Найти в Дзене

Арестантские истории: ДЕЖАВЮ, или БОМЖАЦКИЕ ДЕЛА (рассказ-быль)

   Рассказ "Déjà vu, или Бомжацкие дела" является художественным произведением. Содержит специфическую лексику и сцены табакокурения, при этом не пропагандирует и не призывает к употреблению наркотиков, алкоголя и табака. Произведение содержит изобразительные упоминания о противоправных действиях, но такие описания являются художественным, образным, и творческим замыслом, не являются призывом к совершению запрещенных действий. Автор осуждает употребление наркотиков, алкоголя и табака. При возникновении зависимости обратитесь к врачу. "И волки сыты, и овцы целы" (русская народная поговорка)     Люди, особенно скептического склада, обычно не верят в разовые совпадения. Они относят их к разряду случайных. И это, в общем-то, правильно. Чтобы говорить о тенденции, а тем более о закономерности, нужна хоть какая-то кратность. И только в случае многократного полного совпадения каких-либо явлений или событий можно говорить о наличии некоего закона, который правит процессами, протек
Оглавление

   Рассказ "Déjà vu, или Бомжацкие дела" является художественным произведением. Содержит специфическую лексику и сцены табакокурения, при этом не пропагандирует и не призывает к употреблению наркотиков, алкоголя и табака. Произведение содержит изобразительные упоминания о противоправных действиях, но такие описания являются художественным, образным, и творческим замыслом, не являются призывом к совершению запрещенных действий. Автор осуждает употребление наркотиков, алкоголя и табака. При возникновении зависимости обратитесь к врачу.

"И волки сыты, и овцы целы"

(русская народная поговорка)

    Люди, особенно скептического склада, обычно не верят в разовые совпадения. Они относят их к разряду случайных. И это, в общем-то, правильно. Чтобы говорить о тенденции, а тем более о закономерности, нужна хоть какая-то кратность. И только в случае многократного полного совпадения каких-либо явлений или событий можно говорить о наличии некоего закона, который правит процессами, протекающими в природе или, скажем, в обществе.

    Интересно, а что сказали бы философы диалектического толка и бытовые скептики на историю, которую я хочу рассказать ниже?

    Я оказался посвящён в эту историю чисто случайно, а приключилась она в середине десятых годов нашего века в… передаточном отделении следственного изолятора...

    Когда приходит время этапировать заключённых на следственные действия или судебные заседания, а также в исправительные колонии по приговорам суда, их бодрячком выводят из камер СИЗО, как говорится, с вещами и препровождают в приёмно-отправочные (они же - передаточные) отделения, которые в народе называют "шмоналками", "этапками", "сборками" и как-то ещё. Туда же, само собой, заводят и тех арестантов, кого, наоборот, доставили в воронках из судов и следственных органов в СИЗО. Весь этот разношерстный контингент разводят по клеткам и боксам для ожидания своей очереди на личный досмотр (шмон) и процедуру приёма-передачи - кого по камерам, кого на этап и т.д.

    Эти клетки и боксы устроены по разному. И называются тоже по разному. Они бывают большими ("отстойники", "сборки", "решки" и др.) и совсем маленькими одиночками ("стаканы").

    Клетки, они и есть клетки - в пояснениях особо не нуждаются: из металлических решёток с толстыми прутьями, в каких паршивые зверинцы держат хищников.

    А вот боксы - это глухие либо частично зарешёченные комнатки или ниши с запираемыми дверями. Хорошо, если там есть лавочка и электрический свет, а то и вовсе - голые стены и кромешная тьма.

    Так изолируют друг от друга уголовные "масти", конфликтных и буйных психов, подельников, бывших сотрудников силовых и властных структур.

    Обысковые мероприятия - шмон - дело нескорое. Все до единого арестанты: и прибывающие, и убывающие - в обязательном порядке проходят полный досмотр носильных вещей, одежды и тела.

Dj vu, или Бомжацкие дела купить на OZON по низкой цене (2002834412)

    Заключённому в категорической форме, не терпящей никаких возражений, предписывают раздеться донага, продемонстрировать все закоулки своего бренного тела: ротовую полость, подмышки, пах, между ягодицами, подошвы ног и так далее. Потом тщательно осматривают и прощупывают, иногда прибегая к помощи металлоискателя ("ракетки"), все предметы одежды и обуви, личные вещи, в общем всё, что зэк при себе имеет.

    Неразрешёные и, паче того, запрещённые предметы и продукты питания изымают, мыло режут на части, конфеты разворачивают, пакетики с чаем вскрывают, а сигареты мнут и ломают напополам…

    Скрупулёзный осмотр тела заключённого проводится с двоякой целью. Во-первых, для выявления предметов, которые могут быть спрятаны в потаённых местах головы и туловища. За щёки, в уши, нос и даже меж складок кожи на животе иные умудряются спрятать сим-карту или пакетик с наркотиком. Ну, а уж в самые-то сокровенные "тайники" при большом желании могут и мобильные телефоны засунуть! Эти места в тюрьме так и называют: воровской карман или бардачок. Мелкие предметы приклеивают пластырем или скотчем где-нибудь в области промежности, на подошве ступни, между пальцев ног или ещё куда заныкают.

    Я вот, например, слышал такую байку, что один ловкий крадун-карманник в начале шмона сбрасывал мобильник в карман сотруднику, который его шмонал, а в конце - также незаметно доставал и перекладывал в свой, унося затем в "хату". Мало ли...

    Вторая цель этой долгой и унизительной процедуры - визуальный осмотр заключённых на наличие телесных повреждений, следов побоев и пыток, синяков, ссадин и прочее. Каждое ведомство - в данном случае администрация СИЗО и конвойная служба при МВД - желает обезопасить себя от неприятностей и не нести ответственности за чужие грехи.

    Шмон обычно сопровождается своеобразными командами, например: "раздвинь ноги!", "мотню подними!", "яйца в гору!", "присел-встал! ещё присел! встал! ещё присел! встал!". Относятся к этому все по разному: кто строптивится и вступает в перерекания, кто исполняет покорно и беспрекословно. В целом же зэки воспринимают такое равнодушно: дело тюремное - привычное с незапамятных времён, устоявшееся из поколения в поколение и ничего стрёмного в этом не видят. Государство не ждёт от зэка ничего хорошего - зэк платит той же монетой, и наоборот. Короче, взаимопонимание полное…

    Вот именно в таком приёмно-отправочном отделении одного из СИЗО и произошли два интересных случая, приведшие меня в недоумение и заставившие усомниться в случайности любых совпадений.

    Итак, дело первого бомжа. И не простое дело, а уголовное…

    Дороги наши с ним пересеклись в начале 2014 года в следственном изоляторе, а именно в отстойнике передаточного пункта. По требованию следователя "зарядили" меня на очередной этап - вывели рано утром из камеры и сопроводили в отстойник. А там уже двое: один сидит "на кортах" (на корточках, значит), с чётками играется, а второй - старенький уже, жалкий такой, со слезящимися глазами, как оказалось - бомжик, расположился прямо на полу. Лавочки-то в боксе не было.

    Немного осмотревшись в полутьме, я поздоровался с типом "на кортах" (знакомы были шапочно), закурил и поинтересовался у старичка:

    - Тебя-то за что приняли, дедуль?

    - А я чё-то и сам не понял. На, вон - читай, а то я не могу, - бомж извлёк из своей авоськи и протянул мне ещё чистую и не измятую стопку печатных листов.

    - А закурить есть? - попросил он.

    Я угостил его сигареткой и подумал: "Врёт, поди, старый: сам, типа того, не понял". Зэки, вообще, склонны скрывать истинные обстоятельства своих уголовных дел. Как говорится, накидывают на себя пуха. Так и этот…

    Однако, скоро я понял, что ошибся. Дедушка и впрямь оказался полуадекватный - во времени и пространстве неважно ориентировался. Да ещё то ли с катарактой, то ли с глаукомой - словом, и зрение у него было тоже некудышное. Немудрено, что запутался в собственной делюге.

    У нас делюгой называют и уголовное дело в целом - как таковое, и отдельные его материалы. Так вот он сунул мне в руки свою делюгу не ради удовлетворения моего любопытства, а чтобы я объяснил ему самому, что к чему, за что и почему.

    Так вот эта самая делюга - стопка сшитых воедино листков - была озаглавлена так: "Обвинительное заключение по уголовному делу о совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 222 УК РФ, частью 1 статьи 223 УК РФ"... Ого! Это же незаконное хранение и изготовление огнестрельного оружия! Ничего себе "дедуля"...

    Охота пуще неволи. Любопытство-то, действительно, разыгралось! С трудом разбирая буквы в полумраке отстойника, я прочитал следующее: "Такого-то числа, такого-то месяца 2013 года гражданин такой-то, нигде не работающий, не имеющий определённого места жительства, занимающийся бродяжничеством и попрошайничеством, пришёл на территорию гаражного массива, расположенного по такому-то адресу города Х***, и нашёл там брошенные неизвестным лицом, личность которого установить не удалось, следующие предметы, а именно: ножовку по металлу, плоскогубцы, проволоку, металлическую трубку и кусок деревянной доски. При этом у такого-то возник преступный умысел на совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.223 УК РФ, а именно незаконное изготовление самодельного огнестрельного оружия, называемого поджиг. Реализуя свой преступный умысел, [туда-сюда, лясим-трясим, пятое-десятое], такой-то также совершил преступление, предусмотренное ч.1 ст.222 УК РФ, а именно умышленное незаконное хранение огнестрельного оружия. Данное самодельное огнестрельное устройство (поджиг) такой-то намеревался использовать для охоты на бродячих собак с целью употребления их мяса в пищу…" и так далее: лясим-трясим, жили-были, что почём, хоккей с мячом… Пропускаю (чтобы дети случайно не прочитали) подробности изготовления доступного стрелкового оружия, тем более, что оно точь-в-точь совпадало с фрагментом знаменитой кинокартины "Брат 2". Это где Данила Багров, старательно вытирая пот со лба рукавом свитера, мастерил и начинял спичечными головками аналогичное устройство, а потом пальнул из него в физиономию чернокожего торговца оружием.

    Согласно этому заключению поохотиться или пальнуть кому-нибудь в физию кровожадному деду не удалось - он был оперативно и своевременно задержан бдительными сотрудниками полиции. Высокопрофессионально сработали, базару нет. Как у В.Высоцкого: "Обезврежен он, и даже - он пострижен и посажен…". Якобы только один раз дед успел стрельнуть по консервной банке - опробовал стрелковые качества. С катарактой-то...

    Впоследствии дедов поджиг опробовали уже солидные дяди - эксперты-криминалисты по баллистике. Они тоже даром свой хлеб не едят - дали заключение, что это действительно не что иное, как грозное и смертоносное оружие.

    - Я, - рассказывал тем временем старичок, - пьяный был. Спал на входе в гипермаркет. Чую, толкает кто-то. Очухался маленько, гляжу - менты стоят и ещё какие-то с ними двое, значит. А со мной рядом чей-то пакет валялся, белый такой. Мне говорят: "Что в пакете?". "Не знаю, - говорю, - не моё". Они пошебуршились в нём и достают пугач, как пистолет, значит, потом пассатижи и пилку. "Ага, - говорят, - вставай, поедем". Ну, и поехали, значит. Вот, еду до сих пор, не знай, куда приеду…

    - А на собак одичавших не охотился? - спрашиваю его.

    - Кореш, х++ню порешь! - запротестовал дед. - Да я их люблю до смерти! И боюсь...

    - Есть их любишь?

    - Да ну, - дедок махнул рукой и обидчиво отвернулся.

    - Шучу, дедуль, не огорчайся. Ну, дадут года три "посёлка" [то бишь колонии-поселения]. Хоть крыша над головой будет. Откормишься, поправишься. Там тебя подлечат. Пенсию оформят, документы - будешь жить, шо царь, - увещевал я старичка.

    - Да я не гоню. Может, так вышло и к лучшему, - соглашался он. - Хоть от синьки отойду…

    Синька - это, значит, алкоголь и, в каком-то смысле - сам образ жизни пьяницы.

    "Вот "молодцы" какие, - подумал я. - "Дело" раскрыли, показатели повысили, зарплату с премией получили и старичка бездомного худо-бедно на казённый кошт устроили - все довольны". Однако, нехороший осадок на душе остался. От всей этой истории попахивало чем-то гадким. Я не о бомжацких тряпках, в которые был обряжен дедушка, а вообще, о моральном аспекте… Ведь такую подставу при желании можно кому угодно устроить, лишь стоит зазеваться. Да, Шарапов прав: Жеглов поступил незаконно, сунув кошелёк в карман Кирпичу, но его поступку есть и оправдание - это Кирпич украл кошелёк, а не кто-то другой. Хорошо ещё, что дедку подкинули самопальную стрелялку, а не пакетик с белым порошком - сидеть бы ему лет десять на строгом режиме, как говорится, получил бы "билет в один конец"...

    Этим, собственно, и ограничилось моё мимолётное знакомство с тем стареньким бомжем. Я б в тот же день позабыл и о нём, и о его деле - мне и своей беды хватало, но в память помимо воли врезались оригинальные протокольные цитаты, вроде этой: "для охоты на бродячих собак с целью употребления их мяса в пищу" да ещё про специфический набор инструментов и заготовок, которые некто "оставил" возле гаражей. Как оказалось, не зря…

    Примерно через год, то есть в начале 2015 года, в ходе очередного этапирования, на этот раз уже в суд, снова попал я в отстойник передаточного пункта. Только не упомню - в тот же самый или в другой, но это и не важно.

    Важно другое: на полу, подвернув под себя замызганную старую куртку, в уголке отстойника сидел старичок. Судя по внешнему виду и специфическому запаху - бомж. Только не тот. Другой...

    Сначала я не придал этому никакого значения - в подобных заведениях это не редкость и уже не случайность, а скорее, устойчивая тенденция - в порядке вещей.

    Встав у стенки, я осмотрелся и закурил. Дед попросил сигарету. Разговорились.

    - Ты сам-то откуда, дедуль? - поинтересовался я.

    - Да из У***, - старик произнёс название соседнего городка. - Там и осудили. А сюда привезли этап ждать.

    - Что за беда у тебя?

    Старичок вытащил откуда-то свёрнутую вчетверо тонкую стопочку подшитых бумаг и протянул мне:

    - Хошь - на, почитай, - и добавил, стеснительно усмехнувшись. - Я вить читать-то не умею. Разучился уже…

    Что-то знакомое показалось мне в его жесте. Однако, никакого совпадения пока ещё не было: тот - слабовидящий, а этот - неграмотный.

    Развернул, значит, я его делюгу. Читаю: "Эге! Приговор У***ского районного суда Именем Российской Федерации по обвинению… в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 222 УК РФ; частью 1 статьи 223 УК РФ...". Стоп!

    "Стоп! Что это? Да не может быть! Эффект дежа вю? Или я за два года тюрьмы голову пересидел? Да ну нах...", - я тогда даже испугался: показалось, что рассудок помутился.

Тюремные и лагерные истории в сборнике рассказов "СПЕЦБЛОКАДА":

Читать «Спецблокада. Тюремные и лагерные истории». Александр Игоревич в Яндекс Книгах

    Впрочем, судите сами:

"Такого-то числа, такого-то месяца 2014 года гражданин такой-то, нигде не работающий, не имеющий определённого места жительства, занимающийся бродяжничеством и попрошайничеством, пришёл на территорию гаражного массива, расположенного по такому-то адресу города У***, и нашёл там брошенные неизвестным лицом, личность которого установить не удалось, следующие предметы, а именно: ножовку по металлу, плоскогубцы, проволоку, металлическую трубку и кусок деревянной доски. При этом у такого-то возник преступный умысел на совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.223 УК РФ, а именно незаконное изготовление самодельного огнестрельного оружия, называемого поджиг. Реализуя свой преступный умысел, [туда-сюда, лясим-трясим, пятое-десятое], такой-то также совершил преступление, предусмотренное ч.1 ст.222 УК РФ, а именно умышленное незаконное хранение огнестрельного оружия. Данное самодельное огнестрельное устройство (поджиг) такой-то намеревался использовать для охоты на бродячих собак с целью употребления их мяса в пищу…" и так далее: лясим-трясим, жили-были, что почём, хоккей с мячом…

    Не стану повторять описание сцены с корпеющим над самопалом Данилой Багровым, апробации баллистических качеств сначала дедушкой-бомжем, затем заслуженными криминалистами-экспертами - они были также схожи с прочитанными мной год назад, как однояйцевые близнецы.

    Наконец, с некоторым трудом я извлёк из себя:

    - Дед, ты пьяный был? Ну тогда, когда…

    - Ага.

    - Спал у входа в гипермаркет?

    - Не-е, на рынке…

    Фу, хвала Всевышнему!

    - Тебя менты растолкали? И двое понятых с ними?

    - Ага, типа того.

    - А рядом пакет нашли, да?

    - Ну, да. Так.

    - Белый, пакет-то?

    - А я не помню. Пьяный же был, говорю…

    - А в нём поджиг, ножовка, плоскогубцы, проволока, спички, да?

    - А-а-а, хы-хы, дак ты в курсе? Слыхал уже?

    "Слыхал-слыхал. Вот

прощелыги! Прохвосты, чуть с ума не свели! Всё, как тогда: одним выстрелом - двух зайцев. И от бомжа избавились, и очередное преступление раскрыли! Молодцы, б++...".

    Согласно приговора поедет дедушка-бомж в колонию-поселение на три с половиной года…

    - Ты, дедуль, не огорчайся. Подлечишься там, пенсию будешь получать, от синьки отойдёшь…

    - Ага, - почему-то уныло согласился дед, - мне и в милиции так же сказали. А мне, так-то, по х… Что так, что эдак…

    Вот такие вот бомжацкие дела… Да не простые дела, а уголовные!

Déjà vu, или Бомжацкие дела

    Тогда я невольно призадумался: если это, действительно, не дежа вю, а банальное совпадение, то случайно ли оно? На тенденцию не похоже - мало выборочных данных. Не довелось мне попасть на этап в начале 2013-го или 2016-го, 2017-го и встретить третьего бомжа, четвёртого, пятого из городков Х***, У*** и так далее… А то можно было бы провести статистическую обработку результатов, установить корреляцию с высоким коэффициентом и получить чёткую закономерность, а потом, может быть, даже защитить диссертацию, например, по социологии… Но, как говорится, не судьба...

    Может, оно и к лучшему. Ведь старые зэки, когда б узнали об этом, то просто надо мной бы посмеялись: "Эх ты, первоход… Это же самый обычный сезонный отлов! Ты что, грамотей, не знал, что это такое?". Каюсь, не знал.

    Не знал. Мы, вообще, о многом не знаем и не догадываемся. Вот, например, провинциальные олухи в полицейских погонах, когда копировали друг у дружки файлы с "болванками" протоколов и прочих материалов уголовных дел, тоже никак не могли предположить, что найдётся дотошный уголовник, который, эту "липу" прочитает, опять же - чисто случайно, запомнит, начнёт придираться к каждой букве, да ещё и в книжке про это напишет!

    Впрочем, как говорится - цель оправдывает средства. Если наплевать на моральный аспект (мол, нельзя против воли осчастливить человека и всё такое), если закрыть глаза на неправду и грязное, бесчестное манипулирование судьбами живых людей, а рассудить только с рациональной стороны, то, надо признать, что складно у них тогда, однако, вышло: и бомжи сыты, и бродячие собаки целы!

2015, 2023 гг.

-2

ВСЯ ПРАВДА

о современной российской тюрьме 📿 !

📚Об этом вам не расскажут официальные источники. 

🖥Этого вы не увидите в телесериалах:

Субцивилизация

Читайте на Яндекс.Книги:

Читать «Субцивилизация. Записки лагерного садовника». Александр Игоревич в Яндекс Книгах

Книга на Wildberries:

Интернет‑магазин Wildberries: широкий ассортимент товаров - скидки каждый день!