Михаил Первов
История русской власти. Самодержавный путеводитель. 2025
На «ЛитРес» опубликована новая электронная книга:
Михаил Первов «История русской власти».
Познакомиться с книгой может любой желающий, заплатив 200 рублей.
В книге рассказывается о том, что единственной властью, при которой возможно достойное существование России, является Самодержавие, ибо насаждать в России социализм или капитализм это все равно, что обустраивать пляжи в Арктике.
Значительная часть книги посвящена истории русского оружия, так как власть и оружие в России неразрывно связаны.
Роковая ошибка Императора Александра II
ЛитРес. Глава из книги Михаила Первова «История русской власти»
Проводя реформы страны, Император Александр II своим Указом от 17 апреля 1863 года отменил существовавшие на Руси с незапамятных времен телесные наказания и клеймения. Наказания были разные: позорные, жестокие, изощренные, пречудные... В армии применялись шпицрутены при прогнании сквозь строй. На флоте была девятихвостая кошка – весьма эффективная разновидность плети. Для гражданского населения существовали батоги, плети, кнуты на козле…
В разные времена в Москве мест для наказания было множество. Наказывали и возле Лобного места Красной площади, и на Ивановской площади в Кремле, и у Москворецкого моста... Специальные площадки для наказаний были устроены перед Судным, Стрелецким, Поместным, Разрядным и другими приказами.
В 1699 году, в дни казней взбунтовавшихся стрельцов, по указу Петра I, перед Поместным приказом в Кремле была поставлена постоянная виселица, в отличие от множества других - временных. В 1718 году на Красной площади на глазах у всего народа посадили на кол майора Степана Глебова, жившего блудно с бывшей царицей Евдокией Лопухиной. Позже здесь же колесовали епископа Досифея, а голову его выставили на шесте на всеобщее обозрение…
Наказывали и простолюдинов, и купцов, и бояр, и князей, и епископов. Стоны, крики и вопли на Ивановской площади Московского Кремля бывали столь сильны, что заглушить их мог только перезвон церковных колоколов. Александр II смог с этим официально покончить, хотя противников было предостаточно, и поводов для наказаний было хоть отбавляй, и неофициально, говорят, многое продолжалось.
В 1867-1868 годах сенатор П.Н.Клушин провел ревизию Пермской губернии и нашел, мягко говоря, весьма странными действия губернатора Б.В.Струве. Губернатор считал, что беспорядков нельзя дожидаться, их надо пресекать тогда, когда они еще не начались. Для пресечения еще не начавшихся беспорядков им была создана собственная система. Суть системы заключалась в неукоснительном выполнении следующих трех пунктов.
1. Каждый подозреваемый в подстрекательстве народа к беспорядкам или неповиновению властям подвергался тюремному заключению, а уже потом судебному расследованию.
2. Полиция губернии имела указания губернатора определять среди сельских жителей порочных людей и ходатайствовать об их выселении в Сибирь.
3. Губернатор оставлял за собой право входить в высшие правительственные органы с представлениями о высылке в Сибирь людей, оправданных судом, но действиями которых он все равно был недоволен, так как подозревал их в подстрекательстве к беспорядкам.
Занимаясь делами губернатора-мракобеса, сенатор Клушин обнаружил интересный факт. Крестьяне селения Турьинских рудников отказались от обязательного страхования своих строений от пожаров. Во-первых, у них просто не было денег. Во-вторых, в силу неграмотности они приняли слово «страхование» за слово «штрафование». Так как штрафов уже было немеряное количество, крестьяне испугались и решили, что новые штрафы вводятся по наговору волостного старшины, на которого они пожаловались за неправильное расходование мирских средств. На непослушных крестьян было оказано давление, и они обратились за помощью к мировому посреднику Калашникову. Калашников практически не выходил из запоев и помочь крестьянам не смог. Тогда крестьяне подали прошение губернатору.
Следуя созданной им системе наведения порядка, губернатор тотчас признал крестьян бунтовщиками и выслал для их усмирения военный отряд, исправника и станового пристава. Крестьяне были собраны на сход. После того, как все собрались, их оцепил военный отряд. Исправник и пристав потребовали от крестьян признать себя непокорными и раскаяться в заблуждениях.
С целью признания все бедняги были подвергнуты жестоким телесным наказаниям, а составители прошения на имя губернатора купеческий сын Шадрин и учетчик Попеляев были выдворены на новое место жительства в город Оханск. Их семьи были оставлены в Турьинских рудниках. После этого семья Шадрина полностью разорилась, а семья Попеляева осталась без средств к существованию.
В своем рапорте сенатор Клушин указал на то, что вмешательство губернатора Струве в дела губернии каждый раз принимало форму насилия. Губернатор оставлял без последствий очевидные должностные преступления, видимо, в силу личных причин, и покровительствовал полицейским чинам, творившим в губернии полный произвол. Все члены губернского правления находились в полной зависимости от губернатора и беспрекословно выполняли его указания. В 1870 году, после сенатского отчета о ревизии, губернатор-мракобес Струве был снят с должности.
Во время проведения ревизии Казанской губернии сенатор Ковалевский с ужасом обнаружил, что губернатор Скарятин считает все административные учреждения губернии, включая суды, своими подчиненными учреждениями. На протяжении 10 лет Скарятин распоряжался судебными делами, раздавая указания судам, как и каким образом надо решить то или иное дело и какой вынести приговор. Исполнение приговора он сам поручал полиции.
К Манифесту об отмене крепостного права многие в стране отнеслись отрицательно. В Петербурге и Москве начались народные волнения. Осенью 1861 года по Петербургу были разбросаны так называемые подметные листки (анонимные агитки или прокламации) с призывами к бунту и программой переустройства страны на социалистических началах.
В 1862 году по всей России вспыхнуло небывало множество пожаров. Поджигались в основном продовольственные рынки и кварталы с беднейшим населением. Тушением в Петербурге руководил сам Государь. По его повелению военные раскинули палатки на Семеновском плацу, куда были переселены погорельцы.
Следственная комиссия не смогла найти поджигателей. Александр учредил специальное III Отделение своей собственной Канцелярии для розыска составителей подметных листков и других революционных изданий. Был арестован и передан суду Сената писатель Чернышевский и другие лица. Но революционные брожения продолжались.
4 апреля 1866 года в четвертом часу дня Император совершил обычную прогулку в Летнем саду и садился в карету. В это время неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. Стоявший в толпе крестьянин Олег Комиссаров ударил убийцу по руке, и пуля пролетела мимо. Преступник – исключенный из числа студентов дворянин Саратовской губернии Дмитрий Каракозов - был задержан. Государь отправился в Казанский собор, чтобы принести благодарение Богу. 3 сентября Каракозов был повешен на Смоленском поле.
В 1869 году начались беспорядки в Петербургском университете, затем в Медико-Хирургической академии, в Технологическом и Земледельческом институтах, а затем и в провинциальных университетах. В 1875 году Император поручил Особому совещанию принять все меры для того, чтобы остановить распространение в обществе разрушительной пропаганды. Было принято решение выслать большое количество пропагандистов из Петербурга, Москвы, Киева в отдаленные российские провинции и в Сибирь.
Война с Турцией отвлекла от выполнения внутриполитических задач, и социалисты опередили неповоротливую государственную машину. Они начали добровольно переезжать из крупных промышленных центров в провинции учителями, писарями, фельдшерами и в 1876 – 1877 годах основали целые поселения в Псковской, Тамбовской, Саратовской, Самарской и других губерниях. Их устная пропаганда среди неграмотных и распространение коротких листовок среди малограмотных приносили успехи. Обстановка в стране накалялась.
В 1878 году Вера Засулич тяжело ранила Петербургского градоначальника Трепова. Ее выстрел положил начало целой серии террористических актов. При обыске квартиры пропагандистов в Одессе жандармы получили столь сильное сопротивление, что были вынуждены вызвать на помощь полицию. Это не помогло и на помощь были вызваны войска. С учетом обстановки в стране, суд присяжных вынес Вере Засулич оправдательный приговор.
13 марта 1879 года было совершено покушение на шефа жандармов А.Р.Дрентельна. 2 апреля, во время прогулки Императора у Зимнего дворца, человек, шедший ему навстречу, подошел близко и сделал несколько выстрелов из револьвера. Государь был ранен. Толпа схватила преступника, назвавшегося Александром Соловьевым. Императора доставили во дворец и перевязали.
Соловьев был повешен. Император предоставил генерал-губернаторам в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Одессе и Варшаве чрезвычайные полномочия - полномочия главнокомандующих армиями в военный период. Они получили право предавать гражданских лиц военному суду, задерживать их и высылать при малейшем подозрении, запрещать издание газет и журналов.
После покушения Александр уехал на отдых в Ливадию. Осенью 1879 года, во время возвращения в Петербург, на него было вновь совершено покушение. В России действовали организации «Земля и воля», выделившаяся из него более радикальная «Народная воля» и еще более радикальное общество «Черный передел». Все они направили свои силы на осуществление цареубийства.
Понимая, что револьвер ненадежен, руководители революционных организаций решили применить недавно изобретенный Альфредом Нобелем динамит, технология которого была завезена в Россию самим изобретателем. Исследовав состав, революционеры сделали динамит своими руками и увезли в Одессу, где подложили под железнодорожные пути и устроили взрыв. Результат превзошел ожидания. Но Александр возвращался из Ливадии в Петербург не через Одессу, а через Москву.
Узнав об этом, заговорщики срочно отправили динамит в Москву. Революционеры, которые его везли, были задержаны в Елизаветграде. Однако, часть динамита удалось довезти до места назначения. 19 ноября на четвертой версте от пассажирской станции Курской железной дороги произошел взрыв. Расчет заговорщиков не оправдался. Поезд Императора уже проследовал станцию. Взорвался следовавший за ним так называемый поезд свиты. Множество людей из свиты были ранены.
Попытки найти организаторов заговора не увенчались успехом. Подпольная организация оказалась на высоте. Более того, начала регулярно выходить газета социал-революционеров «Народная воля». В конце ноября в Петербурге были задержаны несколько заговорщиков, в руках у которых оказался… подробный план Зимнего дворца с императорской столовой, отмеченной крестом. Несмотря на усилия жандармов и полиции по обезвреживанию революционеров, 5 февраля 1880 года в Зимнем дворце произошел взрыв, который, к счастью, не привел к жертвам.
После взрыва Император провел ряд совещаний с представителями высших государственных органов. Были приняты новые решения. Считается, что до Александра II меры обуздания экстремизма были либеральными, при нем стали жесткими, а к концу его жизни стали жестокими. Для расправы над радикальными организациями была создана Верховная Распорядительная Комиссия, которую возглавил граф Лорис-Меликов. Все радикальные организации он признал преступными. Всех преступников решил непременно наказывать. При этом обратился к петербургской общественности с просьбой поддержать его праведные дела по защите отечества.
Прочитав обращение Лорис-Меликова, революционеры отреагировали немедленно. 11 февраля один из членов тайного сообщества выстрелил в графа. Однако промазал, был схвачен и повешен.
Лорис-Меликов понял, что его пропагандистские усилия ни к чему не приводят и даже имеют обратный результат, а его охрана никуда не годится. Он уволил шефа жандармов генерала Дрентельна и подчинил III сыскное отделение себе лично. В марте он впервые определил две главные задачи государства в борьбе с анархизмом:
1. принятие решительных мер по жесткому подавлению преступных действий,
2. изыскание средств на «уврачевание причин, породивших крамолу.
Подробный доклад Лорис-Меликова был представлен Государю. Ознакомившись, Александр согласился со всеми его положениями. Он упразднил Верховную Распорядительную Комиссию, назначил Лорис-Меликова министром внутренних дел и наделил его исключительными полномочиями.
Вступив в должность, Лорис-Меликов предложил провести ревизию всех российских губерний, выявить все кружки социалистов-революционеров и ликвидировать их. Наступил 1881 год. В январе новый министр доложил Государю, что меры по наведению порядка в государстве приносят успехи. 1 марта Александр одобрил план работы правительства, представленный Лорис-Меликовым.
Тем временем социал-революционеры продолжали разработку своих планов. Револьвер, как ненадежное средство, был вновь отвергнут. Теракт решено было провести с использованием динамита Альфреда Нобеля и метательных снарядов собственной конструкции. Организатором покушения был член исполкома «Народной воли» Андрей Желябов. Не все технические вопросы удалось решить, но на подпольном совещании 28 февраля уверенная в успехе любовница Желябова Софья Перовская настояла на немедленном совершении теракта.
Заговорщики владели полной информацией о расписании Государя. В ночь с 28 февраля на 1 марта они снарядили и заложили мину в подкопе под Малой Садовой и изготовили три метательных снаряда. Решено было взорвать мину в воскресенье 1 марта при проезде Александра из Зимнего дворца в Михайловский манеж.
Рано утром Перовская сама раздала по одному метательному снаряду трем юношам-фанатикам – Рысакову, Гриневецкому и Емельянову. Однако главную надежду революционеры возлагали на действие мины. Снаряды решено было использовать в крайнем случае.
1 марта 1881 года, после завтрака и доклада Лорис-Меликова, Александр сел в закрытую карету и направился в Михайловский манеж. На Малой Садовой все было готово к взрыву. Поблизости стояли три метальщика снарядов. Однако охрана Александра в последний момент изменила маршрут. Государь поехал не по Невскому и Малой Садовой, а по набережной Екатерининского канала. Приняв развод караула, он направился в Михайловский дворец навестить Светлейшую Княгиню Екатерину Михайловну Долгорукую (свою любовницу, затем вторую жену).
Все это время Софья Перовская наблюдала за каретой Императора и пришла к твердому выводу о том, что в Зимний дворец он возвратится непременно вдоль Екатерининского канала. Она известила метателей, которые заняли места у решетки канала.
Император оказался верным своим правилам. Расчет Перовской оказался точным. Вскоре показался кортеж. Государь сидел один в первой карете. За ним на санях ехал полицмейстер Дворжицкий, за ним – капитан корпуса жандармов Кох и ротмистр Кулебякин, далее – казацкий конвой.
В 2 часа 15 минут Перовская махнула платком. Первым метнул бомбу метальщик Рысаков. Произошел сильный взрыв. Далее Государь совершил роковую ошибку. Вместо того, чтобы немедленно покинуть смертельно опасную зону, где мог произойти второй взрыв, он приказал кучеру остановить экипаж. Этого нельзя было делать ни в коем случае.
Государь вышел из кареты и направился к месту взрыва. Офицеры спросили, не ранен ли он. Государь ответил: «Слава богу, я уцелел, но вот…» Он указал пальцем на лежащих на мостовой раненых казаков. «Но кто стрелял?» Государю показали уже схваченного Рысакова. Посмотрев на него, Государь произнес: «Хорош» и направился к своей карете.
В это время второй метальщик Гриневецкий бросил свой снаряд под ноги Императора. Произошел новый оглушительный взрыв. Когда дым рассеялся, перед окружающими предстало ужасающее зрелище: Государь лежал весь в крови, его обнажившиеся ноги были раздроблены. Рядом с ним также весь в крови лежал полковник Дворжицкий.
Сбежавшиеся прохожие подняли Государя. Он потерял сознание. Его положили на сани полицмейстера и привезли в Зимний дворец. Лейб-хирург Круглевский перевязал раны. Прибыл лейб-медик Боткин, который начал лечение. Но все было напрасно. В 3 часа 35 минут пополудни Император Александр II скончался.