Найти в Дзене

КИНО или КНИГА? Работа ума или развлечение души?

"Фома": Чтение: работа ума или развлечение? Мой первый учитель все время повторял: «Надо работать». Гуляем с ним, беседуем о смысле жизни, вдруг он говорит: «Ну ладно, я пошел работать». Я думал, у него урок или ему нужно проверять домашние задания. А он, оказывается, пошел читать! Поэтому позже я был очень удивлен, когда столкнулся с отношением к чтению как к форме досуга — к тому времени я воспринимал чтение как работу для души. У кого-то из наших художников было любимое выражение: «душой надо тратиться». Ты можешь читать книгу или слушать лекцию, можешь беседовать с людьми — и тратиться душой. А если ты душой не тратишься, это праздность. И бессмыслица. Душевная жвачка. У святителя Августина в «Исповеди» есть эпизод, где он приходит к епископу Амвросию Медиоланскому, который сыграл большую роль в его обращении к Богу, а тот в это время читает. Читали тогда вслух, но Амвросий, видимо, был одним из тех не­многих, кто уже владел таинственным искусством чтения про себя. И вот Августин

"Фома": Чтение: работа ума или развлечение?

Мой первый учитель все время повторял: «Надо работать». Гуляем с ним, беседуем о смысле жизни, вдруг он говорит: «Ну ладно, я пошел работать». Я думал, у него урок или ему нужно проверять домашние задания. А он, оказывается, пошел читать! Поэтому позже я был очень удивлен, когда столкнулся с отношением к чтению как к форме досуга — к тому времени я воспринимал чтение как работу для души. У кого-то из наших художников было любимое выражение: «душой надо тратиться». Ты можешь читать книгу или слушать лекцию, можешь беседовать с людьми — и тратиться душой. А если ты душой не тратишься, это праздность. И бессмыслица. Душевная жвачка.

КИНО или КНИГА?
КИНО или КНИГА?

У святителя Августина в «Исповеди» есть эпизод, где он приходит к епископу Амвросию Медиоланскому, который сыграл большую роль в его обращении к Богу, а тот в это время читает. Читали тогда вслух, но Амвросий, видимо, был одним из тех не­многих, кто уже владел таинственным искусством чтения про себя. И вот Августин, не смея его прервать, посидел с ним рядышком... и ушел. И я глубоко убежден, что оба они в этот момент тратились душой: Амвросий — занимаясь духовно-интеллектуальным деланием, а Августин (который вроде бы не получил то, за чем пришел) — наблюдая за этим трудом, настолько его поразившим, что он потом описал случившееся в «Исповеди».

Рекомендуем 👇👇👇 👍🏻

"Святой Августин" (2010). Фильм-ПОТРЯСЕНИЕ ! Не человек находит истину, он должен позволить истине найти его, и эта Истина - Иисус Христос.
Православный Киноклуб3 февраля 2024

Конечно, никакого научного определения, что значит тратиться душой, не существует. Но в моем понимании это некое усилие, с которым совершается определенная работа, интеллектуальная и/или духовная. Как определить границу, где ты тратишься душой, а где нет? На уровне метафоры, кажется, вполне легко: ты можешь сколько угодно жевать жвачку, но не насытишься. Но возьмем книги: на какие мысли наталкивают тебя, скажем, Конан Дойл и Достоевский? Видишь ли ты в их произведениях что-то для себя новое? Заставляет ли это тебя задуматься над собой? И в этом смысле чтение Конан Дойла иной раз может оказаться более затратным для души, чем чтение Достоевского, если ты машинально перелистываешь страницы «Братьев Карамазовых». И ты сам это всегда понимаешь.

Автор: Владимир Легойда @vladimirlegoyda

"Святой Августин" (2010). Фильм-ПОТРЯСЕНИЕ ! Не человек находит истину, он должен позволить истине найти его, и эта Истина - Иисус Христос.
Православный Киноклуб3 февраля 2024