Начал читать Монтеня…удивительно, он отверг предложение величайшего Генриха IV стать его советником!!!
Поехали)))
Сегодня Монтень мне понравился…в последнее время у меня было слишком много Селина, возбуждения, трепета, ликования… много эмоций… я чуть утомился и выдохся… Монтень меня уравновесил своей рассудительностью, философским спокойствием…чуть охладил мой пыл…
Сегодня Монтень сладостен и легок…
«…Так вот, будем вести речь только о физической боли. Я отдаю ей должное: она - наихудший из спутников нашего существования, и я признаю это с полной готовностью. Я принадлежу к числу тех, кто ненавидит ее всей душой, кто избегает ее, как только может, и, благодарение господу, до этого времени мне не пришлось еще по-настоящему познакомиться с нею. Но ведь в нашей власти, если не устранить ее полностью, то, во всяком случае, до некоторой степени умерить терпением и, как бы ни страдало наше тело, сохранять свой разум и свою душу неколебимыми.
Если бы это было не так, кто среди нас стал бы ценить добродетель, доблесть, силу, величие духа, решительность? В чем бы они проявляли себя, если бы не существовало страдания, с которым они вступают в борьбу? Avida est periculi virtus?. Если бы не приходилось спать на голой земле, выносить в полном вооружении полуденный зной, питаться кониной или ослятиной, подвергаться опасности быть изрубленным на куски, терпеть, когда у вас извлекают засевшую в костях пулю, зашивают рану, промывают, зондируют, прижигают ее каленым железом…»
Как прекрасно написано:
«…Душа же наша бесконечно изменчива и принимает самые разнообразные формы, обладая при этом способностью приспосабливать к себе и к своему состоянию, - каким бы это состояние ни было, - ощущения нашего тела и все прочие его проявления. Вот почему ее должно изучать и исследовать, вот почему надо приводить в движение сокрытые в ней могущественные пружины. Нет таких доводов и запретов, нет такой силы, которая могла бы противостоять ее склонностям и ее выбору. Перед нею - тысяча самых разнобразных возможностей; так предоставим же ей ту из них, которая может обеспечить нашу сохранность и наш покой, и тогда мы не только укроемся от ударов судьбы, но, даже испытывая страдания и обиды, будем считать себя, если она того пожелает, облагодетельствованными и польщенными ими.
Она извлекает для себя пользу решительно из всего. Даже заблуждения, даже сны — и они служат ее целям: у нее все пойдет в дело, лишь бы оградить нас от опасности и тревоги…»
Браво!! По смыслу чем-то похоже на Фройда…. Да!!! Душа наша всемогущая!!!))) сильная душа может и боль значительно облегчить!
«…Платон опасается нашей склонности предаваться всем своим существом страданию и наслаждению, потому что она слишком подчиняет душу нашему телу и привязывает ее к нему. Что до меня, то я опасаюсь скорее обратного, а именно, что она отрывает и отдаляет их друг от друга…»
«…«Если жить в нужде плохо, то нет никакой нужды жить в нужде».
Всякий, кто долго мучается, виноват в этом сам.
Кому не достает мужества как для того, чтобы вытерпеть смерть, так и для того, чтобы вытерпеть жизнь, кто не хочет ни бежать, ни сражаться, чем поможешь такому?…»
Много ссылок на Платона, Цицерона, Августина, Лукреция, Овидия, Вергилия, Горация, Гомера, Сенеку, Софокла, Аристотеля… Как легко читается, когда ты уже знаком с мыслями этих авторов… прелестно!!
«…Сноха Пифагора говаривала, что женщина, которая спит с мужчиною, должна вместе с платьем сбрасывать с себя и стыдливость, а затем вместе с платьем вновь обретать ее…»
Какая мудрая женщина!))) женам на заметку…))
Монтень с каждым днем мне нравится все больше и больше…
«…Вот тот способ, который Платон, добиваясь искоренения противоестественных видов любви, пользовавшихся в его время, распространением, считает всемогущим и основным: добиться, чтобы общественное мнение решительно осудило их, чтобы поэты клеймили их, чтобы каждый их высмеивал. И это есть способ, которому мы обязаны тем, что самые красивые дочери не возбуждают больше страсти в отцах, а братья, какой бы они выдающейся красотою ни отличались, - в сестрах; и даже сказания о Фиесте, Эдипе и Макарее, наряду с удовольствием, доставляемым декламацией этих прекрасных стихов, закрепляют, по мнению Платона, в податливом детском мозгу это полезное предостережение…»
Борьба с кровосмешением…))
Как же меня умиротворяет своей плавной, не навязчивой рассудительностью этот великий философ! Моя душа начинает сладостно, спокойно парить…я успокаиваюсь, проходит возбуждение… отличный антидеприсант!!! Книга о человеческой жизни! Прекрасно!
«…Так же точно и в живописи, ибо и здесь рука живописца создает порою творения, превосходящие и его замыслы, и меру его мастерства, творения, восхищающие и изумляющие его самого. Но сколь велика в этих произведениях доля удачи, видно особенно явственно из наличных здесь черт изящества и красоты, которые возникли без всякого намерения и даже без ведома художника. Смыслящий в этих вещах читатель нередко находит в чужих сочинениях совершенства совсем иного рода, нежели те, какие хотел вложить в них и усматривал сам автор, и благодаря этому придает им более глубокий смысл и выразительность…»
И снова замечательно, месье Монтень!)
Монтень прекрасен! Его мысль льется, как хрустально-чистый горный ручей, его вкус свеж и слегка сладок…и моя душа плывет в этом мягко журчащем, поблескивающем, свежем и прохладном сладостном упоении…! Ее обволакивает приятная невесомость, пузырьки нежно щекочут… настоящий изящный перляж…ощущение спокойствия, полета, неги…
Про истинную философию!!! Великолепно:
«…Кто напялил на нее эту лживую маску, такую тусклую и отвратительную? На деле же не сыскать ничего другого столь милого, бодрого, радостного, чуть-было не сказал - шаловливого. Философия призывает только к празднествам и веселью. Если пред вами - нечто печальное и унылое, — значит философии тут нет и в помине…»
Прекрасно!!
«…Душа, вместившая в себя философию, не может не заразить своим здоровьем и тело. Царящие в ней покой и довольство она не может не излучать во вне; она не может, равным образом, не переделать по своему образу и подобию нашу внешность, придав ей, соответственно, исполненную достоинства гордость, веселость и живость, выражение удовлетворенности и добродушия. Отличительный признак мудрости - это неизменно радостное восприятие жизни; ей, как и всему, что в надлунном мире, свойственна никогда не утрачиваемая ясность…»
Господи!!! Какой же он волшебный, этот Мишель!)))
«…Те, кому доводилось подходить к добродетели ближе других, утверждают, напротив, что она обитает на прелестном, плодородном и цветущем плоскогории, откуда отчетливо видит все находящееся под нею; достигнуть ее может, однако, лишь тот, кому известно место ее обитания; к ней ведут тенистые тропы, пролегающие среди поросших травой и цветами лужаек, по пологому, удобному для подъема и гладкому, как своды небесные, склону. Но так как тем мнимым философам, о которых я говорю, не удалось познакомиться с этой высшею добродетелью, прекрасной, торжествующей, любвеобильной, кроткой, но вместе с тем и мужественной, питающей непримиримую ненависть к злобе, неудовольствию, страху и гнету, имеющей своим путеводителем природу, а спутниками — счастье и наслаждение, то, по своей слабости, они придумали этот глупый и ни на что не похожий образ: унылую, сварливую, привередливую, угрожающую, злобную добродетель, и водрузили ее на уединенной скале, среди терниев, превратив ее в пугало, устрашающее род человеческий…»
Хахаха!!! Как точно!!! Ах ах ах!!!)
«…Но как же должен поступить наш питомец, если его начнут донимать софистическими тонкостями вроде следующего силлогизма: ветчина возбуждает желание пить, а питье утоляет жажду, стало быть, ветчина утоляет жажду? Пусть он посмеется над этим. Гораздо разумнее смеяться над подобными глупостями, чем пускаться в обсуждение их. Пусть он позаимствует у Аристиппа его остроумное замечание: «К чему мне распутывать это хитросплетение, если, даже будучи запутанным, оно изрядно смущает меня?»…»
«…А я придерживаюсь мнения тех, кто считает, что поэзия улыбается только там, где ей приходится иметь дело с предметами шаловливыми и легкомысленными…»
Чудесный!!! Искрящийся!!! Браво!!!
Вчера почувствовал, что после описания дружбы, Монтень немного изменился, не в лучшую сторону для меня. От зрелого, глубокого повествования он перешел к легкому морализаторству… печально…
Хотя сегодня читал про уединение, вроде, пока не плохо… вчера я прям расстроился…)
Про одежду он совсем что-то нелепое бормочет… нас с голыми и счастливыми дикарями сравнивает… какая угасающая живость мысли… софизмом попахивает…
Как так???
«…Геродот рассказывает, что во время войн египтян с персами и им и другими было замечено, что головы убитых египтян несравненно крепче, чем головы персов, потому что первые бреют их и оставляют непокрытыми с детских лет, тогда как у вторых они постоянно покрыты в юные годы колпаками, а позднее — тюрбанами…»
Что это??? Монтень??? Ты ли это???)))
«…Я полагаю поэтому, что, подобно тому как любое растение, дерево, животное, да и вообще все, что живет, самой природой обеспечено покровами, достаточными, чтобы защитить себя от суровой непогоды, точно так же было когда-то и с нами; но подобно тем, кто заменяет дневной свет искусственным, и мы заменили естественные средства заимствованными…»
Что-то тебя никто не видел бегающего по снегу голышом…)))
«…Мы обладаем душой, способной общаться с собой; она в состоянии составить себе компанию; у нее есть на что нападать и от чего защищаться, что получать и чем дарить. Нам нечего опасаться, что в этом уединении мы будем коснеть в томительной праздности…»
Дааа!!! Душа - лучший собеседник!!!
«…Вот что значит умело выбирать для себя сокровища, которые невозможно похитить, и укрывать их в таком тайнике, куда никто не может проникнуть, так что выдать его можем только мы сами…»
«…Занимаетесь ли вы хозяйством, науками, охотой или чем-либо иным, вы должны отдаваться этому не дальше того предела, где кончается удовольствие; берегитесь увлечься и устремиться вперед, туда, где к удовольствию примешивается усилие. Нужно предаваться занятиям и заботам лишь настолько, насколько это необходимо, чтобы сохранять бодрость и обезопасить себя от неприятностей, порождаемых противоположною крайностью, а именно, вялым и сонным бездельем. Есть науки бесплодные и тернистые, и большинство из них создано ради житейской суеты; их следует предоставить тем, кто находится на службе у мира. Что до меня, то я люблю лишь развлекательные и легкие книги, либо те, которые возбуждают мое любопытство, либо те, которые утешают меня или советуют, как упорядочить мою жизнь и мою смерть…»
Да! Чтение для удовольствия!!! Замечательно! Только так душа расцветает!!! Не насиловать её дурной и скучной литературой!!!
«…Плутарх говорит в одном месте, что животное от животного не отличается так сильно, как человек от человека. Он имеет в виду душевные свойства и внутренние качества человека…»
Хахаха:
«…между отдельными людьми разница часто большая, чем между некоторыми людьми и некоторыми животными…»
Опять Монтеня понесло:
«…Почему же, оценивая человека, судите вы о нем, облеченном во все покровы?…»
Потому что, месье Монтень, человек, который зарабатывает - имеет право украшать себя… это его выделяет среди прочих неудачников (не всегда, конечно) и этот признак успеха в делах вызывает первичное чувство уважения! Но, следует сделать вам скидку, в ваши времена богатство чаще не было заслугой владеющего им…
«…Не владение чем-либо, а наслаждение делает нас счастливыми…»
Забавное описание почета татарам от Московского княжества:
«…Великий князь Московский в старые времена должен был оказывать татарам такой почет: когда от них прибывали послы, он выходил к ним навстречу пешком и предлагал им чашу с кобыльим молоком (этот напиток они почитают самым сладостным), а если, выпивая его, они проливали хоть несколько капель на гриву своих лошадей, он обязан был слизать их языком.
Войско, посланное в Россию султаном Баязетом, было застигнуто такой ужасной снежной бурей, что для того, чтобы укрыться от нее и спастись от холода, многие решили убить своих лошадей, вспарывали им животы, залезали туда, согреваясь их животной теплотой…»
Монтеня читаешь, как прелестную средневековую сказку…
Вот тут он коротко и глубоко:
«…Наше счастье или несчастье зависят только от нас самих…»
У Монтеня совсем нет никакой логической последовательности, да он к ней и не стремиться… также, для него характерно не доводить свою мысль до логического конца… он ее просто растворяет и не выносит своего вердикта… он это всё признает и поясняет тем, что он пишет каждый раз о том, что приходит в голову… и если его мысль не находит конца, то он себя не насилует, а просто заканчивает и всё…. этот его подход мне чрезвычайно нравится… отдаленно напоминает поток сознания писателей 20-го века…
Прекрасно написал…мне так крайне нравится:
«…Каждая вещь состоит из многих частей и сторон, и я беру всякий раз какую-нибудь одну из них, чтобы лизнуть или слегка коснуться, хотя порою вгрызаюсь и до кости. Я стараюсь врезаться не столь широко, сколь глубоко, и представить предмет в каком-нибудь еще небывалом освещении доставляет мне самое большое удовольствие. Если бы я знал себя хуже, то, может быть, и попытался бы досконально исследовать какой-нибудь вопрос. Я бросаю тут одно словечко, там другое - слова отрывочные, лишенные прочной связи, - не ставя себе никаких задач и ничего не обещая. Таким образом, я себя не обязываю до конца исследовать свой предмет или хотя бы все время держаться его, но постоянно перебрасываюсь от одного к другому, а когда мне захочется, отдаюсь сомнению, неуверенности и тому, что мне особенно свойственно, - сознанию своего неведения…»
«…В зависимости от того, как я смотрю на себя, я нахожу в себе и стыдливость, и наглость; и целомудрие, и распутство; и болтливость, и молчаливость; и трудолюбие, и изнеженность; и изобретательность, и тупость; и угрюмость, и добродушие; и лживость, и правдивость; и ученость, и невежество; и щедрость, и скупость, и расточительность. Все это в той или иной степени я в себе нахожу, в зависимости от угла зрения, под которым смотрю...»
Про сочинительство в полете:
«…поэты часто приходят в восторг от своих собственных произведений и не помнят, каким путем они достигли такого вдохновения; это и есть у них то душевное состояние, которое называют восторгом и исступлением…»
Монтень для меня становится легким наркотиком…))) я с превеликим удовольствием читаю его перед сном… ощущение блаженной неги… благоухающего умиротворения… мысли и чувства прекращают метаться… сознание приходит от возбуждения к зрелому восприятию мироощущения…легкое, приятное еле ощутимое головокружение… звуки нежной флейты растекаются по всему телу…
Какая прелестная дама:
«…Одна женщина в Тулузе, прошедшая через руки многих солдат, после говорила: «Славу богу, хоть раз в жизни я досыта насладилась, не согрешив»…»
Смелая и откровенная!!!)))
Довольно дерзкое утверждение для глубоко верующего христианина… я этого совсем не понял:
«…По-моему, невыносимые боли и опасение худшей смерти являются вполне оправданными побуждениями к самоубийству…»
При этом он, за 20-30 страниц до этого высказывания, крайне негодовал, когда в его присутствии грешат… был недоволен, когда в светских сочинениях даются цитаты из священных или богословских книг… только одно объяснение - эти разные мысли разделяет длительный временной интервал…
Вот это прям для меня… вот так я люблю:
«…Рассказывая о случившемся со мной, я не поучаю других, а поучаюсь сам; это урок, извлеченный мною для себя, а не наставление для других.
И не следует ставить мне в укор, что я об этом рассказываю, ибо то, что полезно для меня, может при случае оказаться полезным и для другого. Во всяком случае я ничего ни у кого не отнимаю, а только извлекаю пользу из своего добра. А если я говорю глупости, то никто от этого не страдает, кроме разве меня самого; к тому же эти глупости со мной и кончаются, не имея дальнейшего продолжения…»
Великолепно, месье Монтень!
О господи, у меня с Монтенем похожие взгляды… ах! Какая прелесть!)))
Монтень пишет о стиле своего повествования:
«…прослеживать извилистые тропы нашего духа, проникать в темные глубины его, подмечать те или иные из бесчисленных его малейших движений - дело весьма нелегкое, гораздо более трудное, чем может показаться с первого взгляда. Это занятие новое и необычное, отвлекающее нас от повседневных житейских занятий, от наиболее общепринятых дел. Вот уже несколько лет как все мои мысли устремлены на меня самого, как я изучаю и проверяю только себя, а если я и изучаю что-нибудь другое, то лишь для того, чтобы неожиданно в какой-то момент приложить это к себе или, вернее, вложить в себя. И мне отнюдь не кажется ошибочным, если подобно тому как это делается в других науках, несравненно менее полезных, чем эта, я сообщаю все добытое мною на этом поприще, хотя и не могу сказать, что был бы доволен успехами, достигнутыми мною до этого времени. Нет описания более трудного, чем описание самого себя, но в то же время нет описания более полезного…»
То о чем пишет Монтень мне чрезвычайно близко… исследовать себя и через себя познавать мир… это превеликое удовольствие!!!
Сегодня Монтень писал о детях… об отношениях, воспитании, любви… для того времени, когда детей ежедневно истязали розгами и подзатыльниками, он крайне прогрессивно относился к воспитанию… был против насилия… считал, что детей это только злит, вызывает страх и унижает… совершенно с ним согласен…)) потом он так чудесно перешел от детей кровных, физических к детям - своим творениям… как это изящно и глубоко трогает…по его мнению дети - творения важнее, чем реальные дети… и он великолепно описывает глубину этой мысли… он и отец и мать своих творений…, они его душа…, его чувства…,
«…Я хочу провести остаток своей жизни спокойно, а не в упорном труде. Я не хочу ломать себе голову ни над чем, даже ради науки, какую бы ценность она ни представляла. Я не ищу никакого другого удовольствия от книг, кроме разумной занимательности, и занят изучением только одной науки - науки самопознания, которая должна меня научить хорошо жить и хорошо умереть…»
О боги!!! Месье Монтень, вы прекрасны!!!
Ого…! Месье Монтень, у нас с вами одинаковый подход к литературе… получение удовольствия:
«…Если я при чтении натыкаюсь на какие-нибудь трудности, я не бьюсь над разрешением их, а, попытавшись разок-другой с ними справиться, прохожу мимо…»
«…Я все делаю весело, упорство же и слишком большое напряжение действуют удручающе на мой ум, утомляют и омрачают его. При вчитывании я начинаю хуже видеть и внимание мое рассеивается…»
«…Если данная книга меня раздражает, я беру другую и погружаюсь в чтение только в те часы, когда меня начинает охватывать тоска от безделья…»
Господи…! Месье Монтень…! Вы хитрец и плагиатор…!))) Вы крайне много мыслей спиздили у меня…!))) я планирую подать на Вас в суд…!))) в Гаагу…!))) вам не поздоровиться, мой милый воришка…!))) ха…!) ха…!) ха…!)))
Про Цицерона, я согласен) с Монтенем:
«Что касается Цицерона, то я держусь того распространенного о нем мнения, что, помимо учености, в нем не было ничего особенно выдающегося; он был добрым гражданином, добродушного нрава, какими часто бывают толстяки и говоруны, - каков он и был в действительности, — но что касается внутренней слабости и честолюбивого тщеславия, то говоря по правде, этим он обладал в избытке…»
«…друг Цицерона, великий Бруг говорил, что это было «волочащееся и спотыкающееся» красноречие, fractam et elumbem…»
Монтень про христианство:
«…Никакая вражда не может сравниться с христианской. Наше рвение творит чудеса, когда оно согласуется с нашей склонностью к ненависти, жестокости, тщеславию, жадности, злословию и восстанию….
…Наша религия создана для искоренения пороков, а на деле она их покрывает, питает и возбуждает…»
Как метко и хлестко…!
Господи…! Монтеня опять не туда понесло…. Он рассуждает о разуме животных…, какая нелепая гадость… он прям разошелся…, читать это совсем невозможно…! Месье Монтень, прошу вас, остановитесь… не продолжайте…, вы уже далеко зашли… Вы можете перечеркнуть все великолепие ранее написанного вами…!
Он приравнивает разум человека к разуму животных…, ну что за черт в него вселился…! Мишель, прекращай… не нагнетай…! Он прям вскочил на коня и несется галопом…, не остановить его… видимо нужно эту часть читать по диагонали…)
Даааа…)) Мишель чрезмерно увлекся очеловечиванием животных… он описывает верность самок и самцов…, преданность слонов и собак…, войны пчел…, львов, которые не убивают слабых Львов…!!!! Господи , Мишель…!!!))) да львы жрут и убивают всех вокруг!!! Даже своих детенышей пожирают!!!
Он пишет про переживание коней во сне… снятся им битвы и скачки!!! Борзые собаки во сне преследуют добычу!!! О Боги!!! И что??? Ты уже 40 страниц описываешь эту хуйню!!! Ты напоминаешь мне первобытного человека, который одушевлял не только животных, но и предметы…, природные явления - дождь, ветер, снег, солнцу, луна, река…. И приписывал им божественные лики!!! Но это были дикари!!! Ты же образованный муж!!! Зачем ты так усердствуешь в этой философской жиже навоза???? Что ты этим хочешь сказать??? Что животные умнее человека???
Ну наконец…!) ты, надеюсь закончил блеять?!)) вот это уже забавные и любопытные наблюдения… про сиськи:
«…у них так ценятся большие груди, что они стараются кормить своих младенцев, забрасывая груди за плечи. У нас, это считалось бы уродством. Итальянцы изображают - грудь крепкой и пышной, испанцы - тощей и дряблой; у нас же одни изображают ее белой, другие - смуглой, одни - мягкой и нежной, другие - крепкой и сильной, одни требуют от нее грации и нежности, другие - больших размеров и силы. Сходным образом Платон считал самой совершенной по красоте шаровидную форму, а эпикурейцы - пирамидальную или квадратную, и не могли представить себе бога в виде шара…»
Вот это мне нравится:
«…Если бы человек был мудр, он расценивал бы всякую вещь в зависимости от того, насколько она полезна и нужна ему в жизни…»
Дальше Мишель опять впадает в словоблудие, сравнивает древний не образованный и просвещенный Рим… и слава богу останавливается… сам соглашается с нелепостью своих пуков…)))
«…Первейшей заповедью, которую бог дал человеку, было беспрекословное повиновение; это было простое и ясное предписание; человеку не надо было ни знать ничего, ни рассуждать, поскольку повиновение есть главная обязанность разумной души, признающей верховного небесного благодетеля. Из повиновения и смирения рождаются все другие добродетели, из умствования же - все греховные помыслы. Знание было первым искушением, которым дьявол соблазнил человека, первым ядом, который мы впитали, поверив тому, что он обещал наделить нас высшим знанием и пониманием, сказав: Eritis sicut dei, scientes bonum et malum [И вы будете, как боги, знающие добро и зло (лат.). — Бытие, III, 5.]…»
«…Бич человека - это воображаемое знание. Вот почему христианская религия так настойчиво проповедует нам неведение, являющееся лучшей основой для веры и покорности: Cavete, ne quis vos decipiat per philosophiam et inanes seductiones secundum elementa mundi [Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением к стихиям мира (лат.). - Апостол Павел. Послание к колоссянам, II, 8.]…»
Ну да…! Христианство отличный способ управлять отупевшей, безвольно повинующейся толпе нищих бродяг и бездельников… стадо овец…! Так же??? Именно овец!!! Не собак, лисиц, лошадей… овцы же самые тупые животные!! Хаха!))) ну может еще ослы, но ослы уродливые… овечки милые)))
Монтень, скотина ты…)) зачем ты хулишь мудрость, которой сам наслаждаешься… ты пишешь, что мудрость не избавила философов от подагры, волчанки и эпилепсии?!?! Хахах))) этих философов не избавила, но потомки уже не мучаются от этого благодаря накопленным знаниям… и если бы церковь не отупляла население, то я уверен, что лекарства от этих недугов появились бы раньше! Не нужны церкви здоровые , веселые и умные!!! Такими трудно управлять и обманывать- хрен с них заработаешь несметные богатства, которыми обладала и обладает твоя церковь!!! До этого ты не был таким занудой… я тебя завтра перечитаю… что ты раньше говорил!!! Любопытно!)))
Монтень про душевное волнение:
«…И чем иным объясняется то, что мы наблюдаем повседневно, а именно, что люди совсем необразованные и неотесанные являются наиболее подходящими и пригодными для любовных утех, что любовь какого-нибудь погонщика мулов оказывается иногда гораздо более желанной, чем любовь светского человека, - как не тем, что у последнего душевное волнение подрывает его физическую силу, ослабляет и подтачивает ее?…»
Да уж…) месье…)) и не поспоришь)))
«…Душевное волнение ослабляет и подрывает обычно и телесные силы, а вместе с тем также и саму душу. Что делает ее болезненной, что доводит ее так часто до маний, как не ее собственная порывистость, острота, пылкость и в конце концов ее собственная сила? Разве самая утонченная мудрость не превращается в самое явное безумие?…»
Душевная боль…! Это чрезвычайно мучительно!!! Порой, она даже сильнее физической… люди специально делают себе больно физически, надеясь уменьшить душевную!! И здоровье от такой боли явно страдает!
«…Платон утверждает, что меланхолики - люди, наиболее способные к наукам и выдающиеся. Не то же ли самое можно сказать и о людях, склонных к безумию? Глубочайшие умы бывают разрушены своей собственной силой и тонкостью. А какой внезапный оборот вдруг приняло жизнерадостное одушевление у одного из самых одаренных, вдохновенных и проникнутых чистейшей античной поэзией людей, у того великого итальянского поэта, подобного которому мир давно не видывал…»(это он про Торквато Тассо)
Гений и безумие… тонкая грань…
«…мы так устроены, что нам приходится больше думать о том, как избегать страданий, чем о том, как лучше радоваться, и самая ничтожная боль ощущается нами острее, чем самое сильное наслаждение…»
З.Фройд практически этими же словами говорил… забавно!)
«…Действительно, то острое и приятное ощущение, которое присуще некоторым наслаждениям и которое как будто выше простого ощущения здоровья и отсутствия боли, то действенное и бурное наслаждение, жгучее и жалящее, - ведь даже оно имеет целью лишь устранить страдание.
Даже вожделение, испытываемое нами к женщине, направлено лишь к стремлению избавиться от мучения, порождаемого пылким и неистовым желанием; мы жаждем лишь утолить его и успокоиться, освободившись от этой лихорадки. Так же обстоит и в других случаях…»
Здесь я не совсем согласен с вами месье!!! Я порой часто пытаюсь достать себе наслаждение, не испытывая перед этим страдания… так что получение наслаждение, это не всегда… и даже крайне часто не имеет цели устранить несуществующее страдание!!!
«…В самом деле, уничтожая ощущение боли, одновременно уничтожают и ощущение наслаждения, и в конечном счете человек перестает быть человеком. Istud nihil dolere, non sine magna mercede contingit immanitatis in animo, stuporis in corpore (Это бесчувствие достигается немалой ценой, за счет очерствения души и оцепенения тела (лат.). - Цицерон. Тускуланские беседы)…»
Страдание и наслаждение… они всегда присутствуют в нас… одно без другого не возможно, одно сменяет другое!!! А порой, у многих, даже бывает, что страдание доставляет наслаждение!))) И от чрезмерного наслаждения многие страдают!)))
«…Страдание тоже должно занимать свое место в жизни человека. Человек не всегда должен избегать боли и не всегда должен стремиться к наслаждению…»
Не совсем согласен!)) про наслаждение… по мне, так всегда нужно стремиться к наслаждению!!!)))
«…Платон полагае, что нечестиво слишком углубляться в исследование вопроса о боге, о мире и первопричине всего сущего.
Atque illum quidem quasi parentem huius universitatis invenire difficile; et cum iam inveneris, indicare in vulgus, nefas, Трудно познать того, кто создал вселенную; если же тебе удалось познать его, то описывать его ко всеобщему сведению нечестиво (лат.).- заявляет Цицерон.
Мы часто говорим: «могущество, истина, справедливость». Все это слова, означающие нечто великое, но мы не имеем представления об этом величии, не понимаем его. Мы говорим, что бог боится, гневается, любит, Immortalia mortali sermone notantes, (Выражая смертными словами бессмертные вещи)
но все это чувства и страсти, которые не могут быть у бога такими же, как у нас, и мы не в состоянии себе представить, каковы они у него. Только сам бог может познать себя и истолковать свои творения…»
Познать бога невозможно!!! Я согласен!!!
«…В делах веры слабость нашего разума больше нам помогает, чем его сила, и наша слепота ценнее нашей прозорливости. Божественная истина открывается нам больше с помощью нашего неведения, чем наших познаний. Нет ничего удивительного в том, что мы не в состоянии постигнуть это сверхъестественное и небесное знание с помощью наших земных и естественных средств; поэтому отнесемся к нему со смирением и покорностью, ибо сказано в Писании: «погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну». Где он, мудрец? Где писатель? Где спорщик века сего? Разве не сделал бог глупой мудрость мира сего? Так как мир не в состоянии был путем мудрости постигнуть бога, то богу угодно было спасти верующих с помощью проповеди…»
Месье Монтень, я согласен…! но…, как быть с проповедью…? Проповедник должен обладать познаниями??
Вот это прелестно:
«…С какой целью не только Аристотель, но и большинство других философов прибегали к запутанным выражениям, как не для того, чтобы повысить интерес к бесплодному предмету и возбудить любопытство нашего ума, предоставив ему глодать эту сухую и голую кость?…»
Чтобы замаскировать нелепость и пустозвонство!!!
«…Непонятное изложение, к которому прибегают ученые, это тот же прием, который применяют фокусники, чтобы скрыть ничтоже-ство своего искусства, прием, на который легко попадается человеческая глупость:
Clarus, ob obscuram linguam, magis inter inanis, Omnia enim stolidi magis admirantur amantque
Inversis quae sub verbis latitantia cernunt.
[Гераклит], стяжавший себе славу темнотой своего языка по преимуществу среди невежд. Ибо глупцы дивятся и встречают с любовным почтением все, что, по их мнению, скрывается за двусмысленными выражениями (лат.). - Лукреций…»
Про Сократа прекрасно:
«…Сократ говорил, что повивальные бабки, избрав своим ремеслом принимать детей у других, сами перестают рожать; так и он, получив от богов звание знатока повивального искусства в делах мудрости, тоже, подобно повивальным бабкам, отказался сам рождать. преисполнившись любовью, он принимает у мужчин, а не у женщин и присматривает за рождением их душ. Он довольствуется тем, что оказывает рожающим поддержку и покровительство, помогает их естеству раскрыться, смазывает пути, по которым идет плод, и облегчает родовые муки; в дальнейшем он помогает судить о новорожденном, наладить его питание, рост, пеленание и обрезание; таким образом, он применяет свое искусство на пользу другому, ради его блага и устранения грозящих ему опасностей…» (Платон. Теэтет, 149 b.)
Про Платона замечательно… я согласен полностью:
«…Мне кажется, что Платон умышленно любил философствовать в диалогической форме, ибо многообразие и противоречивость его взглядов не так бросались в глаза, когда их излагали разные собеседники…»
Хитрец Платон!)
«…Нетрудно заметить, что одни философские школы больше стремились к истине, другие же — к пользе, благодаря чему последние и получили большее рас-пространение. Беда наша в том, что нередко вещи, кажущиеся нам наиболее истинными, не являются наиболее полезными для нашей жизни…»
Монтень начинает отдаляться от ортодоксального католицизма:
«…Из всех человеческих - и притом самых древних - религиозных воз-зрений наиболее правдоподобным и находящим оправдание мне представляется то, которое признает бога непостижимой силой, источником и хранителем всех вещей, считает, что бог - весь благо, весь совершенство и что он благосклонно принимает почести и поклонение людей, в какой бы форме, под каким бы именем и каким бы способом люди их ни выражали…»
Хотя, он еще до этого прокололся, когда оправдывал самоубийство… я тогда негодовал))) как это вы месье Монтень такое говорите?)))
Как удивительно Монтень формулирует мысли… они так хотят сказать, что мы твои, месье Белов!)) хаха))
«…Пифагор ближе всего подошел к истине, считая, что познание этой первопричины, этой сущности всего сущего, не подлежит никакому ограничению, никаким предписаниям и никакому внешнему выражению, ибо это познание есть не что иное, как крайнее усилие нашего воображения, стремящегося к совершенству, причем каждый по своим способностям составляет себе идею этого существа…»
Монтень лихо набрасывается не только на древних богов, но явно и на христианство:
«…Но делать богов из существ, обладающих нашей природой, несовершенство которой нам должно быть известно; приписывать богам желания, гнев, мстительность; заставлять их заключать браки, иметь детей и вступать в родственные связи, испытывать любовь и ревность; наделять их частями нашего тела, нашими костями, нашими недугами и нашими наслаждениями, нашими смертями и нашими похоронами - все это можно объяснить лишь чрезмерным опьянением человеческого разума…»
Не только опьянением… но еще и не возможностью человеку мыслить вне человеческого общества и накопленных знаний…
Про ислам:
«…когда Магомет обещает своим единоверцам рай, устланный ков-рами, украшенный золотом и драгоценными камнями, рай, в котором нас ждут девы необычайной красоты и изысканные вина и яства, то для меня ясно, что это говорят насмешники, приспособляющиеся к нашей глупости: они стремятся привлечь и соблазнить нас этими описаниями и обещаниями, доступными нашим земным вкусам…»
Да уж…) рай в исламе выглядит, как чрезвычайно дорогой бордель!))) а как еще Магомет мог привлечь в свою веру??? Обещая только то, чего лишены люди… и причем обещая в избытке, без ограничений! Голодного в земной жизни можно привлечь обещанием обжорства в раю!))) а ассасины…!!! Эти самые боевые и безжалостные воины ислама…! Их накуривали гашишом до беспамятства… Потом переносили в царские хоромы… Они пробуждались и их ублажали девы-гурии, они обжирались всевозможными явствами и упивались великолепным вином!!! Им казалось, что они в раю… Потом их опять накуривали до беспамятства и возвращали в убогую и нищую действительность!!! В этой смрадной реалии они только и желали, как снова попасть в “рай”… это были самые отважные у лихие воины… не только не боялись смерти, а наоборот… смело к ней стремились!!! Сражаться с такими одурманенными воинами чрезвычайно сложно… а порой и невозможно!!! Тем более, что в те времена, для нищих простолюдинов, заплатить калым и обладать женщиной было практически невозможно!!!
Я довольно часто задаю себе вопрос, какие такие радости и наслаждения ждут в раю, что туда так сильно стремятся попасть… и често говоря, пока не нашел ответа… кроме, как петь псалмы в экстазе)))
Вот и Монтень рассуждает чрезвычайно зрело и четко:
«…Даже если все мои пять чувств будут полны веселья и душа будет охвачена такой радостью, какой она только может пожелать и на какую может надеяться, это еще ничего не значит, ибо меру ее возможностей мы знаем. Если в этом есть хоть что-нибудь человеческое, значит в этом нет ничего божественного. Если оно не отличается от нашего земного существования, то оно ничего не стоит. Все радости смертных тоже смертны…»
Прекрасно!
«…Мы не в состоянии достойным образом оценить величие этих возвышенных и божественных обещаний, если способны их как-то понять; ибо для того, чтобы представить их себе надлежащим образом, их следует мыслить невообразимыми, невыразимыми, непостижимыми и глубоко отличными от нашего жалкого опыта. «Не видел того глаз, - говорит апостол Павел, - не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»…»
Вот это да!!!)) вот это здорово!!!))
Ах!!! Месье Монтень разошелся не на шутку:
«…Далее, на каком основании боги могут вознаграждать человека после его смерти за его благие и добродетельные поступки, раз они сами побудили его к этому и совершили их через него? И почему они гневаются и мстят ему за его порочные деяния, раз они же сами наделили его этой несовершенной природой, между тем как самое ничтожное усилие их воли могло бы предохранить его от этого?…»
О Господи!!! Милый Монтень!!! От куда такая смелая бравада?! Это чрезвычайно лихо!!! Браво!!! Но… в твое время за такие высказывания сжигали на кострах!!! Этьен Доре в 1547 г за подобное был сожжен!!!
Далее Монтень приводит несколько примеров человеческих жертвоприношений:
«…Карфагеняне приносили в жертву Сатурну своих собственных детей; а бездетные покупали для этой цели чужих детей; отец и мать обязаны были присутствовать при обряде жертвоприношения с веселыми и довольными лицами…»
Люди кровожадны!!!
Как мило…
«…Дикой прихотью было благодарить зодчего разрушением его созданий и карать невинных, чтобы предотвратить наказание, заслуженное виновными…»
А как еще могли победители избавить себя от страха Божьей кары??? Принести взамен себя других… так им было спокойнее… они же судили по нравам общества, в котором жили и по себе!
Вообще-то бог развлекается… скучно ему… разыгрывает миллиарды трагедий… изначально наделяет человека инстинктами, страстями, желаниями… одаряет наслаждениями и удовольствиями и потом все это называет смертным грехом!!! И сверху, ухмыляясь, созерцает муки и страдания!!)) хаха))) такой изощренный Еврипид…))) маркиз де Сад))) нелепо…!))