Найти в Дзене
Жизнь на 360°

Опоздал – свободен?! Или как злые училки издеваются над бедными учениками, захлопывая дверь перед носом? Разбираем ситуацию по косточкам!

Ох, чую, сейчас польются реки слез и шквал возмущений! Тема опозданий – это вечная головная боль для учителей и яблоко раздора между учениками и администрацией школы. С одной стороны – учебный процесс, который срывается из-за постоянно опаздывающих, с другой – замерзшие на пороге школьники, лишенные драгоценных знаний. Имеет ли право учитель не пустить опоздавшего на урок? Где заканчиваются полномочия педагога и начинаются права ученика? Давайте разберемся, что говорит закон, здравый смысл и просто человеческое сочувствие по этому вопросу. Итак, почему родители так возмущаются, когда их кровинушку не пускают на урок за опоздание? Ну, во-первых, это нарушение права на образование. "Мой ребенок имеет право на образование! Даже если он проспал, заболел или просто не успел на автобус! Учитель не имеет права лишать его знаний!" – кричат родители, готовые идти в суд и писать жалобы во все инстанции. И, формально, они правы. Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на образ
Оглавление

Ох, чую, сейчас польются реки слез и шквал возмущений!

Тема опозданий – это вечная головная боль для учителей и яблоко раздора между учениками и администрацией школы.

С одной стороны – учебный процесс, который срывается из-за постоянно опаздывающих, с другой – замерзшие на пороге школьники, лишенные драгоценных знаний.

Имеет ли право учитель не пустить опоздавшего на урок?

Где заканчиваются полномочия педагога и начинаются права ученика?

Давайте разберемся, что говорит закон, здравый смысл и просто человеческое сочувствие по этому вопросу.

"Это беспредел! Мой ребенок имеет право на образование, даже если проспал!" Аргументы "за" опоздавших (от любящих и всепрощающих родителей).

Итак, почему родители так возмущаются, когда их кровинушку не пускают на урок за опоздание?

Ну, во-первых, это нарушение права на образование.

"Мой ребенок имеет право на образование! Даже если он проспал, заболел или просто не успел на автобус! Учитель не имеет права лишать его знаний!" – кричат родители, готовые идти в суд и писать жалобы во все инстанции.

И, формально, они правы. Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на образование.

Во-вторых, это непонимание причин опоздания.

"У моего ребенка уважительная причина! Может, у нас прорвало трубу, сломалась машина или вообще – кошка рожала! Учитель должен войти в положение и не быть таким жестоким!" – возмущаются родители, считающие, что их чадо всегда и во всем право.

И здесь тоже есть доля истины.

В жизни случаются разные ситуации, и учитель должен уметь проявлять сочувствие и понимание.

В-третьих, это стресс и унижение.

"Мой ребенок и так переживает из-за опоздания! А тут еще и учитель не пускает его на урок! Это же унижение и стресс! Он потом вообще в школу ходить не захочет!" – жалуются родители, которые считают, что учителя должны оберегать детскую психику от любых негативных воздействий.

И здесь тоже есть логика. Публичное порицание и отказ в посещении урока могут действительно негативно сказаться на эмоциональном состоянии ребенка.

В-четвертых, это неэффективность наказания.

"Запрет посещать урок – это не наказание, а наоборот – поощрение! Мой ребенок только рад, что его выгнали из класса! Он теперь будет специально опаздывать!" – негодуют родители, считающие, что учителя не умеют выбирать эффективные методы воспитания.

И, к сожалению, в некоторых случаях это действительно так. Для некоторых учеников пропуск урока – это не наказание, а долгожданная свобода.

"А кто будет учить остальных, если каждый будет опаздывать?! Урок – это святое!" Аргументы "против" опоздавших (от уставших учителей и дисциплинированных учеников).

А что же говорят учителя и те учащиеся, которые всегда приходят вовремя?

Ну, во-первых, это срыв учебного процесса. "Когда ученик опаздывает, он отвлекает всех остальных! Приходится объяснять ему пропущенный материал, повторять задания и тратить на это драгоценное время урока!" – возмущаются учителя, которые и так перегружены работой.

И это, пожалуй, самый весомый аргумент. Опоздания действительно мешают проводить урок в нормальном режиме и снижают эффективность обучения для всех учеников.

Во-вторых, это неуважение к учителю и одноклассникам.

"Опоздание – это проявление неуважения к учителю и одноклассникам! Это демонстрация того, что ученик считает себя важнее всех остальных!" – говорят те, кто ценит дисциплину и пунктуальность.

И здесь тоже есть доля правды. Опоздание – это действительно нарушение общепринятых норм поведения и неуважение к окружающим.

В-третьих, это разрушение дисциплины.

"Если позволять опаздывать одним, то начнут опаздывать все! В школе должен быть порядок и дисциплина!" – утверждают сторонники строгих правил и жесткого контроля.

И это тоже справедливое замечание. Если не пресекать опоздания, то это может привести к всеобщему хаосу и анархии.

В-четвертых, это формирование безответственности.

"Если ребенок привык опаздывать в школе, то он будет опаздывать и на работу, и на важные встречи! Нужно учить его ответственности с детства!" – предостерегают те, кто заботится о будущем поколении. И здесь тоже есть логика.

Привычка опаздывать – это негативное качество, которое может помешать человеку в жизни.

Что говорит закон? Инструкции Минобразования, школьный устав и права ребенка: разбираем по полочкам.

Так имеет ли право учитель не пустить опоздавшего ученика на урок с точки зрения закона? Ответ – неоднозначный.

В российском законодательстве нет прямого запрета на это.

Однако…

  • Конституция РФ: Гарантирует право на образование. Но это право не является абсолютным и может быть ограничено в целях защиты прав и законных интересов других лиц (в данном случае – прав других учеников на получение образования в нормальной обстановке).
  • Закон "Об образовании в Российской Федерации": Устанавливает права и обязанности учеников и педагогов. В частности, ученики обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка школы.
  • Устав школы: Вот тут-то и кроется дьявол в деталях! В большинстве школ в уставе прописаны правила посещения занятий, в том числе и последствия опозданий. И именно устав школы является основным документом, определяющим порядок действий в случае опоздания ученика.

Как правило, в уставе школы говорится о том, что учитель имеет право не пустить опоздавшего ученика на урок, если это мешает проведению занятия. Однако, в некоторых школах могут быть предусмотрены другие варианты решения проблемы: например, ученик может быть допущен на урок с разрешения директора или завуча, или ему может быть предложено отработать пропущенное время.

Личный опыт: истории из учительской жизни (и как я пыталась найти компромисс).

Из личного опыта могу сказать, что ситуация с опозданиями – это всегда очень сложная и деликатная тема.

Я, как учитель, всегда старалась подходить к каждому случаю индивидуально.

  • Если ученик опоздал по уважительной причине (болезнь, транспортные проблемы и т.д.), я, конечно же, пускала его на урок и помогала наверстать пропущенный материал.
  • Если же ученик опаздывал систематически, без уважительных причин, я старалась поговорить с ним и его родителями, выяснить причины опозданий и найти решение проблемы.
  • Были случаи, когда приходилось применять дисциплинарные меры (например, замечания в дневнике, вызов родителей в школу). Но я всегда старалась избегать крайних мер и искать компромисс, чтобы не отбить у ученика охоту учиться.

Ключевым моментом всегда являлось выяснение причины.

Иногда за систематическими опозданиями скрывались серьезные проблемы: буллинг в классе, сложные отношения с родителями, депрессия.

В таких случаях необходимо было подключить психолога и помочь ученику справиться с трудностями.

Что делать? Алгоритм действий для учителей, учеников и родителей (чтобы избежать конфликтов и найти решение проблемы).

Итак, как же правильно поступить в ситуации, когда ученик опоздал на урок? Вот несколько советов для каждой из сторон:

Для учителей:

  1. Выясните причину опоздания: Не спешите сразу наказывать ученика. Попробуйте выяснить, почему он опоздал. Возможно, у него есть уважительная причина.
  2. Изучите устав школы: Убедитесь, что вы знаете правила посещения занятий, установленные в вашей школе.
  3. Примите решение в соответствии с уставом и здравым смыслом: Если ученик опоздал по уважительной причине, пустите его на урок и помогите наверстать пропущенный материал. Если же опоздание было без уважительной причины, примите соответствующие меры в соответствии с уставом школы.
  4. Поговорите с учеником и его родителями: Если ученик опаздывает систематически, постарайтесь выяснить причины опозданий и найти решение проблемы.
  5. Не унижайте ученика: Помните, что ваша цель – помочь ученику, а не наказать его.

Для учеников:

  1. Старайтесь не опаздывать: Планируйте свое время так, чтобы всегда приходить на урок вовремя.
  2. Если вы опоздали, извинитесь: Не оправдывайтесь и не перекладывайте вину на других. Просто извинитесь за опоздание.
  3. Объясните причину опоздания: Если у вас была уважительная причина, спокойно объясните ее учителю.
  4. Примите последствия: Если учитель решил не пустить вас на урок, примите это как наказание за опоздание. Не спорьте и не грубите.
  5. Постарайтесь наверстать пропущенный материал: Спросите у одноклассников или учителя, что вы пропустили на уроке, и постарайтесь наверстать пропущенный материал самостоятельно.

Для родителей:

  1. Обсудите с ребенком важность пунктуальности: Объясните ребенку, почему важно приходить на урок вовремя.
  2. Помогите ребенку организовать свое время: Научите ребенка планировать свой день, чтобы он всегда успевал вовремя в школу.
  3. Свяжитесь с учителем, если ребенок часто опаздывает: Поговорите с учителем, выясните причины опозданий и вместе найдите решение проблемы.
  4. Поддерживайте ребенка: Не ругайте ребенка за опоздания, а поддержите его и помогите ему исправиться.

Вместо заключения: главное – не захлопнуть дверь перед ребенком, а протянуть руку помощи!

Имеет ли право учитель не пустить опоздавшего ученика на урок? Однозначного ответа нет.

Все зависит от ситуации, от устава школы и от человеческого фактора. Но главное, на мой взгляд, не захлопнуть дверь перед ребенком, а попытаться понять его, помочь ему и найти решение проблемы вместе.

Ведь наша задача – не наказать, а научить! А я пойду готовиться к завтрашнему уроку… И надеюсь, что никто не опоздает! ;)

А Вы как думаете?

Дорогие читатели, оставляйте свои комментарии и дополнения к статье.

Понравилась статья? Ставьте лайки!

Подписывайтесь на наш канал!