Найти в Дзене
Пчелиный Улей

ПЧЕЛОВОДСТВО СОЧИ: МЕЖДУ ОПТИМИЗМОМ ВЛАСТЕЙ И РЕАЛЬНОСТЬЮ ПЧЕЛОВОДОВ.

В Сочи, где цветущие растения круглый год сменяют друг друга, благоухают альпийские луга и экзотические растения, казалось бы, не должно быть проблем в медовой отрасли. Однако, это не так. Как рассказали нам пчеловоды курорта, объемы меда, в том числе, и самого ценного каштанового (который является визитной карточкой Сочи) падают из-за гибели каштана в лесах. Деревья сильно болеют из-за каштановой орехотворки – вредителя, завезенного с посадочным материалом перед подготовкой к Олимпиаде-2014. Вырубаются и леса под застройку. Меньше мёда, больше проблем В Сочи в текущем году местные пасечники, общее число которых превышает 200, уже получили более 10 тонн мёда, предназначенного для продажи. Хотя могли бы получить в разы больше. Наш город-курорт привлекателен, в том числе и тем, что здесь на небольшой территории есть такое разнообразие растений, как, пожалуй, нигде в мире. Как рассказывают пчеловоды, пчела в Сочи может работать, практически круглый год. К примеру, сейчас цветет плющ, в ян

В Сочи, где цветущие растения круглый год сменяют друг друга, благоухают альпийские луга и экзотические растения, казалось бы, не должно быть проблем в медовой отрасли. Однако, это не так.

Как рассказали нам пчеловоды курорта, объемы меда, в том числе, и самого ценного каштанового (который является визитной карточкой Сочи) падают из-за гибели каштана в лесах. Деревья сильно болеют из-за каштановой орехотворки – вредителя, завезенного с посадочным материалом перед подготовкой к Олимпиаде-2014. Вырубаются и леса под застройку.

Меньше мёда, больше проблем

В Сочи в текущем году местные пасечники, общее число которых превышает 200, уже получили более 10 тонн мёда, предназначенного для продажи. Хотя могли бы получить в разы больше.

Наш город-курорт привлекателен, в том числе и тем, что здесь на небольшой территории есть такое разнообразие растений, как, пожалуй, нигде в мире. Как рассказывают пчеловоды, пчела в Сочи может работать, практически круглый год.

К примеру, сейчас цветет плющ, в январе заблагоухают лещина, фундук и ольха, в феврале – мать и мачеха. Далее подоспеет глициния, которая, как оказалась, также является прекрасным медоносным растением. Не стоит сбрасывать со счетов и такие экзотические цветоносы, как пальмы различных видов (в том числе банановая), душистый лавр, ажину, и другие кустарники и растения.

Однако, меда пчеловоды Сочи с каждым годом качают все меньше. Раньше, со средней пасеки в 100-120 семей за сезон можно было получить три тонны меда (самый ценный из которых был каштановый). А теперь, если накачивают тонну – то хорошо.

Причины этому лежат на поверхности.

– Вырубается, уничтожается лес, в том числе, практически не осталось каштановых лесов. Они полностью высохли из-за вредителя – каштановой орехотворки, – рассказали нам сочинские пчеловоды, – вероятно, что каштанового меда, который являлся нашей визитной карточной, еще два, три года, и не будет вообще. Для того, чтобы каштан восстановился и плодоносил, необходимо около 25-30 лет.

Стопорит развитие промышленного пчеловодства и земельный вопрос. Из-за вырубки лесов и тотальной застройки на курорте осталось мало привлекательных мест, где можно было бы встать с пасекой. И эти пригодные места, в основном, находятся на территории Сочинского национального парка.

Однако, как рассказали пчеловоды, размещение пасек на территории Сочинского национального парка имеет определённые ограничения. В заповедной и особо охраняемой функциональной зоне нацпарка размещение пчеловодческих хозяйств запрещено. В рекреационной и хозяйственной функциональных зонах пасеки допускаются только при заключении с национальным парком договора на оказание услуг по организации мест для временного размещения ульев.

А как у них?

Хочется привести пример, в результате которого становится понятно, что пчел надо беречь, сохранять экологию и создавать условия для работы пчеловодов. Ведь польза, которую приносят эти маленькие труженицы – неоценима.

Уже сейчас китайские фермеры испытали на себе, что опыление растений без пчел – это почти подвиг. Хотя проблема существует во всем мире, она стала особенно острой в горном уезде Маосянь китайской провинции Сычуань, где вымерли все дикие пчелы, и фермеры вынуждены опылять яблоневые сады вручную.

Опыление яблонь в Маосянь должно быть завершено в течение 5 дней, иначе деревья не будут плодоносить. Теперь каждый год тысячи жителей приезжают в сады выполнять эту тяжелую работу.

Используя самодельные устройства для опыления, сделанные из куриных перьев или сигаретных фильтров, погружаемых в пластиковые бутылки, наполненные пыльцой, один человек может опылить 5-10 деревьев в день. Дети также участвуют в процессе. Они забираются на деревья, чтобы добраться до более высоких ветвей.

Проблемы, с которыми сталкиваются фермеры в Маосянь, дают представление о том, что может произойти в глобальном масштабе.

Берут большие сомнения…

Тем не менее, несмотря на трудности, с которыми сталкиваются пчеловоды, администрация Сочи публикует оптимистичные отчеты. Пчеловодческая отрасль, как и агротуризм в целом, рассматриваются как приоритетные направления в рамках Стратегии развития курорта до 2035 года, о чём сообщил мэр города Андрей Прошунин в своём телеграм-канале.

Производители сельскохозяйственной продукции, в том числе пчеловоды, могут претендовать в Сочи на государственную поддержку в виде грантов до 10 миллионов рублей. Эти средства предназначены для обновления технической базы, улучшения инфраструктуры и расширения спектра туристических услуг.

По мнению властей, Сочи имеет существенные возможности для развития в данной области. Однако сочинские пчеловоды сомневаются, что эти меры окажутся достаточными для сохранения пчеловодства на курорте и предотвращения экологической катастрофы.

Источник: ngsochi.com/