Найти в Дзене

Как Мэрилин Мэнсон превратил эпатаж в искусство

Мало кто в истории рока вызывал столько споров, сколько Мэрилин Мэнсон. Для одних он — воплощение декаданса и эпатажа, для других — гениальный художник, превративший шок в форму искусства. За маской ужаса и провокаций скрывается артист, который сумел изменить представление о том, каким может быть рок. Его песни — это не просто агрессия и вызов, а тщательно выстроенные концепции, в которых сплетаются философия, сатира и социальный комментарий.
От сырого индустриального безумия 90-х до зрелых, почти театральных альбомов последних лет — карьера Мэнсона стала отражением эпохи, где грань между искусством и скандалом стирается окончательно. Мэрилин Мэнсон (настоящее имя Брайан Хью Уорнер) – фигура, которую сложно перепутать с кем-либо еще. Его сценический образ сочетает в себе гламур и ужас, а имя он составил, объединив Мэрилин Монро и Чарльза Мэнсона – символы красоты и зла. В 1990-е годы Мэнсон ворвался в музыкальный мир, заставив одних восхищаться, а других ужасаться. Он стал живым кошмар

Мало кто в истории рока вызывал столько споров, сколько Мэрилин Мэнсон. Для одних он — воплощение декаданса и эпатажа, для других — гениальный художник, превративший шок в форму искусства. За маской ужаса и провокаций скрывается артист, который сумел изменить представление о том, каким может быть рок. Его песни — это не просто агрессия и вызов, а тщательно выстроенные концепции, в которых сплетаются философия, сатира и социальный комментарий.
От сырого индустриального безумия 90-х до зрелых, почти театральных альбомов последних лет — карьера Мэнсона стала отражением эпохи, где грань между искусством и скандалом стирается окончательно.

Мэрилин Мэнсон (настоящее имя Брайан Хью Уорнер) – фигура, которую сложно перепутать с кем-либо еще. Его сценический образ сочетает в себе гламур и ужас, а имя он составил, объединив Мэрилин Монро и Чарльза Мэнсона – символы красоты и зла. В 1990-е годы Мэнсон ворвался в музыкальный мир, заставив одних восхищаться, а других ужасаться. Он стал живым кошмаром для родителей консерваторов и одновременно – кумиром для подростков, жаждущих эпатажа. Но за гримом и скандальной репутацией скрывается впечатляющая музыкальная карьера – от индастриал-метала до глэма, от андеграунда до вершин чартов. Попробуем разобраться, как Мэнсону удалось шокировать мир и при этом оставить серьезный след в рок-культуре.

Мэнсон начинал в солнечной Флориде в конце 1980-х со своей группой Marilyn Manson & the Spooky Kids, где каждый участник взял псевдоним в стиле «голливудская звезда + серийный убийца» (например, гитарист Скотт Путески стал Дэйзи Берковиц). Уже тогда будущий шок-рокер понимал силу провокации: местные концерты группы превращались в перформансы с элементами трэш-кабаре. Неудивительно, что вокруг группы быстро сформировался культовый слух.

Настоящий прорыв произошел, когда на Мэнсона обратил внимание Трент Резнор из Nine Inch Nails – культовой индастриал-рок группы тех лет. Резнор не только взял молодую команду под крыло своего лейбла Nothing Records, но и помог сфокусироваться на зрелищности шоу. . В 1994 году вышел дебютный альбом Portrait of an American Family, продюсером которого стал сам Резнор. Альбом был мрачным и ироничным «портретом» американской семьи, наполненным отсылками к культам и тёмной стороне поп-культуры. Коммерчески дебют был скромным (35-е место в чарте Heatseekers), но Мэнсон громко заявил о себе как о новом провокаторе на рок-сцене.

Настоящая слава обрушилась на Мэрилина Мэнсона с выходом второго альбома Antichrist Superstar в 1996 году. Этот концептуальный опус, продюсированный при участии Резнора, показал Мэнсона во всей красе – агрессивный индустриальный металл, жуткие образы и тексты, бросающие вызов религиозным и социальным табу. Альбом мгновенно стал хитом, дебютировав на 3-м месте Billboard 200, а синглы “The Beautiful People” и “Tourniquet” принесли группе известность по обе стороны океана. Мэнсон украсил обложку журнала Rolling Stone, который назвал его «Лучшим новым исполнителем» 1997 года. Казалось, он превратился в рок-звезду буквально за ночь – пусть и в обличье кошмаров наяву.

На концертах периода тура Dead to the World Мэнсон шокировал публику не меньше, чем на записях. Его выходки вызывали бурю протестов. Религиозные организации пикетировали почти каждое шоу, политики клеймили музыканта как угрозу обществу, а один сенатор даже окрестил группу «возможно, самой безнравственной из тех, что когда-либо продвигались мэйджор-лейблом». В нескольких штатах США пытались запретить концерты Мэнсона на государственных площадках. Вместо того чтобы сломаться под давлением, Мэнсон обращал эту негативную энергию себе на пользу – его имя гремело повсюду, билеты продавались еще лучше. Как метко написал Rolling Stone, появление Мэнсона ознаменовало собой конец эры гранжа: он предложил публике «чистое бегство от реальности» и стал настоящей альтернативой угрюмому року 90-х.

Antichrist Superstar закрепил за Мэрином Мэнсоном статус главного «ужастика» рок-сцены, но останавливаться на достигнутом он не собирался. В 1998 году вышел альбом Mechanical Animals, с которым музыкант совершил резкий вираж в звучании и имидже. Вместо мрачного индустриального металла публику ждал глэм-рок, вдохновленный Дэвидом Боуи и эпохой 70-х. Мэнсон предстал в образе андрогинного инопланетянина по имени Омега – на обложках и билбордах красовалась фигура бледно-голубого пришельца. Mechanical Animals дебютировал с первого места в чартах США и ряда других стран, а клип на футуристический хит “The Dope Show” получил награды MTV и Billboard. Мэнсон доказал, что умеет не только шокировать, но и постоянно переизобретать себя.

Несмотря на внешнюю успехи, конец 90-х выдался для Мэнсона трудным. В 1999 году произошла трагедия в школе «Колумбайн», и некоторые политики и СМИ поспешили обвинить музыку Мэнсона в том, что она якобы повлияла на школьников. Музыканту пришлось публично оправдываться – он написал открытое эссе и дал серию интервью, призывая не искать козлов отпущения в искусстве. Под давлением обстоятельств группа отменила несколько концертов из уважения к жертвам трагедии. Однако уже в следующем году Мэнсон выплеснул весь накопившийся гнев и боль в новом альбоме.

Holy Wood (In the Shadow of the Valley of Death), выпущенный в 2000 году, стал мрачным ответом Мэнсона на случившееся. Альбом возвращается к тяжелому, агрессивному звучанию и завершает концептуальную трилогию, начатую в Antichrist Superstar и Mechanical Animals. Holy Wood пронизан темами смерти, славы и многого другого в американской культуре, с отсылками к Джону Кеннеди, Джону Леннону и другим культовым фигурам, погибшим от пуль фанатиков. Альбом получил золотой статус и укрепил репутацию Мэнсона как артиста, который не боится смотреть в глаза самым неудобным темам.

Следующие несколько лет Мэрилин Мэнсон продолжал эпатировать, но уже больше экспериментировал со стилем. В 2003 году вышел The Golden Age of Grotesque, вдохновленный эстетикой кабаре 1930-х и бурлеска. Мэнсон перевоплотился в образ декадентского денди из эпохи Веймарской Германии – с соответствующими костюмами, цилиндрами и гримом в стиле немого кино. Саунд стал более эклектичным: к индустриальному груву добавились свинговые ритмы, духовая секция и даже элементы электро-джаза. Альбом стартовал на вершине Billboard 200, доказав, что публика готова следовать за Мэнсоном даже в самые причудливые его творческие вылазки.

После «Золотого века гротеска» в жизни Мэнсона наступил период перемен. Распался его давний союз с басистом и соавтором Твигги Рамирезом (Джорди Уайтом), и к 2004 году из первоначального состава The Spooky Kids в группе остался один Мэнсон. Он увлекся живописью, провёл художественную выставку под названием The Golden Age of Grotesque, начал появляться в кино (например, в фильме Дэвида Линча «Шоссе в никуда»). Музыка тоже сместила фокус: Eat Me, Drink Me (2007) стал более личным и гитарно-ориентированным альбомом, отражавшим переживания от развода Мэнсона с бурлеск-дивой Дитой фон Тиз. Критики отметили, что альбом получился неожиданно «меланхоличным» для короля ужаса – скорее готический глэм-рок, чем индустриальный кошмар. Мэнсон словно позволил себе немного уязвимости под маской монстра.

Правда, смена настроения пришлась по душе не всем поклонникам, и конца 2000-х популярность артиста несколько пошла на спад. Альбом The High End of Low (2009), ознаменовавший возвращение Твигги в состав, пытался вернуть тяжесть и злобу ранних работ. Но музыкальный ландшафт уже изменился – царствовать в альтернативе стали новые имена, да и сам Мэнсон немного потерял направление.

Born Villain (2012) стал для Мэнсона возвращением к корням — сырому индустриальному звуку с элементами хард-рока и готики. Альбом продюсировал Крис Вренна (экс-Nine Inch Nails), а визуально проект оформлялся в духе экспериментального кино, что Мэнсон подчёркивал клипом «No Reflection». Альбом получил умеренные, но положительные отзывы — критики отмечали, что Мэнсон снова «звучит злым и вдохновлённым».

В начале 2010-х многие уже списывали Мэрилина Мэнсона со счетов, решив, что его эпоха шока осталась в прошлом. Но наш герой не был бы самим собой, если бы не приберег пару тузов в рукаве. В 2015 году он выпускает альбом The Pale Emperor, который критики единодушно назвали триумфальным камбэком и «возвращением в форму» . Вместо привычного индустриального звукового полотна Мэнсон под руководством гитариста и саундпродюсера Тайлера Бэйтса подался в мрачный блues-rock и пост-панк. Песня “Third Day of a Seven Day Binge” с хрипловатым блюзовым надрывом и почти танцевальный боевик “Deep Six” доказали, что 46-летний Мэнсон может звучать свежо и актуально. The Pale Emperor стал самым успешным альбомом Мэнсона за десятилетие и познакомил с его творчеством новое поколение слушателей.

Воодушевленный Мэнсон продолжил сотрудничество с Бэйтсом на Heaven Upside Down (2017). Альбом сохранил «возрожденное» звучание – смесь гитарного драйва, готической атмосферы и цепляющих мелодий – и закрепил успех, подарив хит “Kill4Me”, добравшийся до 6-го места рок-чарта. Казалось, Мэрлин Мэнсон снова в ударе. В 2020 году, на волне творческой энергии, он выпустил We Are Chaos – возможно, самый неожиданный релиз в его карьере. Продюсером и соавтором стал кантри-музыкант Шутер Дженнингс, и вместе они создали альбом, в котором мрачный готический рок сочетается с элементами глэма и даже классического рок-н-ролла. Mэнсон описывал We Are Chaos как концептуальную «пластинку-на-будущее», каждая сторона которой рассказывает свою историю. Критики похвалили работу за мелодизм и личные тексты – кто бы мог подумать, что под слоем ужаса скрывается душа романтика?

После четырехлетнего молчания Мэрилин Мэнсон вернулся с громким заявлением — One Assassination Under God – Chapter 1, своим двенадцатым студийным альбомом, выпущенным 22 ноября 2024 года на лейбле Nuclear Blast. Запись велась в Лос-Анджелесе, где Мэнсон вновь объединился с продюсером и соавтором Тайлером Бэйтсом, тем самым, кто помог ему перезапустить карьеру во времена The Pale Emperor.

Музыкально этот альбом стал продолжением пути зрелого Мэнсона — тяжелый индустриальный рок здесь соседствует с атмосферным пост-панком и кинематографическими электронными вставками. Пластинка звучит мощно, но при этом собранно: гитары режут, бас давит, а голос Мэнсона звучит ниже и осмысленнее, чем когда-либо.

Тематика альбома традиционно для него мрачна и символична. В текстах — религия, культ личности, гибель моральных ориентиров и вечная борьба человека с самим собой. Уже заглавный трек “One Assassination Under God” задает тон: здесь Мэнсон размышляет о гибели кумиров и о том, как современное общество превращает разрушение в зрелище. В песне “As Sick as the Secrets Within” слышится почти конфессиональная интонация, а “Raise the Red Flag” — политический манифест, скрытый под слоем иронии.

Критики встретили релиз с неожиданным энтузиазмом: многие назвали его «лучшим альбомом Мэнсона за последние пятнадцать лет» и отметили возвращение к фирменной энергетике, но уже без хаоса ранних лет. Сам артист описал пластинку как «второе рождение» и заявил, что это лишь первая часть задуманного — вторая глава должна выйти позже.

One Assassination Under God – Chapter 1 стал доказательством того, что, несмотря на возраст и бурную биографию, Мэрилин Мэнсон по-прежнему способен оставаться актуальным, провокационным и звучать так, будто он только начинает.

Имидж и визуальный стиль:

Мэрилин Мэнсон — не просто музыкант, а художник, создавший целую театральную мифологию вокруг собственного имени. Его образы всегда отражали идею протеста и метаморфозы: от бледного демонического пророка 90-х с линзами и черными тенями до глэм-андрогина эпохи Mechanical Animals и декадентского денди времён The Golden Age of Grotesque. Каждая эпоха имела свой визуальный код, превращая концерты в перформансы, а альбомы — в целостные художественные проекты.

На сцене Мэнсон всегда использовал визуальный шок как инструмент: гигантские кафедры, символические декорации, костюмы в духе хоррор-кабаре. Он не просто пел — он ставил спектакль, в котором страх и ирония менялись местами. Благодаря этому Мэнсон стал наследником Элиса Купера и Дэвида Боуи одновременно, превратив рок-концерт в акт визуального искусства.

Сотрудничество с другими артистами:

За годы карьеры Мэрилин Мэнсон отметился рядом официальных коллабораций, каждая из которых отражала разные стороны его творчества. В 2012 году он объединился с Робом Зомби, записав кавер на Helter Skelter и проведя совместный тур Twins of Evil, ставший одним из самых громких событий того года. В 2013-м Мэнсон появился на альбоме Аврил Лавин с песней Bad Girl, добавив в поп-рок-звучание мрачную индустриальную энергетику, а в 2025 году выпустил совместную композицию с группой Falling in ReverseGod Is a Weapon, соединив классический шок-рок с современным металкор-звуком. Эти работы подтвердили, что Мэнсон остаётся востребованным и способен органично вливаться в любые жанры — от поп-рока до хип-хопа.

Рекомендации к прослушиванию:

Чтобы почувствовать масштаб и эволюцию Мэрилина Мэнсона, начни с этих пяти ключевых треков:

  1. The Beautiful People (Antichrist Superstar, 1996) — агрессивный гимн нонконформизма и визитная карточка Мэнсона, с которой начался его мировой успех.
  2. Sweet Dreams (Are Made of This) (Smells Like Children, 1995) — мрачный кавер на Eurythmics, превративший поп-хит в кошмарный сон и открылший Мэнсону путь в мейнстрим.
  3. The Dope Show (Mechanical Animals, 1998) — глэм-рок олицетворение его яркой и андрогинной эпохи.
  4. The Nobodies (Holy Wood, 2000) — философская песня о славе, боли и отчуждении, отражающая трагедии времени.
  5. As Sick as the Secrets Within (One Assassination Under God – Chapter 1, 2024) — свежий пример зрелого звучания: мощный, концептуальный и всё так же узнаваемо мэнсоновский.

Почти четыре десятилетия на сцене превратили Мэрилина Мэнсона из андеграундного провокатора в мировой символ шок-рока. Его влияние слышно в десятках групп и видно в современной поп-культуре, где эпатаж стал частью искусства. Любить или ненавидеть — равнодушных к Мэнсону нет. Он расширил границы дозволенного, вдохновил новое поколение артистов и доказал, что шок может быть формой искусства