Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Черная орхидея (2006, США, нео-нуар / триллер): Черная энергетика

Жестокий и странный фильм с очень мощной и черной энергетикой. Вот эта вот черная энергетика, fatalе femme в исполнении Хиллари Суонк, а также 1946-й год на экранном дворе — единственное, что объединяет триллер Де Пальмы с классическими фильмами жанра "нуар". Но эта же энергетика и отделяет триллер Де Пальмы от классики, потому что их мощности и их направленности несравнимы. В фильме Де Пальмы "нуар" приобретает почти мистический оттенок, превращаясь в данс макабр. Через кинополотно буквально проступают лики смерти, а ненужные кадры, по большому счету ничего не дающие сюжету — типа десятисекундного внезапного землетрясения, затронувшего и полицейский участок, — придают загадочности и какой-то неустойчивости, болезненной зыбкости окружающего героев мира. Кстати, о героях. Не таким уж типичным героем нуара выглядит главный герой, молодой инспектор Бакли Блейчерт. В нем нет характерного для нуара цинизма, нет "прожженности" и самоуверенности. Если бы Джош Хартнетт еще чуть-чуть постарал

Жестокий и странный фильм с очень мощной и черной энергетикой. Вот эта вот черная энергетика, fatalе femme в исполнении Хиллари Суонк, а также 1946-й год на экранном дворе — единственное, что объединяет триллер Де Пальмы с классическими фильмами жанра "нуар".

Но эта же энергетика и отделяет триллер Де Пальмы от классики, потому что их мощности и их направленности несравнимы. В фильме Де Пальмы "нуар" приобретает почти мистический оттенок, превращаясь в данс макабр. Через кинополотно буквально проступают лики смерти, а ненужные кадры, по большому счету ничего не дающие сюжету — типа десятисекундного внезапного землетрясения, затронувшего и полицейский участок, — придают загадочности и какой-то неустойчивости, болезненной зыбкости окружающего героев мира.

Кадр из фильма "Черная орхидея" (2006)
Кадр из фильма "Черная орхидея" (2006)

Кстати, о героях. Не таким уж типичным героем нуара выглядит главный герой, молодой инспектор Бакли Блейчерт. В нем нет характерного для нуара цинизма, нет "прожженности" и самоуверенности. Если бы Джош Хартнетт еще чуть-чуть постарался, то получился бы невероятно живой персонаж, и "Черная орхидея" утерла бы нос любому классическому нуару засчет своей реалистичности, вложенной в фантастическую атмосферу. Однако этого не случилось, и из актерского ансамбля можно отметить разве что Хиллари Суонк (хотя Скарлетт Йоханссон, конечно, мила, но не более того. Впрочем, этого "более того" от нее и не требовалось).

Даже на второстепенной роли Суонк влегкую переигрывает всех своих партнеров, и ее Мэделайн Линскотт за считанные мгновения превращается из "роковой женщины" в ноющую шлюшку, которая "боится", что Бакли Блейчерт уйдет или в "черную орхидею", или вообще во что-то готическое по типу Вампиры из фильмов Эда Вуда, подглядывающую из окна за разборкой Бакли с Кей (Йоханссон).

Кадр из фильма "Черная орхидея" (2006)
Кадр из фильма "Черная орхидея" (2006)

В общем, Суонк мастерски пудрит не только Бакли, но и зрителю мозги, как и полагается ее персонажу.

Есть и еще один запоминающийся образ — Рамона Линскотт (Фиона Шоу). Красной от крови нитью волочится сквозь сюжет креатура Виктора Гюго — Гуинплен, главный герой романа "Человек, который смеётся". Он появляется то на экране в экране, то на постере, то просто намалеванным на стене, а в конце концов воплощается в Рамоне Линскотт — причем так, словно в эту сумасшедшую пожилую телку вселился призрак убитой девушки. И это вихляющееся существо, скороговоркой выпаливающее в уши Бакли и зрителю разгадку детективной интриги, выглядит настолько отталкивающе и неприятно, как будто забрело в "нуар" из хоррора, который снимают в павильоне по соседству. Шок! :)

Кадр из фильма "Черная орхидея" (2006)
Кадр из фильма "Черная орхидея" (2006)

Несмотря на отличный сюжет, фильм чисто визионерский (вряд ли Джеймс Эллрой, по роману которого снят фильм, остался бы этим доволен). Но, повторюсь, главное здесь вот что: "Черная орхидея" — это один из немногих фильмов, в которых чувствуется дыхание смерти — не картинное и позерское, как в классическом "нуаре", а реальное. И человеческие увечья выглядят настолько натуралистично и правдоподобно, что аж мороз по коже продирает.

Многие со мной не согласятся, но "Черная орхидея" — это один из лучших фильмов Брайана Де Пальмы, снятых за всю его долгую и не всегда счастливую карьеру (вот и "Черная орхидея", следуя законам подлости, свойственной героям "нуара", провалилась в прокате).

Оценка: 7,5 из 10.

Кадр из фильма "Черная орхидея" (2006)
Кадр из фильма "Черная орхидея" (2006)

Режиссер: Брайан Де Пальма
Сценарий: Джош Фридман (по роману Джеймса Эллроя)
Оператор: Вилмош Жигмонд
Композитор: Марк Айшем

В ролях: Джош Хартнетт, Скарлетт Йоханссон, Аарон Экхарт, Хилари Суэнк, Миа Киршнер, Майк Старр, Фиона Шоу.

Читайте также на моем канале:

Неонуары | Владимир Гордеев | Дзен
Кадр из фильма "Черная орхидея" (2006)
Кадр из фильма "Черная орхидея" (2006)