Творческое объединение выходит за рамки и представляет в столице Кубани яркую иммерсивную постановку! На площадке Дворца искусств 1 ноября презентовали премьеру, или, как заявлено в аннотации, музыкально-драматический спектакль по роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», «кружение судеб в одном действии с лучиком надежды в финале». В атмосферу роскошного бала погружалась культурный обозреватель Анна Климанц.
Форма «Премьеры»
Наблюдательному зрителю могло показаться, что творческое объединение давно не выпускало проектов феерических, с привычным ему размахом, поэтому «Первый бал Наташи Ростовой» в начале последнего осеннего месяца ждали как сами артисты, так и публика. Известно не понаслышке.
Концептуальные постановки за последние два года были, конечно. «Дуэль титанов», органная фантазия в МКЗ, например, но это, скорее, история камерная. На «Балу» в прямом смысле сошлись буквально все наши звезды и карты легли как нельзя лучше. Премьера была заявлена громко и обещала красивое действо в стилистике бессмертного романа. Роскошные наряды, мазурка, вальс, полонез в сплетении судеб и отблеске свечей! Не драматический спектакль, не оперетта, не балет, не мюзикл… Что-то необычное. Интригующее.
В последние годы я пытаюсь изобретать новые жанры. Так получается. Задумка, изначально простая, в процессе работы усложняется и усложняется. Считаю, что жанр нашего спектакля — это бал: он определяет обстоятельства и место действия. Так как бал предполагает музыку, а музыка на балах была живая, значит, мы попадаем в наш прекрасный Кубанский симфонический оркестр. То, что у нас в основе роман «Война и мир», соответственно, это и драматическая история тоже. Можно назвать «Первый бал Наташи Ростовой» спектаклем музыкально-драматическим, но это не раскрывает сущности того, что вы увидите, абсолютно, — признается режиссер-постановщик Ирина Ткаченко.
Творческое объединение знает, как при помощи синтеза искусств «масштабировать» свои программы. Начнем с того, что для работы над «Балом» команда постановщиков подобралась с именами в театральной среде авторитетными (чьи графики удивительным образом совпали) и имеющими престижные награды в своем портфолио. Выбрали одно из самых известных кассовых произведений, которое всегда вызывает спрос аудитории, можно сравнить, пожалуй, лишь с «Мастером и Маргаритой» по востребованности (плюс еще один пункт на успех). Для участия в проекте пригласили актеров Молодежного, и у некоторых актрис получилось создать сильные и запоминающиеся женские образы: Елена Есипова, мастерица эпизода, в роли гранд-дамы, Олеся Никифорова — Анна Павловна Шерер, Инга Аничкина — Марья Игнатьевна Перонская, Анна Нежута — Элен Курагина. Разукрасили спектакль шоу-театром «Премьера», а аккомпанировал толстовскому сюжету Кубанский симфонический оркестр под управлением заслуженный деятель искусств Краснодарского края, музыкального руководителя и главного дирижера Дениса Ивенского, расположенный непосредственно на сцене.
У «Премьеры» есть история, и она всегда была такой: было объединение, было создание, было созидание, и, конечно же, мы эту линию будем продолжать и развивать. Скажу честно, всех собрать в одном месте очень непросто, направить творческую энергию в единое русло, но у нас это получилось. Мы уверены, что «Первый бал Наташи Ростовой» — это интересная форма, — отметил генеральный директор КМТО «Премьера» заслуженный артист Краснодарского края Илья Филиппов.
Вместо «Пиковой дамы»
Все мы прекрасно помним, что действие на первом балу Наташи Ростовой в романе происходит 31 декабря, в канун Нового 1811 года. За праздничным убранством бального зала, волнением юной героини и приготовлениями семьи к выходу в свет у Льва Николаевича отчетливо читается: надвигается некая стихия, обладающая силой разрушительной, имя которой — неизбежность. На балу живут, чувствуют, рассуждают о будущем и ведут светские беседы, но наступает другая реальность и меркнут вальсы, гаснут свечи, останавливаются мазурки…
Я хотела делать «Пиковую даму», но мне сказали, что в Краснодаре это уже будет третья по счету «Пиковая дама»! От идеи отказались и остановились на «Войне и мире». В этом романе, в формате четырех томов, на мой взгляд, вся история государства Российского, и поместить ее в один спектакль, разумеется, невозможно, и я решила взять за основу бал, потому как он является переломной точкой в судьбе главных героев, — рассказывает режиссер.
Итак, «Бал» — это кульминационный момент мира. «Точка невозврата» для Наташи Ростовой, первый выход в свет, порог во взрослую жизнь. Важный этап самопознания, который приблизит к будущим духовным исканиям Пьера Безухова. Для Андрея Болконского — зарождение большой любви, момент наивысшего эмоционального подъема и предчувствие финала трагического. По словам Ирины Ткаченко, передать зыбкое, но осязаемое ощущение приближающейся беды, и есть одна из основных задач, которую она поставила команде. Об этом танцы, диалоги, элементы, присутствующие в костюмах, и музыка, написанная известным российским композитором Ольгой Шайдуллиной.
Я призвала своих друзей — Глинку, Алябьева, Лядова. Все вместе мы и поработали над этой партитурой. Открывает «Бал» полонез, закрывает его мазурка. Здесь я очень много занималась переложениями, фантазиями на тему. Для современных композиторов написать музыку и работать с полным симфоническим оркестром — большая удача. Мне было интересно попробовать себя в этом проекте, — с улыбкой говорит Ольга Шайдуллина.
Настроение — бал
События, описанные Толстым, в постановке Ирины Ткаченко, как мне показалось, происходят осенью, на что намекает орнамент из дубовых листьев на платьях прекрасных дам. Такая маленькая, но достаточно приметная деталь, и выбранные художником Ирэной Ярутис оттенки глубокого черного, искрящегося золотого, акцентного красного, игривого желтого в костюмах и декорациях. Но кажется, что в основе всего — чистый белый. Как лист бумаги, на котором можно писать. Как символ света, который просматривается. Могу лишь предполагать, к чему конкретно ведет отсылка с листвой: к дате рождения Наташи, появившейся на свет, как известно, осенью? или к тому факту, что премьера «Бала» состоялась в ноябре?.. Сценография, цветовая палитра — все отображает характеры персонажей, подсвечивая стилистику нашего восприятия того времени: свисающие светящиеся люстры (художник по свету Евгений Козин), канделябры, размещенные непосредственно на головах артисток шоу-балета, создающие эффект движения времени; выглядящие весьма натурально парики некоторых героев.
Я родилась в Петербурге (в те годы он назывался Ленинград). Эрмитаж, Павловский дворец, Павловский парк — вот мои неиссякаемые источники вдохновения. Не нужно смотреть на этот спектакль как на реконструкцию. Там точно нет исторических костюмов. Но есть веяние, есть настроение. Я бы назвала это настроение — бал. Там блистательный Петербург, его мишура. С одной стороны — внешняя красота, очень выверенная, очень чопорная. С другой — внутренняя, это Наташа и ее удивительное восприятие мира, — пояснила Ирэна Ярутис.
Что за прелесть эта барышня!
В легком белоснежном платье и туфельках с атласными лентами любимица Толстого, озорная воздушная девчонка (играет Виктория Кузнецова) врывается в зал с любознательностью ребенка, а покидает его с отчетливым отпечатком печали на лице, который обычно появляется у повзрослевшей, размышляющей о жизни девушки… Волнующий момент спектакля — монолог, который передает чувства, тревогу и в какой-то степени безысходность героини.
Увидела Викторию в момент ввода в «Золотого петушка» и поняла, что не будет никакого кастинга. Именно такой и представляла себе Наташу Ростову. Я просто заметила ее и сказала: «Какая прелесть эта барышня!» Она еще и обучена хорошо, и не замылена массой ролей, когда актрисы начинают немножко кокетничать! — призналась Ткаченко.
Теперь кажется странным, что данной истории на краснодарской сцене могло и не случиться. «Первый бал Наташи Ростовой» встал в местный «культурный интерьер», где публика предпочитает сочетание легкости с изысканностью с отчетливыми минорными аккордами и сильным душераздирающим финалом, оставляющим смотрящего наедине с самим собой: все хорошо, все волшебно, все весело, но только отчего так пронзительно грустно?
На программке изящным курсивом едва заметно написано: «Мечтам, которым не суждено стать явью, посвящается…»