Найти в Дзене

Философские проблемы биологии и медицины: феномен гуманитарной экспертизы в науках о жизни и здоровье

29 октября 2025 г. состоялась 19-я Всероссийская научно-практическая конференция «Философские проблемы биологии и медицины: феномен гуманитарной экспертизы в науках о жизни и здоровье». Участники конференции поставили перед собой задачу, опираясь на богатый опыт отдела философии науки и техники и сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН, прояснить философско-методологические основания феномена гуманитарной экспертизы, в том числе специфику и возможные принципы организации этого типа экспертной деятельности. Открыл конференцию Вячеслав Иванович Моисеев, д.филос.н., проф., заведующий кафедры философии биомедэтики и гуманитарных наук Российского университета медицины. Выступающий пояснил, что гуманитарную экспертизу можно понимать как компетентную оценку любой деятельности проектов инновационного характера с точки зрения гуманитарных последствий. Автор предлагает использование «полярной методологии» в гуманитарной экспертизе, схематично схожей с триадой Гегеля «те

29 октября 2025 г. состоялась 19-я Всероссийская научно-практическая конференция «Философские проблемы биологии и медицины: феномен гуманитарной экспертизы в науках о жизни и здоровье». Участники конференции поставили перед собой задачу, опираясь на богатый опыт отдела философии науки и техники и сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН, прояснить философско-методологические основания феномена гуманитарной экспертизы, в том числе специфику и возможные принципы организации этого типа экспертной деятельности.

Открыл конференцию Вячеслав Иванович Моисеев, д.филос.н., проф., заведующий кафедры философии биомедэтики и гуманитарных наук Российского университета медицины. Выступающий пояснил, что гуманитарную экспертизу можно понимать как компетентную оценку любой деятельности проектов инновационного характера с точки зрения гуманитарных последствий. Автор предлагает использование «полярной методологии» в гуманитарной экспертизе, схематично схожей с триадой Гегеля «тезис – антитезис – синтез». Например, при анализе проблемы ИИ необходимо учитывать два «полюса»: искусственный интеллект поможет в развитии естественного интеллекта либо, наоборот, блокирует его. Таким образом, с методологической стороны важно чётко разграничить каждый из исходов, чтобы в выводе можно было выразить единую и гармоничную позицию.

Доклад «Гуманитарная экспертиза как практическая философия» представила Лариса Павловна Киященко, д.филос.н., в.н.с. сектора междисциплинарных проблем научно-технического развития Института философии РАН. Она отметила, что трансдисциплинарность – это важнейшая составляющая гуманитарной экспертизы, связанная с практической стороной философии. «Сложностность, – указывает Лариса Павловна, – становится особенным термином в контексте междисциплинарности гуманитарной экспертизы. Это обозначение множества составляющих факторов разных наук, позволяющих формулировать нечто целое, применяемое и в процессе исследования и в повседневности, что позволяет говорить о практичности философии».

Следующий доклад, посвящённый биоэтическим проблемам трансплантологии, представила Ольга Владимировна Попова, д.филос.н., Врио заместителя директора по науке, руководитель сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН. Рассказывая о кейсе, связанном с именем Джахи Макмат, докладчица отметила противостояние кардиоцентризма и неврологической концепции смерти. Большое количество возможных и более технологичных в наше время медицинских исследований позволяет по-разному оценить состояние человека, в частности, когда речь идёт о таком заключении, как «смерть мозга». Как и вышеуказанном кейсе, такой диагноз стало возможно более точно определить лишь после многофункциональной компьютерной диагностики, что и становится основанием для усложнения существующей биоэтической проблемы. «Большого внимания требует и перфузионная терапия, применяемая, в том числе, в трансплантологии. То есть, возникает ситуация, когда изъятые органы ещё живы, а их бывший носитель уже нет, – это тоже этическая проблема, касающаяся столь сложного явления «смерти мозга». Всё это требует обновления как критериев смерти, так и её понятия в целом», – отмечает Ольга Владимировна.

Владимир Евгеньевич Лепский, д.психол.н., г.н.с. сектора междисциплинарных проблем научно-технического развития Института философии РАН, в своём докладе указал на необходимость формирования современной российской трансдисциплинарной системы гуманитарной экспертизы: «Теоретические наработки об этом существуют в отечественной философии, начиная с космизма и А.А. Богданова, однако сегодня данное требует глубоко академичного и системного подхода, включающего весь спектр гуманитарных наук. Стратегического планирования, о котором много говорится последнее время, не может быть ни без научного, ни без идеологического фундамента, – поэтому требуется консолидация».

Ирина Васильевна Силуянова, д.филос.н., профессор кафедры биоэтики Российского научно-исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, представила доклад на тему «Религиозно-философская публицистика Н.И. Пирогова и форма гуманитарной экспертизы в медицине». «Лет 30 назад всё, что говорю теперь, я считал бы пустой фразеологией. Я считал всякую жалость к страданиям собаки при вивисекциях одной нелепой сентиментальностью. Но время всё изменяет и я, некогда без всякого сострадания к мукам, – хлороформа тогда ещё не знали, – делавший ежедневно десятки вивисекций, не решился бы и с хлороформом резать собаку из научного любопытства или по мотиву прогрессивного развития медицины и науки», – процитировал докладчик Николая Ивановича Пирогова. «Сегодня этика прагматизирована, в частности, в контексте генетических исследований. С допущения юридической сферы множество медицинских процедур аморализировались. Совершенно пугающим, например, становится сейчас то, как суррогатное материнство переходит в сферу купли-продажи», – отметила Ирина Васильевна.

Следующий доклад, «Холистические представления М. Полани о сознании и теле как философско-методологические основания гуманитарной экспертизы биомедицины», представила Станислава Андреевна Филипёнок, к.филос.н., н.с. сектора философских проблем творчества Института философии РАН. «Модель сознания Майкла Полани, основанная на гештальт-теории, создавалась как противовес бихевиоризму и компьютерной модели, следовательно, её использование и в наши дни не теряет своей актуальности. В рамках гуманитарной экспертизы применение такой методики объемлет и исследования микроорганизмов, и проблемы творчества, и изобретательскую деятельность», – пояснил докладчик.

Вячеслав Вячеславович Войнов, к.тех.н., заместитель директора НИИ «Технобиомед», представил доклад «Перспективы роботизации медицины в контексте роботоэтики». «Современное внедрение робототехники в медицинский процесс порождает этическую проблему, в рамках которой возникает переложение ответственности, например, с хирурга на механизм, оказывающий содействие в операции», – отметил лектор. «Помимо этого также важно и то, как подменяются классические понятия этики в контексте роботизации медицины. Сегодня возникает переход от отношения “врач-пациент” к “технолог-пациент”. Очень важно, что больной не должен ощущать себя жертвой технологического развития. Таким образом, чтобы под воздействием такого утилитаризма и инструментализма не происходило размывание понятий “человек” и “врач”, требуется внедрение всеобъемлющей гуманитарной оценки, обладающей сильной этической базой, одной из частей которой точно можно назвать богословие», – заключил Вячеслав Вячеславович.

Алексей Владимирович Антипов, к.филос.н., с.н.с. сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН, выступил с докладом, посвящённым либертарианскому патернализму и его реализации в сфере трансплантологии. Он указал на существование проблемы, заключающейся в недостаточном количестве донорских органов при высоких запросах на таковые. Альтруистическая модель не позволяет решить эту ситуацию, что порождает различные новые теории решения, одной из которых и является исследуемая им. «Либертарианский патернализм призван “подталкивать” граждан путём неагрессивной политики к правильным для них и всех остальных решениям. Теория подразумевает существование объективного, универсального блага, отталкиваясь от которого, человек должен поступать, получая в конце, например, какие-либо социальные преференции. Авторы концепции поясняют, что такая конструкция исключает рыночное отношение, где орган меняется на финансовую или социальную выгоду. Наоборот, данное есть лишь награда за добровольный дар, совершенный из высокоморальных мотивов», – пояснил Алексей Владимирович.