели и делать работу эффективнее. Мы помогаем им научиться считать, строить маркетинг и думать стратегически.

«Артель» — это место, где можно стать сильнее, а вместе — обрести голос на уровне индустрии.

-3

Какие ошибки чаще всего допускают молодые бренды? С какими мифами или заблуждениями Вы чаще всего сталкиваетесь?

Нет ошибок — есть опыт. Это один из наших принципов. Чаще всего трудности связаны с управлением бизнесом и маркетингом: творческим людям не хватает знаний и навыков, чтобы выстроить систему. Самое частое заблуждение — вера в то, что раз «мне нравится» продукт, значит, он понравится и рынку. Но рынок живёт по своим правилам, у потребителя свои задачи. И если продукт не решает задачу потребителя, он остаётся невостребованным.

Какие у Вас планы на будущее? О чём мечтаете?

Наши планы — объять весь мир. Сделать так, чтобы о российской моде и лёгкой промышленности не просто знали, а гордились и приезжали к нам учиться. Наши планы — сделать лёгкую промышленность сильнее за счёт реальных игроков — тех, кто создаёт рабочие места, производства и технологии. Усилить индустрию через соавторство, образование, предпринимательство, науку и сообщество.

Как Вы проводите досуг и откуда черпаете вдохновение для работы?

Я много гуляю — особенно без телефона. Природа и движение дают пространство для размышлений и помогают возвращаться к стратегическому взгляду на вещи. В такие моменты рождаются идеи и приходят неожиданные инсайты. Большую роль играют семья и близкие — это мой главный источник поддержки и равновесия. А путешествия, вкусная еда и музыка добавляют энергии и вдохновения, помогают сохранять внутренний баланс и чувствовать жизнь во всей её красоте и полноте.

Бывали ли у Вас моменты, когда хотелось всё бросить? Как Вы справляетесь со сложностями и где берёте силы продолжать делать то, что делаете?

Думаю, что желание всё бросить — это крайность, когда жизнь выстроена не так, как человек хочет. Я живу свою лучшую жизнь, занимаюсь любимым делом, которое меня вдохновляет. Моя работа не забирает силы, а, наоборот, даёт их. Когда сил не хватает, я вспоминаю то, что люблю, и наполняюсь этим.

Какой совет Вы могли бы дать нашим читателям?

Делайте то, что вам действительно интересно и важно. Не бойтесь менять направление, если чувствуете, что выросли из прежнего дела. Соединяйте знания и навыки из разных сфер — именно на стыке часто рождается то самое ощущение икигай, когда удовольствие от процесса совпадает с пользой для других. Помните о себе как о человеке: заботьтесь о теле, давайте отдых душе, находите время для того, что вас наполняет. Будьте открыты к людям — каждый новый контакт способен привести к неожиданным возможностям. И главное — выбирайте сотрудничество вместо конкуренции и действуйте, а не ограничивайтесь разговорами.

Журналист: Марина Кузякина