Ко дню рождения французского писателя и мыслителя Альбера Камю.
Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года в городе Мондови (Алжир). Через год его отец погиб, и семья оказалась в бедственном материальном положении. Образование будущий писатель получил благодаря школьному учителю, который уговорил родных отправить его в лицей. Во время учебы Камю активно занимался спортом, который в 1930 году пришлось оставить из-за туберкулеза. Кроме того, болезнь помешала молодому человеку попасть в армию.
Отучившись на факультете философии в университете Алжира, Альбер Камю занялся общественной, театральной, а также литературной деятельностью. В 1936 году он организовал передвижной "Театр труда", где был режиссером и актером. Вскоре он опубликовал сборник лирических эссе "Изнанка и лицо", а затем – эссе "Бракосочетание".
В этом эссе Камю рассуждает над смыслом жизни, ее радостями и бессмысленностью. Произведения молодого автора написаны в особом стиле, ничем не похожем на традиционный буржуазный роман. Альбер мало интересовался психологическим анализом, в основном, рассуждал о философских проблемах. Именно Альберу принадлежит идея абсурдизма, ставшая основной темой его раннего творчества. Абсурд представлялся Камю пропастью между желанием человека жить счастливо и мирно, и реальностью, иррациональной и запутанной. Далее следовала вторая волна рассуждений философа, плавно вытекающая из первой. Человек не просто принимает условия жизни в абсурдной вселенной, но и "восстает" против нее. Восстание нельзя отнести к политическим, исключительно ради поддержки традиционных ценностей.
В 1942 году вышел дебютный роман писателя, получивший название "Посторонний". Он освещает негативный аспект человека. Главный герой повествования – молодой клерк Мерсо, от имени которого и ведется повествование. Мерсо не знает никаких человеческих эмоций, по жизни он "посторонний". Кризис случается на пляже, когда Мерсо в пылу ссоры, возникшей не по его вине, выстрелил в араба.
Во второй части повествования описан суд над главным героем, где ему присудили смертную казнь. Описание общей ситуации подчеркивает абсурдность жизни, и это ощущение только усиливает бесцветный и плоский стиль произведения.
В 1941-м Альбер начал работу еще над одной книгой – "Миф о Сизифе", которая тоже вышла из печати в 1942 году. В этом философском эссе исследуется бессмысленность жизни. Приговоренный к вечной жизни мифический герой Сизиф каждый день поднимается в гору с тяжелым камнем на плечах, но стоит ему только добраться до вершины, как камень катится вниз, и так постоянно, день за днем. Персонаж представляет собой все человечество, которое прикладывает постоянные титанические усилия, чтобы одержать очередную печальную победу.
В 1942 году, по приезду во Францию, Камю вступил в группу "Сопротивление". Вплоть до 1944 года основным занятием писателя стала подпольная журналистика. На протяжении трех лет Камю редактировал газету "Бой". В 1944 году впервые поставили его пьесу "Недоразумение", через год еще одну – "Калигула".
В 1947-м писатель издал еще один роман, которому дал название "Чума". На этот раз писатель пытался сделать основной акцент на положительных качествах характера человека. Описание вымышленной атаки чумы в небольшом алжирском городке Оран, привело к тому, что автор опять вернулся к рассмотрению вопроса абсурдизма. Герои бессмысленно и абсолютно незаслуженно страдают, и умирают от бубонной чумы. Повествование ведется от имени доктора Риэ, который описывает свои представления о честности, а именно человека, который прикладывает массу сил, чтобы побороть вспышку заболевания, хотя не видит в этом никаких перспектив.
С другой стороны, "Чуму" трактуют, как завуалированное описание оккупации Франции в годы Второй мировой войны. Этот роман стал своеобразным символом борьбы со страданиями человека и вселенским злом, теми проблемами, с которыми человечество сталкивается на всем протяжении своего существования.
В 1950-е годы философ стремился к независимости, всячески избегая "партийной принадлежности". В этот период вышла книга "Бунтующий человек". Сборник состоит из трех важных философских работ Камю, которые проливают свет на само понятие экзистенциализма. Его произведения касаются таких вопросов, как представление о свободе и истине, о том, как живет действительно свободный человек. Жизнь в понимании Альбера Камю – бунт, и чтобы жить настоящей жизнью, истинной и свободной, нужно просто восстать против всего, что мешает воплотить эти идеалы.
В 1957 году Камю стал лауреатом Нобелевской премии "за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести".
4 января 1960 года Альбер Камю вместе с семьей друга попал в автомобильную аварию. Его похоронили на французском кладбище в Лурмарене.
Цитаты:
"Привычка к отчаянию куда хуже, чем само отчаяние." (Чума)
"Самый удобный способ познакомиться с городом – это попытаться узнать, как здесь работают, как здесь любят и как здесь умирают." (Чума)
"Самым страшным пороком является неведение, считающее, что ему все ведомо."
(Чума)
"Не может человек по-настоящему разделить чужое горе, которое не видит собственными глазами." (Чума)
"В сущности, нет такой мысли, к которой человеку нельзя привыкнуть." (Посторонний)
"Другие твердят: "Это чума, у нас чума была". Глядишь, и ордена себе за это потребуют. А что такое, в сущности, чума? Тоже жизнь, и все тут." (Чума)
"Мы живем будущим: "завтра", "позже", "когда у тебя будет положение", "с возрастом ты поймешь". Восхитительна эта непоследовательность - ведь в конце концов наступает смерть." (Миф о Сизифе)
"…с возрастом каждый приобретает тот облик, какого заслуживает." (Падение)
"Иногда людям кажется, будто они в чем-то уверены, а на самом деле это не так." (Посторонний)
"Рано или поздно наступает время, когда нужно выбирать между созерцанием и действием. Это и называется: стать человеком." (Миф о Сизифе)
"Жизнь слишком быстро входит в привычку. Хочешь заработать деньги, чтобы жить счастливо, и в итоге все силы, весь цвет жизни уходят на их добывание. Счастье забыто, средство принято за цель." (Миф о Сизифе)
"Теперь они знали, что существует на свете нечто, к чему нужно стремиться всегда и что иногда дается в руки, и это нечто - человеческая нежность." (Чума)
"Все всегда стоит труда." (Чума)
"Судя по всему, другой человек всегда остается для нас непознанным, в нем всегда есть нечто не сводимое к нашему познанию, ускользающее от него." (Миф о Сизифе)
"Право, у наших возлюбленных есть кое-что общее с Бонапартом: они всегда думают одержать победу там, где все терпели поражение." (Падение)
"…чему учит тебя година бедствий: есть больше оснований восхищаться людьми, чем презирать их." (Чума)
"В конце концов я понял одно – вся беда людей происходит оттого, что они не умеют пользоваться ясным языком." (Чума)
"Никто не рождается сильным или слабым, волевым или безвольным. И силу, и ясность сознания нужно выстрадать. Судьба гнездится не в самом человеке, а витает вокруг него." (Счастливая смерть)
"…я, может быть, не всегда уверен в том, что именно меня интересует, но совершенно уверен в том, что не представляет для меня никакого интереса." (Посторонний)
"Все, что человек способен выиграть в игре с чумой и с жизнью, - это знание и память." (Чума)
"Всегда создаешь себе преувеличенные представления о том, чего не знаешь." (Незнакомец)
"Любовь, которая не выдерживает столкновения с реальностью, – это не любовь." (Из записных книжек)
"…вот что дает уверенность - повседневный труд. Все прочее держится на ниточке, все зависит от самого незначительного движения. К этому не прилепишься. Главное - это хорошо делать свое дело." (Чума)