Белорусская киношная деревня Белые Росы готовится к скорому сносу, а её обитатели - к переселению в типовые многоэтажки. Главный герой - 80-летний ветеран труда и трёх войн Федос Ходас - давно овдовел, у него трое взрослых сыновей, которые приезжают к отцу на семейный совет, превратившийся в ссору...
Лирическая комедия «Белые Росы», в которой трогательно переданы элементы деревенской простоты и целомудрия, есть много меткого и доброго юмора, премьера которой состоялась более сорока лет назад, до сих пор считается одной из самых кассовых лент. Тогда, в 1984-м, ее посмотрели более 36 миллионов человек. «Белые Росы» у многих кинозрителей и сегодня - одна из самых любимых картин.
Прагматичный старший сын Андрей и его жена Ирина пытаются найти выгоду, включая возможность получить квартиру побольше и выгодно продать корову. Андрей предлагает отцу объединиться, чтобы получить трёхкомнатную квартиру, но Фёдос понимает, что тогда среднему сыну Сашке, который уже пятнадцать лет не был дома, некуда будет вернуться.
Младший сын, Васька, не знает, как ему поступить - в его семье назревает развод с женой Марусей. В Белые Росы вернулся её бывший возлюбленный - Мишка Кисель, которого она раньше любила. Маруся сама не знает, кого ей выбрать, раздираемая чувствами: любовью к Мишке или благодарностью к Ваське.
Федосу удаётся сохранить доброе отношение в семье и одновременно решить квартирный вопрос, уладив личную жизнь сыновей. А начиналось так...
В начале 80-х на студии «Беларусьфильм» объявили конкурс на лучший сценарий о деревенской жизни, победителем которого стал Алексей Дударев, чья работа так и называлась - «Деревня». К слову, это название киношное начальство посчитало слишком банальным, и предложило свой вариант - «Белые Росы».
В 1983-м картина была запущена в производство, а режиссером назначили Игоря Добролюбова, к тому времени снявшего фильмы «Удивительные приключения Дениса Кораблева», «Расписание на послезавтра», «Улица без конца»...
Поскольку по сценарию действие происходит в Гродно, снимать и решили в этом городе, а роль селения Белые Росы должна была сыграть деревня Девятовка - в четырех троллейбусных остановках от центра Гродно, ее уже несколько лет планировали к сносу, а жителям селения не разрешали проводить газ, водопровод и канализацию.
Для наружных съемок избы главного героя Федоса Ходаса создатели фильма выбрали дом местного жителя, пенсионера Еремича. А все внутренние съемки проводили в павильоне киностудии.
Интересный факт. Изначально, по сценарию, братья Ходасы должны были быть близнецами. Но найти тройняшек нужного возраста, да к тому же обладавших актерскими данными, киношники так и не смогли. Хотя в поисках кандидатур помощники режиссера обращались даже во Всесоюзный клуб близнецов. Пришлось в спешном порядке вносить изменения в сценарий. Так братья из близнецов превратились в погодков. На роль старшего брата, Андрея, назначили артиста белорусского театра имени Я. Купалы Геннадий Гарбук. Средним братом, Сашкой, стал актер Михаил Кокшенов.
Дольше всего искали кандидата на роль младшего, бесшабашного и непутевого Васьки. Среди участников проб были Евгений Стеблов, Валерий Золотухин, Михаил Кононов и даже Александр Михайлов. Но режиссеру Игорю Добролюбову больше всех понравился Николай Караченцов. По словам Добролюбова, из всех кандидатов он оказался самым зажигательным.
На главную роль старца Федоса Ходаса - ветерана трех войн- претендовали актеры Лев Дуров и Юрий Никулин. Но остановились на кандидатуре Народного артиста СССР Всеволода Санаева.
Зато Бориса Новикова на роль друга Федоса - деревенского баламута Тимофея - режиссер Игорь Добролюбов утвердил без всяких проб. И не прогадал: дуэт двух стариков, по его словам, получился просто роскошным.
А многие диалоги героев Новикова и Санаева ушли в народ, потому что зрители расхватали их на цитаты:
«Я вас, дураков, бесплатно лечу, а если б за деньги, на мерседесе ездил бы».
«Сама болезни выдумывает, а потом лечится. Водку зря переводит».
«Гляньте на него, ровесник Суворова, а все помереть боишься».
«Ну что ты такого в своей жизни видал, чтобы с легкой душой смерть принимать? Что ты в своей жизни сделал? - Что? Восемьдесят лет смерти фигу показывал».
Изначально предполагалось, что негодяя Мишку Киселя в картине сыграет Георгий Бурков. Но артист, занятый на других съемках, отказался. Тогда эту роль отдали Станиславу Садальскому. Интересно, что по сценарию Мишка отбывал срок за убийство. Но Добролюбов решил, что криминал не слишком подходит для доброй лирической комедии. Поэтому героя Садальского решили отправить на золотые прииски. А от первоначальной задумки в картине осталась только Мишкина фраза: «Был бы на зоне - королем бы ходил».
Галюню - внучку Федоса и дочку Василия - сыграла минская школьница Юля Космачева, у которой до этого уже был опыт работы в кино. После выхода «Белых Рос» юную актрису стали приглашать другие режиссеры. За несколько лет девочка снялась в десяти картинах, среди которых «Сказки старого волшебника», «Третий в пятом ряду», «Топинамбуры». Многие были уверены, что талантливая и очень коммуникабельная Юлия обязательно станет актрисой. Но она выбрала другую профессию: закончив журфак, она стала работать на Белорусском телевидении. Когда Юлии Космачевой было всего 24, она трагически погибла. Точные обстоятельства ее смерти остаются невыясненными до сих пор.
Одна из самых забавных сцен в фильме, когда Васька - герой Николая Караченцова, играет на гармошке, сидя в гнезде аиста. К слову, на самом деле гнездо было бутафорским. А аиста привозили из Гродненского зоопарка, и он с удовольствием позировал перед камерами. Для обслуживания птицы в киногруппе даже ввели штатную единицу - орнитолога. По воспоминаниям участников съемок, Николай Караченцов боялся высоты. Правда, на дерево он довольно бодро влез сам. А вот спуститься вниз не рискнул. Пришлось вызывать из Гродно пожарных, которые с помощью лестницы и сняли актера с дерева.
Еще один смешной эпизод в фильме, когда Тимофей уговаривает Федоса выпить и приносит какую-то неизвестную настойку. А чтобы проверить, не отрава ли это, старики дают попробовать содержимое... псу Валету. Интересно, что эту историю сценарист Алексей Дударев не придумал, а взял из своей жизни: во время службы в армии Дудареву как-то пришлось получать на складе технический спирт - денатурат. При этом его строго-настрого предупредили, что даже один глоток вещества может сделать человека инвалидом, а иногда и убить.
Когда Алексей рассказал об этом своим товарищам, они не очень-то поверили. Тем не менее, рискнуть и попробовать спирт первым никто не решался. Наконец, кто-то предложил: намочить в жидкости кусок хлеба и дать местной собаке. Когда же после эксперимента с псом ничего не случилось, обрадованные солдатики тут же «приговорили» всю бутылку. А через время обнаружили, что собака лежит на боку и не подает признаков жизни. Испуганные парни, сломя голову кинулись в медчасть, где врач, выслушав их, грустно сообщил, что медицина в таких случаях бессильна.
Мгновенно протрезвевшие солдаты были на грани обморока. Тогда доктор рассмеялся и указал в окно на собаку, которая к тому моменту выспалась и весело бегала по двору. После этого все любители алкоголя попали на гауптвахту (кроме, пса, конечно же).
Сегодня от старых домов практически ничего не осталось, а Девятовкой называют микрорайон на окраине Гродно. Несколько лет назад на месте, где снимался фильм «Белые Росы», были установлены деревянные фигуры героев - Федоса Ходаса, его соседа Тимофея и пса по кличке Валет.
Спустя десять лет, в 2014-м, после выхода на экраны картины «Белые Росы» состоялась премьера ее продолжения под названием «Белые Росы. Возвращение». Сценарий нового фильма снова написал Алексей Дударев, а сняла картину молодой режиссер Александра Бутор.
Главным героем новой ленты стал старший сын Федоса Ходаса - Андрей. По сценарию, жена уходит от него к немецкому миллионеру и уезжает в Германию. Спустя несколько лет, богатый немец умирает и оставляет вдове не только деньги, но и туристический проект. По стечению обстоятельств, осуществиться этот проект должен на территории хутора, где живет Андрей Ходас. Главную роль в картине исполнил литовский артист Юозас Будрайтис. А его жену, как и в первом фильме, сыграла Ирина Егорова.
Хотя «Возвращение» по оценкам кинокритиков получилось слабее, чем первая часть, зрители проявили к картине большой интерес, потому то главной причиной стало участие в новом фильме Николая Караченцова, который после тяжелой аварии много лет не снимался. Хоть и появился знаменитый актер лишь в самом конце картины, да и то не больше, чем на одну минуту.
По сюжету, его Василий когда-то уехал на заработки и вот теперь, спустя два десятка лет, вернулся постаревший, все с той же гармошкой. И жена Маруся (эту роль исполнила настоящая супруга актера - Людмила Поргина) показывает ему семейный фотоальбом и рассказывает о том, что произошло в его отсутствие.
«Когда Караченцов зашел в павильон и увидел осветительные приборы, камеру, хлопушку, он заплакал. Вместе с ним плакали все мы. Это великий человек, очень сильный, бурный темперамент которого оказался закован в малоподвижное тело. Это очень тяжело…», - вспоминала режиссер фильма Александра Бутор. К сожалению, роль Василия в продолжении «Белых Рос» оказалась для Николая Караченцова последней - в октябре 2018-го его не стало.
«Белые росы» были и остаются уникальным фильмом, который повествует не столько о переселении, сколько о вечных ценностях: семье, устоях, традициях, преемственности поколений и смысле жизни. Всё проходит, но главное - дом, где тебя всегда ждут, - остается...
Благодарим, что читаете нас! ❤️
При подготовке этой публикации использованы фото и факты, найденные на просторах сети Интернет. Если материал был полезен - поставьте лайк и отправьте другу! Вам не трудно, а каналу полезно! Просьба в комментариях соблюдать корректность к автору и по отношению к собеседникам, даже если ваши точки зрения не совпадают. Подписка на канал приветствуется. Спасибо!